О легкости стихосложения и трудностях бытия

11 / 2016     RU
О легкости стихосложения и трудностях бытия
Юрий Бернадский президент Новосибирской Городской Торгово-промышленной Палаты
Юрий Бернадский еще в советское время создавал в городских микрорайонах органы местного самоуправления – прообраз современных ТОСов. Работал чиновником-аппаратчиком и народным избранником в горсовете и сейчас – в Общественной палате.

Инициатива не наказуема

СТИЛЬ: Вам принадлежит авторство многих общественных инициатив. Актуален ли такой подход в наши дни? Трудно ли найти единомышленников для реализации идей?

ЮРИЙ БЕРНАДСКИЙ: Общественные инициативы будут актуальны всегда. Это колоссальная позитивная энергия, которая рождается в разных слоях общества и с помощью которой, если направить ее в нужное русло, можно горы свернуть. Инициативы появляются тогда, когда человеку уже мало и скучно просто честно выполнять свою работу, ему хочется придумать что-то, что сделает жизнь лучше. Если что-то показалось тебе важным и нужным и находит отклик не только у тебя в душе, то проблем с поиском круга единомышленников не возникает и тогда уже гораздо проще браться за дело. Конечно, роль личности в истории никто не отменял и один в поле может оказаться воином. Но если человек для себя решил, что он должен что-то обязательно делать, то, как правило, ему удается заразить своей идеей других и добиться и помощи, и поддержки для ее реализации.

Вы обладаете уникальным управленческим опытом: работали чиновником, председателем горсовета депутатов, представляете интересы директорского корпуса (МАРП, Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий), предпринимательства (НГТПП). Как вам удается примирять интересы этих групп, которые могут совпадать, а могут быть и противоположными в своей работе?

Если вспомнить классика, то жизнь – это единство и борьба противоположностей. Конечно, внутри любого профессионального сообщества есть противоречия, у каждой группы людей есть свои интересы. Но мне кажется, как раз здесь и заложен мощный потенциал для объединения сообществ, для их интеграции, поиска компромиссных решений и подходов, которые будут полезны всем группам.
У нас в области сегодня только активно действующих некоммерческих объединений около трех тысяч. Если говорить о крупном бизнесе, то ему часто не выгодно, а иногда и противопоказано все делать самому. Крупному бизнесу выгоден альянс с малыми компаниями, которые могут делать его заказы с меньшими издержками, выгодно что-то отдавать на аутсорсинг — ту же логистику, например.

Чем сегодня занимается МАРП? Изменилась ли роль и цели этого объединения? Кого сегодня объединяет эта организация. Ощущают ли члены объединения его необходимость?

Мы изначально создавали МАРП, чтобы помогать предпринимателям делать их бизнес более эффективным, находить нужных партнеров, обретать устойчивость. В первую очередь МАРП представляет интересы производственников, независимо от размера бизнеса. МАРП существует без малого 30 лет. Нашу организацию не финансирует ни бюджет, ни монополии, ни мафия. И если она до сих пор существует, раз ее участники видят пользу от ее работы, раз они ее поддерживают, значит, она нужна бизнесу. Мы позволяем предпринимателям держать руку на пульсе, быстро ориентироваться в многообразии информации
в стремительно меняющемся нормативном поле. Сегодня мы все больше становимся проектным офисом. К примеру, уже три года ведем большой проект, который называется «Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ для средних специальных учебных заведений». В этом году приступили к реализации аналогичного проекта для высшей школы. Суть программы в том, чтобы работодатель знал, что специалист, прошедший обучение по такой аккредитованной программе, действительно обладает необходимыми навыками и компетенциями для работы на той или иной должности.

А Новосибирская городская торгово-промышленная палата чьи интересы отстаивает? Кому и чем помогает? Кого объединяет?

Если говорить о системе ТПП, то здесь мы в рамках ТПП России – звенья одной цепи. В регионе работают две ТПП. Могло быть и больше. В Новосибирске очень много активных предпринимателей, идет насыщенная деловая жизнь, поэтому работы хватает для обеих палат. Одна из поставленных задач – формирование историй успеха в сфере международного научно-технического сотрудничества в рамках федеральной программы. Из 44 пилотных регионов, работающих в формате региональных интегрированных центров, мы находимся в пятерке лучших по итогам прошлого года.

Как по-вашему, зачем вообще нужны общественные организации, что они дают обществу? На решение каких задач стоило бы направить ресурс общественников?

