Ни один новосибирец не должен почувствовать, что в культуре не хватает денег...

1 / 2016     RU
Ни один новосибирец не должен почувствовать, что в культуре не хватает денег...
Анна Терешкова руководитель Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска
О том, как в условиях дефицита бюджета утолить духовный голод новосибирцев.

СТИЛЬ: Анна, каких качеств требует нынешнее непростое время от людей, занимающих ключевые руководящие должности в городе и области?

АННА ТЕРЕШКОВА: Сейчас, в первую очередь, нужны менеджеры. Нужно принимать множество важных управленческих решений: где-то урезать расходы, где-то сократить программы, где-то что-то переформатировать или объединить. И все это нужно делать качественно и очень разумно. Например, у нас великолепные театры с великолепными режиссерами, у которых есть великолепные директора, и, по большому счету, нужно просто не мешать им. Многим новосибирским культурным учреждениям больше ничего и не надо. Скорее, они нуждаются в хороших менеджерах от государства, которые в критических условиях смогут удержать культурную среду в целом, сформировать грамотную финансовую политику и защитить важные для города проекты.

Каково реальное положение дел в вашем департаменте на начало года?

Бюджет уменьшается очень сильно, и, наблюдая экономическую ситуацию в мире, я не думаю, что в ближайшее время будет какое-то развитие. Денег в обрез, и сейчас мы постоянно стоим перед выбором, кому дать их в первую очередь: скажем, поддержать Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина или Новосибирский транзит, который проводит «Красный факел». В принятии таких решений нужна определенная смелость, потому что в данном случае как бы ты ни поступил, тебе все равно этого не простят. От человека, который принимает эти решения, требуется большая внутренняя сила и умение брать на себя ответственность. А еще — достаточная погруженность в свою отрасль, чтобы выделить то, что нужно сохранить при любых условиях, то, чем гордится Новосибирск.

Например?

Например, если мы сейчас не поддержим наше документальное кино, то лучшая за Уралом школа в этой сфере, которая развивалась годами, может умереть. Поколение лучших документалистов страны уходит, и чтобы не потерять это наше достояние, мы в ближайшем будущем откроем на базе Музея Центрального района Дом документального кино. Также в муниципальное задание включены чемпионаты по чтению вслух «Открой рот», «Страница 15», «Страница 16» — в будущем году при поддержке мэрии они пойдут по всем библиотекам, школам и домам культуры. Также мы поддержим Фестиваль исторической реконструкции. Еще один фестиваль — «Живая вода» — тоже будет проводиться в Заельцовском парке ежегодно, так как на него съезжаются участники и зрители со всей Сибири. Сейчас главное — найти такие «живые»проекты и распиарить их так, чтобы вовлечь как можно больше инициативных, творческих людей, особенно молодежи. Я ставлю перед своей командой задачу узнать, чем дышит новосибирская молодежь — от патриотов до представителей суперотвязных современных течений. Мы не должны придумывать для них какие-то проекты — нужно поддерживать и развивать то, что делают они сами.

Какой месседж сейчас должен заключаться в действиях власти? Что хотят услышать от вас люди и что они должны услышать?

Во первых, никакой внутренней паники. Да, мы делаем меньше мероприятий, но делаем их качественно, даем им более серьезную информационную поддержку, вовлекаем людей. Это не «культурная программа»для галочки, а проекты, которые удивят горожан, будут по-настоящему им интересны. Люди у нас достаточно избалованы в культурном смысле, и мы должны предложить им достойные проекты, чтобы не было ощущения, что это сделано на последние три копейки. И здесь как раз очень нужны менеджерские навыки, ведь ни один новосибирец не должен почувствовать, что в культуре не хватает денег, что вообще что-то изменилось. Я сравниваю такое управленческое искусство с балетом: никто не знает, сколько на самом деле пашут у станка и как в кровь сбивают себе пальцы. Открывается занавес — и всё прекрасно и удивительно. Когда от работы есть ощущение легкости и ясности, значит, это хорошая работа.

