Связь времен

11 / 2016     RU
Связь времен
Надежда Чайка ответственный секретарь Новосибирского Дворянского Собрания
В чем сегодня заключается смысл потомственного дворянства, как это осуществляется на практике и какие правила следует передать современной молодежи, журналу СТИЛЬ рассказала Надежда Чайка, ответственный секретарь Новосибирского Дворянского собрания.

СТИЛЬ: Надежда Федоровна, расскажите о своей семье.

НАДЕЖДА ЧАЙКА: Мой род по материнской линии восходит к польской дворянской фамилии Краевских — родословная, которую мне удалось восстановить, насчитывает шесть поколений. А вообще, право пользоваться гербом «Ясенчик с золотым ключом» присвоено Краевским в 1623 году, с которого, я думаю, и нужно отсчитывать официальную историю рода. Несмотря на то, что Краевские происходили из польского шляхетства, многие из них служили российскому престолу. Например, в XIX веке Иосиф Краевский был крупным держателем акций российских железных дорог — ему даже было дано право вместе с машинистом привести первый поезд в Самару, после чего он стал почетным гражданином этого города. Его сын Карл-Мечислав, мой прадед, родился в Брест-Литовске, но судьба привела этого блестящего молодого дворянина в Томск, где он сосватал дочь крупного предпринимателя Марию Сергеевну Клещинскую. Клещинские — тоже польская фамилия, и в нашей семье ходила легенда, что Сергей Клещинский был незаконнорожденным в княжеской семье, но документально это не подтверждено. В России Карл-Мечислав принял православие и взял русское имя Николай. Он также работал на железной дороге, но после 1905 года его, как политически неблагонадежного, уволили оттуда. Уже в Сибири родился мой дедушка Сергей Николаевич — с ним и с моей бабушкой по материнской линии Екатериной Александровной было тесно связано мое детство, так как родители много работали, а меня по большей части воспитывали дедушка с бабушкой.

Каким было ваше детство?

Вся наша семья вместе с дедушкой и бабушкой тогда жила на улице Блюхера, в трехкомнатной хрущевке на первом этаже. Я была единственным ребенком в семье, но у нас постоянно собирались все мои друзья-одноклассники. На новогодние каникулы бабушка всегда устраивала чаепития: она великолепно пекла пирожные «Дамские пальчики», меренги, печенье. Своими руками мы мастерили елочные украшения: красили бумагу для гирлянд, вырезали снежинки, оклеивали золотинками от конфет орехи. Жили очень скромно, но о своей принадлежности к дворянской фамилии не забывали. Пользоваться ножом и вилкой за столом считалось обязательным, существовал свой этикет дарения и принятия подарков. Помню, когда я подросла, мама, Елена Сергеевна, видимо стремясь привить мне женственность, часто говорила: «Пожалуйста, без резких движений». Вспоминая об этом уже будучи взрослой, я поняла, что мамины манеры напоминали мне образ княгини Волконской из романа Льва Толстого «Декабристы»: «Чтоб она когда-нибудь была голодна и ела бы жадно, или чтобы на ней было грязное белье, или чтобы она спотыкнулась, или забыла бы высморкаться — этого не могло с ней случиться. Это было физически невозможно». Когда начались школьные вечера, мама сделала мне строгое внушение: «Если ты отказалась танцевать с мальчиком, значит, этот танец ты должна пропустить». С тех пор я на всю жизнь запомнила, что, отказав кавалеру, нельзя тут же идти танцевать с другим. Такая щепетильность, высокая требовательность к себе и к другим была в нашей семье во всем.

У вас сохранились какие-нибудь фамильные реликвии?

