Мы стоим на пороге перемен

10 / 2016    RU
Владимир Калужский художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии
Владимир Калужский – о самых значимых событиях, произошедших в филармонии в этом году.

О том, почему именно сейчас люди активно стали интересоваться искусством, какие изменения нас ожидают в будущем концертном сезоне и на какой сегмент зрителей культурные деятели обращают особое внимание, рассказал художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии Владимир Калужский.

СТИЛЬ: Владимир Михайлович, каким был 2016 год для филармонии?

ВЛАДИМИР КАЛУЖСКИЙ: Этот год для Новосибирской государственной филармонии выдался довольно традиционным и стабильным. Из особо важных событий можно выделить с успехом прошедший Транссибирский Арт-Фестиваль, фестиваль «мARTовский код» и некоторые программы, связанные с определенными датами для коллектива филармонии, а точнее – с 60-летием симфонического оркестра. В честь такого события музыканты предприняли большой гастрольный тур, в рамках которого выступили в самых престижных залах Европы. В июне оркестр также предпринял выездной концерт, но несколько иного свойства: музыканты выступили на главной площади Новоалтайска, небольшого городка под Барнаулом, – именно там в 1956 году нашим ключевым коллективом был дан первый в его истории концерт. Пожалуй, вот данные мероприятия, значимость которых можно выделить ярче остальных, а вообще, на протяжении сезона мы проводим более тысячи концертов, и каждый из них по-своему уникален.

Этот сезон значительно отличается от предыдущих?

Как стабильно сменяются времена года, так же стабильно последние несколько лет существует филармония – традиционные абонементы, ежегодные программы. Конечно, нельзя не упомянуть о серьезных изменениях, настигнувших нас в самом начале сезона, – смене генерального директора. Но, несмотря на то, что за руль управления взялся Бейбит Мухамедин, программа нынешнего концертного сезона 2016–2017 года уже составлена и, независимо от нашего желания, кардинально изменяться не может. Сейчас нам нужно, как говорится, продержаться до конца весны, чтобы осенью суметь претворить в жизнь новые задумки и планы. Раскрывать все наши идеи я пока не могу, но хочу сказать, что их достаточно много – зрителей филармонии в будущем году ожидает масса интересных проектов. В жизни каждого культурного учреждения наступает момент, когда становится необходимым что-то изменить, – сейчас филармония подошла к этому рубежу, поэтому с уверенностью могу сказать, что мы стоим на пороге перемен. Несмотря на то, что этот процесс периодически трудный и в какой-то степени мучительный, он невероятно интересный, потому что по прошествии нескольких месяцев после окончания подготовительных работ наступает период ожидания и созидания.

А для чего что-то менять, если филармония уже имеет широкий круг зрителей и за несколько лет создала план действий, который всегда работал?

Так бывает, в один прекрасный день вы смотрите на себя в зеркало и думаете: а не поменять ли мне прическу? А за прической следует полная реформация образа. Стремление к обновлению присуще концертной творческой организации в той же степени, как и человеку. Ну и безусловно, мы хотим расширить сегмент посещающих нас зрителей, обратив особое внимание на молодое поколение. Задача меня как художественного руководителя состоит в том, чтобы держать руку на пульсе организации и, как опытному клиницисту, диагностировать перемены. И поскольку я занимаюсь данной деятельностью уже более 20 лет, то уже научился ощущать, когда нужно сменить курс. Кроме того, что мы создаем некий концертный продукт, волей-неволей периодически приходится брать на себя роль социолога: достаточно в антракте посмотреть на присутствующую публику и можно увидеть много знакомых лиц – это люди определенного возраста и принадлежности к социальной группе. Есть некоторые мировые феномены, всем известно: какими бы ни были замечательными симфонические оркестры, их не посещает молодежь в возрасте от 18 до 25 лет. И у нас действительно есть потребность, несмотря на устоявшиеся стереотипы, суметь привлекать к искусству публику различных возрастов и социальных уровней.

Чем культурная среда Новосибирска порадовала вас в этом году?

Этот год был знаменателем тем, что люди снова потянулись к искусству. Если в стране возникает какая-то напряженная ситуация, народ начинает культурно обогащаться: срабатывает какой-то неведомый закон, работу которого никто так до сих пор не разгадал. Так было в 90-х годах, то же самое происходит сегодня. Прикоснувшись к искусству, человек может получить заряд вдохновения, расслабиться и на мгновенье отстраниться от внешнего мира. Важными событиями для страны и города стали Год Прокофьева, который мы достаточно активно поддержали, и Год российского кино – в его тематике также было организовано несколько мероприятий в филармонии, последнее из них пройдет 28 декабря. Если говорить о том, что меня радует в Новосибирске, так это хорошая погода (смеется) – в какой-то степени мы ведь зависим от этого. Покойный Фазиль Искандер где-то писал, что, когда он приехал из Абхазии в Москву, его потрясло, с каким вниманием люди слушают прогноз погоды!