А как обстоят дела у наших соседей? Происходит ли обмен опытом с другими городами, есть ли понимание, какое место в условном культурном рейтинге занимает Новосибирск?

У нас в городе менталитет немножко столичный. Есть у нас склонность думать, что все вокруг дураки, а авторитеты — только Москва и Питер. Запросы, соответственно, у нас тоже столичные, поэтому мы мало интересуемся тем, что происходит в Барнауле, Омске или Томске. Хотя творческие ребята есть везде. Просто бюджеты командировок и гастролей сейчас существенно порезаны, и коммуникации между городами сильно ослабли. Достаточно интересен сейчас Екатеринбург, где активно работает филиал Государственного центра современного искусства. Дважды в год там проходят биеннале на весь город. В них участвует очень много молодежи и, помимо искусства, поднимается очень большой образовательный пласт — горожане включаются в новые интересные проекты. Естественно, на поддержку этих мероприятий выделяются федеральные деньги. Поэтому и для Новосибирска открытие такого филиала было бы большим прорывом. Сейчас этот вопрос решается в Москве. Насыщенной культурной жизнью живет Казань, неплохо развивается культура в Ханты-Мансийске. А вот Пермь, которую называли буквально новой культурной столицей Европы с ее фестивалем «Белые ночи», медленно и печально теряет свой творческий потенциал. Я была в Перми пару лет назад, когда там происходила настоящая культурная революция. Было ощущение, что ты приезжаешь в настоящий западный город — огромная фестивальная площадка, иностранные гости, наши звезды: Спиваков, Гергиев… По статистике, до начала фестиваля около 80% молодежи хотели уехать из Перми. После проведения фестиваля это процент снизился до 20 или 30. А потом фестиваль постепенно свернули и закрыли совсем. Как всегда: «Там, где торжествует серость, к власти приходят черные». Кстати, Новосибирск на этом фоне выглядит очень достойно. Мы точно находимся в десятке самых культурных городов России.

А в нашем городе можно сделать фестиваль, который стал бы брендом нашего города?

Всероссийским проектом, способным собрать сотни тысяч гостей, может стать Монстрация. Мы начинаем работать над ее возвращением. Но делать это надо тонко, чтобы опять не вызвать возмущения местных «активистов». В идеале можно составить программу праздника на несколько дней. Сначала молодежь собирается на шуточный митинг, а потом мы открываем несколько фестивальных площадок по всему городу и устраиваем действо, по масштабу сопоставимое с бразильским карнавалом. Пусть к нам приезжают гости со всей страны — это куда интереснее, чем сидеть у себя по городам и жаловаться на скуку. Таким образом, Новосибирск получил бы знаковый, инвестиционно привлекательный проект, жители города — яркое и современное мероприятие, а энергию молодежи мы бы направили в мирное русло.

Может ли в Новосибирске на фоне негативных событий, которые происходят в стране и в мире, случиться культурная революция, подобная той, что вы описали, рассказывая о Перми?

Я думаю, что как раз сейчас — может. Честно говоря, мы немножко заелись, и удивлять нас с каждым годом становилось все тяжелей. Сейчас мы получаем меньше различных культурных продуктов, а это значит, что мы станем голоднее. Будем стремиться попасть на хорошие спектакли, следить за тем, какие артисты приезжают в Новосибирск, и не упускать возможности посетить качественный концерт. Голод провоцирует на действие. Новые субкультуры всегда возникали там, где лидеры мнений уходили в некий протест. Они собирались вместе и вырабатывали новую культурную политику. Например, люди не хотят сидеть без рок-музыки или джаза, и — бабах! — создаются великолепные группы из местных музыкантов, которые сами играют рок или джаз. Самые сильные культурные всплески случались в кризисные времена, и я надеюсь, наше время не станет исключением.