Театр – это отражение жизни через большое увеличительное стекло

10 / 2016     RU
Театр – это отражение жизни через большое увеличительное стекло
Александр Кулябин директор театра «Красный факел»
Директор театра «Красный факел» Александр Кулябин рассказал, благодаря чему Новосибирск становится культурной столицей России.

Почему деятели театральной среды перестали думать о кризисе, а стали активно строить планы на будущее? Как «Красный факел» «прорвался» в Европу? И, самое главное, что поспособствовало тому, что Новосибирск уже по праву можно называть культурной столицей России – во всех подробностях рассказал директор государственного драматического театра «Красный факел» Александр Кулябин.

СТИЛЬ: Александр, благодаря чему «Красный факел» в этом году так ярко презентовал себя на мировых театральных сценах?

АЛЕКСАНДР КУЛЯБИН: Театр «Красный факел» уже неоднократно посещал другие страны с гастролями, но в этом году, я считаю, мы осуществили настоящий прорыв в Европу. Сначала мы представили спектакль «Три сестры» на московском фестивале «TERRITORIЯ», это стало неким стартом для дальнейшего успеха. Самое важное, нам удалось посетить один из крупнейших театральных фестивалей Wiener Festwochen, проходящий в Вене, — именно там ежегодно собираются все мировые звезды театра. Московский Художественный театр представил зрителям свой спектакль «Идеальный муж», а мы — спектакль «Три сестры», который многие определяют действительно знаковым этапом не только для «Красного факела», но и для всей российской театральной среды. Хочу заранее ответить на вопрос, почему мы никуда не поехали после Венского фестиваля: сейчас нам поступает множество предложений из разных стран, но поскольку фестивальный репертуар на европейских площадках выстраивается всегда примерно за два года до его начала, то на данный момент мы находимся на этапе переговоров и подготовок к этим самым фестивалям. Существует еще одна причина, почему мы сейчас взяли небольшой перерыв, — Линда Ахметзянова, которая играет одну из сестер в постановке, недавно родила ребенка и сейчас находится в периоде восстановления. Но, спешу всех порадовать, с февраля мы снова начинаем активную гастрольную деятельность, и первая наша поездка состоится на фестиваль «Золотая маска», где спектакль «Три сестры» претендует на звание лучшего сразу в пяти номинациях: «Работа режиссера», «Спектакль малой формы», «Женская роль», «Мужская роль второго плана», «Работа художника».

Можно ли сказать, что успех «Трех сестер» – показатель того, что классический психологический театр устаревает?

Как раз «Три сестры» — глубоко психологический спектакль, в котором традиция соединилась с приемами современной режиссуры. И его признание — доказательство того, что русский театр не исчезает. А вообще, я за многогранный театр. Классический, по-другому психологический, театр, где на сцене демонстрируется «правда жизни» — он, безусловно, нужен, многие скучают по таким постановкам. Большая часть сегодняшних спектаклей — другого плана, но мы ни в коем случае не собираемся полностью переходить на один из театральных языков. В «Красном факеле» прекрасно сочетаются в афише такие постановки, как «Поминальная молитва», «Жанна», «Процесс», «Онегин», и те же «Три сестры». Если будет существовать всего один стиль, одно жанровое направление — театр достаточно быстро утратит популярность. Всё как в жизни: не бывает постоянного веселья или бесконечной грусти, но бывает, что мы за один час можем пережить множество разнообразных эмоций. А театр — это отражение жизни через большое увеличительное стекло.

Что произошло нового в самом театре за этот год?

Главное событие — укрепление нашего творческого единения, на данный момент у нас сложилась действительно профессиональная команда. Поэтому не случайно, что именно сейчас нам удается создавать такие спектакли, которые не всегда возможно поставить даже на московских площадках. Многие российские издания отмечают, что труппа «Красного факела» является одной из лучших в России в настоящее время, а именитые российские режиссеры изъявляют желание поставить у нас спектакли. И, что самое важное, даже гонорары здесь вторичны, люди хотят работать с настоящими профессионалами своего дела, какими по общественному мнению являются артисты нашего театра.

Основываясь на тех событиях, которые сейчас происходят в «Красном факеле», вы можете с уверенностью сказать, из чего складывается успех театра?

Как и в любом деле, основополагающим фактором является коллектив — в данном случае творческая группа. Талантливые артисты, хорошая драматургия, грамотный режиссер, профессиональный композитор — если мы смешаем все эти составляющие и не пожалеем финансовых ресурсов, то получится интересный качественный спектакль. Но нужно понимать, что иногда такой подход работает, иногда нет — в театре может быть всякое.

За много лет опыт работы в театре у вас уже, наверное, сформировалось некое чутье, способность определить, какой спектакль будет успешным, а какой нет?