Практически все пропало во время революции. От Краевских остались серебряные ложки, серебряные подсвечники, привезенные прадедушкой из Варшавы. Сохранила я и элементы новогодних карнавальных костюмов моей прабабушки Марии Сергеевны — вышитые фартучки с кружевом, цветные кушаки. Сохранились несколько книг: о воспитании детей и о том, как вести домашнее хозяйство, среди них — известная «В помощь молодым хозяйкам» Елены Молоховец. Вот, пожалуй, и всё. Хотя когда-то Краевским в Томске принадлежало пять домов (сейчас один из них находится в ведении Краеведческого музея Томска). А от второй моей прабабушки, Елены Васильевны, мне достался в наследство свадебный столовый сервиз. Этот сервиз на 24 персоны из знаменитого кузнецовского фарфора она разделила между тремя своими дочерьми, так что у меня сохранилась только часть. Несколько лет назад я была в гостях у наших родственников и, увидев другую часть сервиза, подумала о том, как интересно порой проявляются родственные узы. В повседневности мы часто пренебрегаем подобными семейными ценностями — они находятся на периферии нашего сознания, но ведь именно они в значительной степени составляют нашу сущность.

Как сложилась судьба у родственников?

Дедушкин брат Валериан Николаевич Краевский был крупным юристом, а сестра Лидия Николаевна стала одной из первых женщин-геологов в СССР и прожила удивительную жизнь длиной в 97 лет. Когда она приехала в Новосибирск, мой сын как раз должен был поступать в Первую гимназию, которая тогда только открылась. Помню, как Лидия Николаевна сказала: «Я слышала, Миша, что ты поступаешь в гимназию?» — «Да». — «Вы будете учить латынь или греческий?» — «Нет». — «А риторику или философию?» — «Нет». — «Странно, какая же это тогда гимназия?» Эта женщина светлейшего ума помнила еще царские гимназии, и современное образование не соответствовало ее представлениям о воспитании молодежи.

Вы ведь тоже сейчас, можно сказать, воспитываете молодежь?

Да, я преподаватель в четвертом поколении, кандидат технических наук: закончила оптический факультет НИИГАиК и, являясь доцентом кафедры наносистем и оптотехники СГУГиТа, вот уже больше 35 лет учу студентов по названному направлению.

И что думаете о современном поколении?

К сожалению, очень сильно снижается уровень образования. Действительно, ведь если современному студенту нужно хотя бы выбрать тему реферата, он подойдет и просто сфотографирует ее название. А что бы мы сделали раньше? Правильно, мы бы старательно переписали, и это значит, что уже хоть что-нибудь осталось в голове. Потому и возникают сейчас такие чудеса, что «телеграф был изобретен в 1954 году», как пишут мне в контрольной студенты. Я их спрашиваю: «По-вашему, и Великая Отечественная война прошла без телеграфа?» Молчат. Отчасти это не их вина — слишком много информации. И потом, и им, и каждому поколению свойственно мнение, что история началась вместе с их рождением, а все остальное — это было при царе Горохе или вообще неправда. Это еще одна из причин, по которой никогда нельзя прерывать историческую связь. Как это у Чернышевского: «Можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком, но не любить историю может только человек совершенно не развитый умственно».

К истории семьи это тоже относится?

