Время Соллертинского

1 / 2016     RU
Время Соллертинского
Елена Рудзей доцент кафедры дирижирования Новосибирской консерватории, руководитель Хорового консорта "Лаборатория новой музыки"
О том, какие вопросы в сфере культуры сейчас стоят перед правительством и почему настало «время Соллертинского».

 СТИЛЬ: Елена, какова сейчас ситуация в музыкальной сфере на федеральном уровне?

ЕЛЕНА РУДЗЕЙ: Важно не только чувствовать изменения, но и понимать их направление. Мир сталкивается с глобальными изменениями в информационном, экономическом и политическом пространстве. Мы все признаем эти изменения, но не можем до конца в них разобраться. Новая дикость, новарварство сопровождается уничтожением целых культур. Все это требует от государства моментальных действий. За последнее время в России вышло несколько важных документов: первый от 31 декабря 2015 года, где в рамках Стратегии национальной безопасности Российской Федерации впервые в новейшей истории страны культура возводится в ранг национальных приоритетов с признанием ее важнейшим фактором роста качества жизни и территориальной целостности страны, и второй документ по итогам Совета по культуре и искусству, где рекомендовано развитие регионам коренного, старейшего национального хорового искусства.
Впервые так ясно сказано о превалировании духовного над материальным, о необходимости возрождения национального достояния Отечества, к которому я в первую очередь отношу русское хоровое искусство. Уже несколько лет назад государство спохватилось и стало восстанавливать Всероссийское хоровое общество, расформированное в 90 е годы. Также началась интенсивная работа с детьми — создан Всероссийский детский хор, выступивший в Мариинском театре, а затем на закрытии Олимпиады 2014 года, в декабре 2015 года он выступил перед президентом России, правительством и первыми лицами нашей страны; подобные мероприятия являются важным шагом для развития современного общества.
Со своей стороны хочу заметить, что в Новосибирске и области в течение последних пяти лет Министерством культуры НСО и нами создан Сводный детский хор города и области, который я курирую, которым в свою очередь создаются ежегодно феноменальные крупные программы с оркестрами. Создан детский хоровой абонемент консерватории, уникальная хоровая смена в оздоровительном лагере — единственная на территории России. Детское хоровое творчество в городе развивается семимильными шагами усилиями потрясающих руководителей-хормейстеров, министерства, мэрии, нашими усилиями.

Почему вы считаете хоровое искусство одним из важнейших направлений культуры в России?

Для того чтобы это понять, достаточно посмотреть истоки возникновения хорового искусства в нашей стране. В конце Х века Россия перенимает православие у Византии, а вместе с ним важнейшую часть церковного обихода — хоровое пение. В 1476 году царь Иоанн III создает первый профессиональный академический хор на Руси, в то время о подобных коллективах на Западе даже не шло речи — Хор государевых певчих дьяков существует по сей день. Создание, содержание и продвижение хоровых коллективов на Руси было делом первостепенным и государевым. Когда в 1703 году был построен Санкт-Петербург, Петр I первым делом перевозит из Москвы хор — сегодня Государственная петербуржская певческая капелла имени Глинки является одним из лучших коллективов во всем мире. Сейчас мы много говорим об оркестрах, но не нужно забывать, что это западное явление — первый оркестр в России появился именно в Петербуржской певческой капелле в конце XIX века для развития хорового искусства, а уже потом это стало отдельным направлением в культуре. К началу XX века не то что в каждом городе страны, а в каждой деревне существовал церковный хор — судя по сохранившимся до наших дней остаткам старинных церквей, места, где располагался певческий коллектив, строились с расчетом более чем на сто человек — это в деревнях-то!
В настоящее время в Сибирском федеральном округе нет ни одного стоголосого хора: максимальная численность — 48 человек, и это уже считается хорошим показателем. Каждая нация в своей культуре имеет главное духовное произведение: у немцев, например, это «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса, у чехов — «Глаголическая месса» Леоша Яначека и т. д. У русских «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова — его невозможно исполнить коллективом в 50 человек, нужен большой и мощный исполнительский состав.
Дело в том, что исторически все самое глубокое было написано для хора. Так чувствовал и пел русский народ, так мыслили хор великие русские композиторы — как колоссальное духовное откровение, как силу, силу национального духа, прежде всего. Поэтому «Вставай, страна огромная…» в 1941 году исполнил именно хор. И сегодня тот самый дух объединил нас, осуществил связь поколений в рамках беспрецедентной акции «Бессмертный полк». Тот самый дух заставил затихнуть гул 60 тысячной толпы на главной площади Новосибирска 9 мая 2015 года, когда сводный детский хор запел военные песни. И все кожей почувствовали, как толпа стала народом.

Каково состояние хорового искусства в Новосибирске?