Общественные организации – это часть общества, проводник тех идей и проектов, которые зарождаются в каждом селе,
в каждом муниципальном образовании. Это концентрированное выражение интересов людей. Люди на местах чаще, чем большие руководители, видят, что и как нужно изменить для общего удобства и блага.

Экономика нуждается в поддержке

Вы немало занимались экономикой. Что привело нас к тому, что мы сегодня имеем? Что необходимо делать, чтобы ситуация в экономике улучшилась?

Мы оказались там, где сегодня находимся, потому, что взяли за образец, глубоко не продумав, методы и схемы так называемых передовых экономик. При этом стали их насаждать у нас, ничего не меняя ни в них, ни в механизме управления. Про агентов влияния повторяться не буду. Про них не говорил и не писал только ленивый. Мне до сих пор непонятно, почему у нас почти 500 миллиардов долларов бюджетных средств лежит в чужих ценных бумагах, а на поддержание отечественной экономики выделяется в сотни раз меньше средств. К тому же, сегодня от власти идут явные сигналы сворачивать предоставление льгот и преференций бизнесу. В регионах мы уже ощущаем финансовый голод, растет кредиторская задолженность. Поэтому, скорее всего, нас ожидает сокращение рабочих мест. В каком объеме и в каких отраслях, сложно предсказать. Государство, вероятнее всего, сохранит поддержку базовых и флагманских отраслей и предприятий, за счет этого будут сохраняться и выживать сопутствующие бизнесы.
В то же время, если вы заметили, идет централизация в ключевых отраслях. Меняются не в лучшую сторону условия ведения бизнеса, я имею в виду деятельность надзорных органов, появляются дополнительные налоговые и неналоговые сборы, которые накладывают серьезные обременения на бизнес. Плюс сегодня прокуратура очень пристально следит за соблюдением трудового законодательства. Это не стимулирует предприятия выходить из тени, отказываться от серых схем. Процесс ухода в тень продолжается. Понятно, что государство будет стремиться самыми разными способами увеличить налогооблагаемую базу, а предприниматели точно так же будут стремиться всякими способами уйти от этого надзора. Получается такой разнонаправленный вектор. В этих условиях каждому придется искать своей рецепт выживания, рассчитывая только на себя.

Стихосложение как поиск смыслов

В одной из старых публикаций наткнулась на информацию о том, что вы пишете стихи. Поэзия по-прежнему вам близка? Какую роль в вашей жизни вы отводите творчеству? О чем будут новые книги?

Стихи пишу давно, уже лет тридцать. Хотя был у меня перерыв: лет десять не писал, не до того, наверное, было. Творчество – сложный процесс: сегодня пишется – завтра нет. В октябре была презентация моей новой книги – «На Калиновом мосту» – это всегда большой эмоциональный подъем.
Настоящая литература, если она создается не с целью потешить близких, должна быть информационно насыщенной. У меня, если я что-то новое узнал и хочу этим поделиться с близкими, это облекается в поэтические строки, в наиболее доступную, интересную и понятную каждому форму. Сначала появляется мысль, затем ритм, потом музыка. Если в тексте не слышна музыка, то это не стихи. Мне повезло: на моем пути встречались замечательные одаренные люди, в итоге так сложились, что уже создано больше шести десятков песен на мои стихи.
Новую книгу пишу. О чем она будет? Меня захватила тема русских, сибирских традиций, нашего языка, насыщенного многими смыслами и многими образами, начиная от старинных слов к слогокорням и основам, тем, которые давно уже не используются. Когда начинаешь проникать в глубины языка, открывается удивительный смысл слов, их красота, возможность приблизиться с помощью языковых средств к народному пониманию многих вещей. Когда друзья меня спрашивают, почему я не пишу докторскую диссертацию, я показываю на свои книги и объясняю, что у меня она уже есть, по более важной отрасли, чем экономика. Это невероятно интересная тема.

Есть триединая формула, характеризующая настоящего человека: построить дом, вырастить сына, посадить дерево. Вам удалось ее реализовать? С чем было справиться сложнее?

Продолжаю над этим работать. (Улыбается.) Самое трудное все-таки – растить детей. Трудно предвидеть, чем тебя обрадует или огорчит твой ребенок в будущем. Надо очень много труда вложить в то, чтобы он встал на ноги, чтобы состоялся, надо где-то вести его за руку, но и не переусердствовать. Долг каждого родителя – дать своему ребенку удочку и научить ловить рыбу. А дальше, будем надеяться, уже сам справится.