Конечно, и восстановление этой истории, пробуждение интереса к тому, чем был знаменит тот или иной род, — одна из главных целей Российского Дворянского Собрания.
Вы ведь только подумайте: двухлетняя породистая овчарка на собачьей выставке имеет свидетельство о своей родословной, записи о всех наградах и орденах своих предков, а в России по статистике только 2% населения могут полностью назвать имена своих прабабушек и прадедушек. Пушкин писал: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно» — казалось бы, банальная истина, но потому она и банальна, что верна. Только при непрерывной связи между поколениями в роду формируются и укрепляются такие ценности, как честь, совесть, мужество, достоинство, тяга к знаниям, гордость за своих предков, в конце концов. Возьмем даже Новосибирск. Все говорят: молодой город, никаких достопримечательностей. А я хотя и оптик по образованию, но историей интересуюсь, и интересующие меня факты изучаю добросовестно. Так вот знаете ли вы, например, почему Порт-Артурская улица и многочисленные одноименные переулки в Ленинском районе так называются? Потому что после поражения в Русско-японской войне в 1905 году солдатам, вернувшимся после сражений, выделяли там землю, и, возможно, среди них были чьи-то предки. Я уж не говорю о том, сколько в Сибири было ссыльных: дворян, офицеров — и о том, как тесно переплетены их судьбы с судьбой страны. Например, бабушка рассказывала, что с 1917 года в Новониколаевске дважды менялась власть, и когда из города отступали белые, офицеру, который жил у них на квартире, было приказано взорвать новый железнодорожный мост через Обь. А ему было очень жаль уничтожать такой труд, такую ценность для страны. В итоге его группа заложила взрывчатку где-то в районе левого берега Оби, где дамба, чтобы не ослушаться приказа, но в то же время не повредить ни один пролет.

То есть люди были преданы не власти, а именно Родине?

Конечно. И примером такой любви к Родине был мой отец, Федор Михайлович Макаров, которым я горжусь не меньше, чем своим дворянским происхождением. Во время Великой Отечественной войны его семья была эвакуирована из Ленинграда на Алтай, но уже в 17 лет его призвали в армию. В составе 2 го Прибалтийского фронта он освобождал Пушкиногорье под Псковом, форсировал реку Великую, освобождал Латвию, где получил тяжелейшее ранение, из-за которого всю жизнь ходил с палочкой. Его ордена и медали, среди которых ордена Отечественной войны и Красной Звезды, хранятся у нас в семье. Но, боже мой! — сколько сил, здоровья и энергии всегда было в этом человеке! «Каждый человек — космос», — говорил он, и я с ним согласна. Его скромность, трудолюбие и любовь к учению я старалась привнести и в свою семью. Когда у нас с мужем родился сын, мы каждое воскресенье приходили к моим родителям. Бабушка — она еще была жива — пекла пироги, мы беседовали за чаем. Летом также выезжали на дачу. Эти семейные обеды были очень важной частью нашей жизни, потому что они заключали в себе те ценности, те примеры человеческих взаимоотношений, которые следовало передать будущим поколениям.

А какие правила взаимоотношений между мужчиной и женщиной следовало бы передать современной молодежи?

Когда я изучала метрики своих предков, то обратила внимание на то, как раньше велись эти записи: «Дворянин Николай Осипов Краевский, законная жена его Мария Сергеевна…» Законная, понимаете? Записывая детей, тоже писали крупными буквами «законнорожденный». В противном случае ставили прочерк. Так делался акцент на непреложной ценности семьи, основы общества. В своей семье нам удалось сохранить такой подход. Мы с мужем недавно отметили 40 летний юбилей совместной жизни. Когда нас спрашивают, как нам удалось так долго сохранить отношения, я говорю известную фразу о том, что мы поженились в то время, когда сломанные вещи принято было ремонтировать, а не выбрасывать. Отношения действительно нужно строить на дружеской основе, на основе взаимоуважения. Хотя нам с супругом, наверное, просто суждено было быть вместе. Мы жили на одной улице, учились в одной школе и даже родились с разницей всего в один день — паспорта ходили получать вместе. Что касается поведения женщины в семье, то очень точной мне кажется фраза, которую я скопировала в музее Шерлока Холмса в Лондоне: «Женщина должна думать как мужчина, действовать как леди, выглядеть как юная девушка и работать как лошадь», простите за конец фразы, но так в оригинале — «work like a horse». Я понимаю, что сейчас другое время и на женщину возложено много больше функций, чем прежде, но суть-то не поменялась. Мне кажется, что строгой начальницей, «мужчиной в юбке» вполне можно быть на работе, а дома — становиться нежной леди, которая уважает своего мужчину, никогда и ни с кем его не сравнивает, доверяет ему и служит надежным тылом, на который он может рассчитывать в достижении своих целей.