Новосибирск пытается позиционировать себя как культурную столицу Сибири. В нашем городе находится единственная консерватория на огромной территории от Екатеринбурга до Тихого океана, мощная филармония, у нас потрясающий оперный театр, множество музыкальных и художественных школ, библиотек. Но для сравнения: в Москве сейчас примерно 85 профессиональных хоровых коллективов на 11 миллионов жителей, в Санкт-Петербурге 62 академических профессиональных коллектива на 5 миллионов жителей, а в Новосибирске на полтора миллиона жителей один профессиональный академический хор. Тысячам молодых людей великие достижения русской культуры теперь уже незнакомы. И в связи с тем, что мы видим, говорить о столичности Новосибирска нельзя, ведь мы должны задавать тон всему региону.
Со своей стороны мы («Лаборатория новой музыки» — прим. ред.) с большим удовольствием помогаем развивать детское хоровое искусство, осуществляя такие проекты, как, например, «Навстречу Победе». Вот такое интересное наблюдение приведу: в начале работы дети плохо ориентировались в песнях, в истории Великой Отечественной войны, но уже через несколько репетиций они писали нам письма! Благодарили, что мы рассказали важную часть истории нашей страны, ведь они посмотрели исторические и документальные фильмы, прочитали книги. Проблема заключается еще и в том, что хорошо: они изучили историю, полюбили хор, готовы идти дальше, а куда? У нас есть колледжи, есть консерватория, но что дальше? В результате, в связи с отсутствием перспектив роста резко увеличился отток молодых музыкантов в столицу. Развиваться некуда.

Какой выход из положения вы видите?

Мы разработали концепцию создания Государственной певческой симфонической капеллы Сибири от Урала до Тихого океана — это большой коллектив, в котором есть и хор, и оркестр. Концепция родилась из практики и понимания необходимости, с одной стороны, оберегать сложившиеся культурные традиции, с другой стороны, развивать новые. Тогда будет формироваться сильный современный культурный контекст — от повседневного общения на улицах города и знания детьми истории Отечества до крупнейших событий музыкального порядка. Такую практику уже нельзя будет назвать анахронизмом.
В конечном итоге мы планируем открытие многофункционального центра, в котором будут расположены певческие и симфонические силы, развивающие духовное кредо нашей страны.

Что для этого нужно?

Во первых, для этого нужна «государева воля» — решения городских, областных, федеральных властей, и, естественно, необходимо финансирование, так как один из принципов деятельности капеллы — кооперация как сложение и умножение сил. На протяжении пяти лет для нас, для международного фестиваля «Сибирские сезоны», это стало ключевым фактором устойчивости. Сейчас перед нами задачи другого масштаба, которые потребуют и модернизации управления, и понимания стратегической идеи развития страны и региона.

Собрана ли у вас подходящая команда для реализации проекта?

Исполнительская и руководящая — да. Сейчас важно включить в практику самые передовые тенденции менеджмента. Более того, уже осуществлена договоренность с Пермским оперным театром. Они будут обучать наших специалистов принципам работы их пиар-отдела — вот где билеты на спектакли выкупаются за полгода до премьеры и самолетами прилетает европейская критика и столичная публика.

Вы же понимаете, что время сейчас нестабильное — на каждом углу кричат о кризисе, уже многие организации закрылись…

Значит, пора создавать хор. Пенять на то, что сейчас тяжелое время, нельзя: я считаю, что либо мы сейчас начнем что-то делать, либо мы просто потеряем нашу страну. В 1944 году, в разгар войны, в Новосибирске был создан Государственный русский народный хор, в составе которого около ста человек, потому что областное правительство понимало, что нужно укреплять дух нации, что это — стратегически важный вопрос. А в 1945 году закончилось строительство оперного театра. Когда Уинстон Черчилль во время Второй мировой войны смотрел бюджет своей страны, он спросил: «Где здесь расходы на культуру?» – ему ответили: «Так война же!» – а Черчилль сказал: «А если у нас нет культуры, за что мы тогда воюем?» Я скажу так: культуру нужно развивать, чтобы из человека создать Человека.
Убеждена я также и в том, что сейчас мы живем во времени, очень похожем на то, что было примерно сто лет назад — время начавшегося варварства и стремительного падения всеобщего образования и культуры. Так, после революции Ленин издал указ о том, что нужно образовывать крестьянство и рабочий класс, и после смены коллективы заводов посещали различные культурные мероприятия. И была такая потрясающая фигура в Ленинградской филармонии — Иван Соллертинский (похоронен, кстати, в Новосибирске), который выходил к рабочим и рассказывал о той музыке, которая должна была прозвучать. И постепенно была заново создана слушательская культура страны. Сейчас пришло время Соллертинского — когда высокое, глубокое искусство вновь необходимо человеку во всей его жизни. Академическому искусству нельзя дистанцироваться от общества, но и упрощаться нельзя, нужно восстанавливать диалог — общением, новыми формами представления, новыми форматами.

Какие еще проекты вы планируете воплотить в жизнь в этом году?

Так как за пять лет у нас накоплен обширнейший репертуар, мы решили 2016 год посвятить гастролям — показать России, что такое Новосибирск ныне. Проекты на уровне мировых шедевров музыки уже являются современным лицом нашего города, и нам хочется продемонстрировать это стране.