Свобода, равенство и братство

10 / 2016     RU
Свобода, равенство и братство
Давид Гриеко Итальянский сценарист, режиссер и международный журналист
Давид Гриеко — о самых острых вопросах, волнующих итальянское сообщество.

В рамках самого масштабного италоязычного кино-события России RIFF, проводимого кинотеатром «Победа», нам удалось побеседовать с Давидом Гриеко, который рассказал о том, почему нынешнее государственное устройство Италии и России нельзя называть демократией, какую трагедию пережили итальянцы в этом году, а также попросил перестать восхищаться культурным наследием их страны.

СТИЛЬ: Давид, вы говорили, что сегодняшний социум не готов к формату демократического общества. Что нужно сделать, чтобы это изменить?

ДАВИД ГРИЕКО: Нужно полностью переформатировать сразу три важные составляющие общественной жизни: образование, культуру, этику. Та концепция, которая существует сегодня, до сих пор связана с идеологической эпохой, закончившейся много лет назад. Сегодня не существует некого щита, перекрывающего нам возможности для развития. Чтобы изменить перечисленные мною сферы, нужно привлечь наиболее грамотных и ответственных людей — это напрямую касается представителей политической среды и, конечно, обычных граждан. Это реформационная задача сегодня стоит, прежде всего, перед молодежью — кому сейчас 20–25 лет. Мое поколение, которому сегодня уже за пятьдесят, упустило свой шанс, наша ответственность — помочь молодым, направить их в нужное русло.

От кого в данном случае должна исходить инициатива — от власти или от обычных граждан?

Государство и люди — это единое целое, пока мы этого не поймем, то будем до бесконечности задавать вопрос: кто должен сделать первый шаг? В итоге никто его и не сделает. Каждый из нас — единица одного большого целого, именно поэтому любой человек должен нести определенную долю ответственности за то, что происходит в стране. Как бы это ни было банально, но это факт: мы до сих пор не можем научиться существовать сообща. Как только эти простые истины поймет каждый, образуется настоящее демократическое общество, идеальные принципы которого равны лозунгу Французской революции «Свобода, равенство, братство». Я глубоко убежден, что демократия в чистом виде может существовать в нашем обществе, нужно лишь немного потрудиться, и, несмотря на то, что у меня шесть детей, соответственно, множество обязательств, я стараюсь делать всё, что от меня зависит. И даже благодаря возможности наблюдать рост и развитие собственных детей, можно отследить, каким образом изменяется общество.

Существует мнение, что каждый человек приходит в этот мир, чтобы исполнить какую-то миссию. Вы уже определили свой путь?

Да, вы правы, у каждого человека есть определенная миссия. Но, по моему мнению, на протяжении всей жизни она меняется в зависимости от обстоятельств, в которых существует индивид. Мир динамичен, и, чтобы приносить пользу себе и обществу, надо уметь поймать течение.

Сейчас мы подводим итоги 2016 года. Какие значимые события, по вашему мнению, произошли в Италии за это время?

Мало кто говорит об этом, но Италия в 2016 году пережила несколько достаточно сильных землетрясений, из-за которых было разрушено огромное количество культурного наследия Европы, особенно средневековые замки. И самое печальное – то, что сейчас государство не имеет финансовых средств на их восстановление. Это природное явление ярко продемонстрировало, насколько мы обезоружены в плане сохранения памятников культуры: мы абсолютно не можем их защитить, а ведь на нас уже исторически возложена эта важная миссия. Во многом именно за счет этого Италия так популярна среди туристов, особенно российских. Я надеюсь, что эта страшная для всего мира трагедия каким-то образом научит итальянцев ценить и хранить то, что мы имеем. К сожалению, в нашем правительстве есть люди, которые говорят: с культурой не прокормишься, а на самом деле это вообще основная задача Италии. Но все-таки мы все должны работать над данными вопросами, и вы, россияне, можете нам помочь: перестаньте постоянно восхищаться тем, что вы видите, приезжая к нам, лучше говорите: «Да, это красиво, но в каком ужасном состоянии это находится» — возможно, это станет для нас стимулом к движению. На самом деле, нет никакого смысла в том, чтобы в Италии строилось еще больше фабрик и заводов, — мы должны заниматься этим невероятным наследием, которое нам посчастливилось иметь. Если правительство это поймет, то мы сделаем огромный шаг в нужную сторону.