Чем занимаются ваш супруг и дети?

Мой муж Сергей Иванович Чайка, выпускник НЭТИ, в настоящий момент является заместителем генерального директора логистической компании «СибирьТранс». Сын закончил физфак НГУ и в 23 года прошел по конкурсу на должность регионального представителя небезызвестной американской фирмы Intel. В этой компании он работает уже 15 лет: сначала работал в Новосибирске, потом перебрался в Москву, затем полгода работал в Англии, а полтора года назад его перевели в Калифорнию, где он сейчас живет со своей семьей. Он женат, и у них с его женой Екатериной Третьяковой уже две дочери и сын, наши внуки — предмет нашей гордости. Я рада, что внук является полным тезкой моего отца — его тоже зовут Федор Михайлович.

А они гордятся своим происхождением?

Я несколько раз предлагала сыну оформить свидетельство на него, ведь хоть и по женской линии, но он все равно является потомственным дворянином. Пока он отшучивается, но к моим исследованиям в этой области относится с некоторым интересом. Думаю, когда мы в этом году поедем к нему в Сан-Франциско, я снова предложу оформить документы — хотя бы на внуков, чтобы знали свою историю и гордились ею.

Надежда Федоровна, как ответственный секретарь Новосибирского Дворянского Собрания скажите, в чем сегодня заключается смысл этого самого потомственного дворянства?

Как сказано в уставе Российского Дворянского Собрания — в сохранении исторического и культурного наследия России, в восстановлении и продолжении исторической преемственности государства и поколений, формировании общественного сознания на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, утверждении в обществе истинной культуры, принципов гражданского достоинства, чести, традиций верного служения своему Отечеству, уважения к российской истории, высокой нравственности и духовности.

Как это осуществляется на практике?

Члены Российского Дворянского Собрания активно высказываются в средствах массовой информации, взаимодействуют с Государственной Думой и Советом Федерации, участвуют в работе круглых столов, сотрудничают с многими министерствами. Предводители региональных дворянских собраний нередко сами входят в общественные палаты или общественные советы при администрации своих республик или областей. Кроме того, русские дворянские диаспоры существуют по всему миру: поддерживая взаимоотношения между собой, они играют большую роль в формировании добрых дипломатических отношений между Россией и другими странами. Ну а главное, как я уже говорила, — представители дворянских собраний ведут огромную культурно-просветительскую работу, помогая все новым и новым людям установить истину своего происхождения, а заодно проливая свет на многие факты в истории нашей страны, которые были забыты или намеренно искажены. Я считаю, что сейчас, когда главным мировым оружием является информация и, подтасовывая факты, можно управлять общественным мнением, установление истинных, проверенных данных — это практически вопрос национальной безопасности России. Я как-то читала в одной публикации о том, что сегодняшние несостоявшиеся потомки дворян всеми правдами и неправдами стремятся доказать, что являются отростками дворянского рода. Речь в статье шла об ассоциированном дворянстве, которое передается по женской линии. Но я считаю, что этому нужно не препятствовать, а наоборот — поощрять. Весь XX век наших мужчин убивали в войнах: то в Первой мировой, то в Гражданской, то во Второй мировой. Если хотя бы по женской линии нам удастся сохранить связь времен, то это будет прекрасно. Я очень рада, что сегодня все больше людей понимают, что семья и преемственность поколений — это главное. И мы с удовольствием помогаем всем, кто начал поиски своих корней. Поверьте, иметь под ногами прочный фундамент, возводимый вашими предками из поколения в поколение, — очень важно и нужно сегодня. Под эгидой Новосибирского Дворянского Собрания изданы пять альманахов воспоминаний его участников об историях их семей. Мой скромный вклад в работу Новосибирского Дворянского Собрания отмечен медалью Императорского ордена Святой Анны и памятной медалью «Юбилей Всенародного Подвига. 1613–2013».