Этот вопрос, скорее, нужно задавать не мне, а главному режиссеру. Я не могу сказать, что всегда безоговорочно соглашаюсь на темы спектаклей, которые предлагает Тимофей, — бывают серьезные расхождения с политикой театра, но это ни в коем случае нельзя называть цензурой. Важно, чтобы был выстроен план: сначала долгий, зачастую мучительный выбор самой драматургии, затем формирование понимания того, как это будет выглядеть в контексте театра. Спектакли обязательно должны быть разноплановые. Основная моя задача как директора — создать определенные условия, чтобы творческие люди могли воплотить в реальность свои задумки.

Из чего формируются эти условия?

Прежде всего, нужно постараться обеспечить необходимыми ресурсами всю творческую группу во главе с режиссером. Сказать «нет» можно всегда, так легко на просьбы команды ответить: «У нас нет на это денег». Для меня важно, несмотря на сложность ситуации, действительно попробовать что-то изменить. Здесь не идет речь о крайностях, когда режиссер может попросить то, чего априори я не смогу ему дать, — все строится исключительно на доверии и взаимном уважении. Вторая составляющая — это социальные условия: жилье, заработная плата, отпуск. Сразу могу сказать, у сотрудников театра заработки довольно небольшие, но мы всеми силами стараемся сделать так, чтобы наш коллектив жил и работал в достойных условиях.

Какие итоги подведены по завершении «Ново Сибирского транзита», прошедшего в этом году?

Количество имен интересных режиссеров с момента прошлого фестиваля увеличилось в разы. Культура не стоит на месте, она активно развивается — в этом году нам удалось увидеть больше профессионализма в работе и уверенности в завтрашнем театре. Причем все это наблюдается на фоне экономического кризиса и недофинансирования театральной сферы — но ни разу за время проведения «Транзита» не зашла речь о том, как мы будем выживать в эти «тяжелые» времена. Все говорили о планах, целях, возможностях и, главное, как нам вести диалог с современным молодым зрителем.

По итогу года, какие события, происходившие в Новосибирске, запомнились и произвели на вас впечатление?

Меня порадовал «Транссибирский Арт-Фестиваль» — он действительно развивается и активно набирает обороты, там мне удалось поближе познакомиться с Вадимом Репиным. Очень интересно стали работать наши коллеги — «Старый дом», «Глобус», Театр под руководством Сергея Афанасьева. Если смотреть в масштабах страны, я нахожусь под впечатлением от недавней поездки в Москву — она действительно превращается в столицу мира. У меня этот город вызывает огромную гордость — он становится чистым, цивилизованным, культурным. В данный момент происходит небывалый ажиотаж в театральной московской среде. Если три-четыре года назад действительно событийные спектакли выходили пару раз в месяц, то сейчас ежедневно проходит огромное количество интересных и глубоких постановок. Из важных лично для меня событий этого года хочется выделить постановку Тимофея Кулябина «Дон Паскуале», премьера которой успешно прошла в Большом театре России. Как родитель я испытываю большую гордость за его работы. И также с волнением ожидаю его предстоящий спектакль «Иванов» в Театре Наций, где главные роли исполнят Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Елизавета Боярская и многие другие, премьера уже 23 декабря. Потом Тимофея ожидают постановки в Германии, ну и самое главное — работа над спектаклями «Красного факела».

Чего нам ждать от «Красного факела» в будущем году?

Могу сказать, что нас ждет масштабный европейский тур, где труппа посетит несколько крупных театральных столиц. То, что спектакль «Три сестры» был так высоко оценен европейской критикой и признан одной из изюминок Венского фестиваля, — неужели не повод для гордости?

Мы впервые встретимся в работе с молодым, но уже опытным, завоевавшим большое признание в Москве режиссером Филиппом Григорьяном. Он из тех режиссеров, к которым сегодня приковано повышенное внимание, каждой работой он удивляет — и в «Красном факеле» осуществит постановку старинной французской пьесы «Иллюзия» Пьера Корнеля, которую наверняка прочтет в очень нестандартном ключе. Еще один молодой талантливый режиссер — наш, исконно новосибирский — Сергей Чехов поставит на Малой сцене вслед за невероятно успешной своей «Тектоникой чувств» еще один спектакль. Он будет называться «Спасти камер-юнкера Пушкина» — в основе современная пьеса Михаила Хейфеца о человеке, который думал, что во всех его бедах виноват не кто иной, как А. С. Пушкин. А ближе к концу сезона мы начнем работу над пластическим спектаклем — что само по себе уже не чудо для нас, но это будет постановка пьесы Шиллера — ни больше, ни меньше! Знаменитую романтическую пьесу «Разбойники» на язык тела переведет московский хореограф Сергей Землянский. Премьеру зрители увидят в июне 2017 года.

Скоро Новосибирск станет культурной столицей России…

Не скоро — он уже стал! Уже в будущем году нас ожидает приезд европейских коллег, которые заинтересованы в тесном сотрудничестве. А если нами интересуются, значит, мы все делаем правильно.