О любви...

2 / 2016

Сказано и написано о любви уже немало великих произведений — каждое из них по-новому раскрывает это, до сих пор не познанное многими, чувство. Участники нашего проекта — люди, наиболее часто соприкасающиеся с любовной тематикой: актеры, певцы, художественные руководители, ведь в некоторых ситуациях им просто необходимо погружаться в это чувство и познавать всё новые его грани.

Но кто чаще всего становится объектом обожания, восхищения и вдохновения? Конечно, женщина. «Ты — женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной, Ты — в наших безднах образ божества!» — писал Валерий Брюсов.

На каждой странице этого проекта раскроется новая глава такого чувства, как любовь, но кроме этого, в преддверии Международного женского дня деятели искусства от всей души поздравят прекрасных дам с праздником.

Антон Чехов, «Рыбья любовь»

«Выкупавшись, дачницы уходили домой пить чай со сдобными булками, а карась одиноко плавал по громадному пруду и думал: «Конечно, о шансах на взаимность не может быть и речи. Может ли она, такая прекрасная, полюбить меня, карася? Нет, тысячу раз нет! Не обольщай же себя мечтами, презренная рыба! Тебе остается только один удел — смерть! Но как умереть? Револьверов и фосфорных спичек в пруде нет. Для нашего брата, карасей, возможна только одна смерть — пасть щуки. Но где взять щуку? Была тут в пруде когда-то одна щука, да и та издохла от скуки. О, я несчастный!» И, помышляя о смерти, молодой пессимист зарывался в тину и писал там дневник…»

«Рыбья любовь» — это довольно абсурдное произведение, имеющее момент некоего стеба, но с ноткой романтизма. Многие творения Чехова отличаются подобными особенностями. Интересно, что, как ни крути, каким бы нелепым и безумным ни был этот рассказ, он все же о самом великом чувстве на земле, и эта любовь карася к молодой девушке может случиться и в современности, только мы об этом никогда не узнаем.

В преддверии Международного женского дня я бы хотел процитировать любимого мною автора — Александра Моисеевича Володина, который очень нежно и трепетно относился к прекрасному полу: «А женщины, самые, казалось бы, несовершенные, иногда говорят такие слова… И так смешно шутят, и так проницательно думают о нас — чтобы нам было лучше, чтобы нам было сладко — с последней из всех, как с первой из всех. И то и дело это им удается, то тут, то там, то так, то сяк. А если не удается, они страдают молча. А если говорят — иногда говорят такие слова…»

Алексей Межов, актер театра «Красный факел»

Das Fischerma..dchen

Du scho..nes Fischerma..dchen,
Treibe den Kahn ans Land;
Komm zu mir und setze dich nieder,
Wir kosen Hand in Hand.
Leg an mein Herz dein Ko..pfchen
Und fu..rchte dich nicht zu sehr;
Vertraust du dich doch sorglos
Ta..glich dem wilden Meer.
Mein Herz gleicht ganz dem Meere,
Hat Sturm und Ebb' und Flut,
Und manche scho..ne Perle
In seiner Tiefe ruht.

«Рыбачка» (комп. Франц Шуберт,  стихи Г. Гейне, перевод В. Коломийцева)

Причаль, моя рыбачка,
к берегу свой челнок!
Посидим с тобой, поболтаем, – дай руку мне дружок;
Смелей свою головку на сердце склони ко мне;
Ведь любишь ты вверяться
бурной морской волне.
Мое же сердце – море:
то шквал, то тишь и гладь;
И много дивных перлов в нем можно отыскать.

Мой любимый композитор — это Франц Шуберт, им написано более 600 песен, и практически все они о любви, а моя любимая песня называется Das Fischermu..dchen («Рыбачка»), она входит в цикл «Лебединая песня». Это произведение очень воздушное, легкое, его буквально пронизывает необыкновенная романтика, удивительная чистота и лирическая мечта. В нем передано не само чувство «любовь», а ожидание и предчувствие этих эмоций…

Современным женщинам очень не хватает мужского внимания, и неважно — замужем женщина или нет — внимание противоположного пола с годами, к сожалению, ослабевает. Не хватает поддержки: мужчины стали слабее, это не голословное предположение, а уже свершившийся факт. Хочется надежного мужского плеча, поддержки и понимания — именно этого я и хочу пожелать прекрасным женщинам нашего города в день 8 Марта.

Ольга Осипова, Певица, заместитель генерального директора Новосибирской государственной филармонии

«I saw my lady weep»

I saw my lady weep,
And Sorrow proud to be advanced so,
In those fair eyes where all perfections keep.
Her face was full of woe,
But such a woe (believe me) as wins more hearts,
Than Mirth can do with her enticing parts.

«Я видел свою возлюбленную в слезах» (комп. Джон Доуленд)

Я видел свою возлюбленную в слезах,
Горда Печаль захваченной добычей,
Но все ж ее прекрасные глаза хранят все совершенства,
И горем полнилось ее лицо,
Но горе то, мне верьте, сердец поболе покорит,
Чем все Веселья чары могут.

Поскольку я много занимаюсь европейской музыкой, то мне очень близка тема английских лютневых песен XVI века. И вся поэзия, связанная с этим временем: Шекспир, Джон Донн — так или иначе соприкасается с темой любви. Но есть один английский композитор — Джон Доуленд, песни которого трогали меня до глубины души. И одна из таких песен – I saw my lady weep («Я видел свою возлюбленную в слезах»). Тема действительно цепляет самые тонкие струны души, потому что произведение посвящено плачущей женщине, и тому, как автор был поражен подобным явлением, — это настолько его потрясло, что он сумел создать такое сильное и глубокое творение в жанре простой куплетной песни.

Я хотел бы пожелать прекрасным дамам в этот весенний праздник, чтобы в их жизни было поменьше грустных событий и уж если и будут появляться слезы в их глазах, то это были бы слезы радости и счастья! Филармония, где я занимаюсь своим творчеством, в переводе означает «любовь к гармонии» — и я желаю любви и гармонии, потому что если эти две составляющие есть в вашей жизни, то всё остальное приложится.

Аркадий Бурханов, художественный руководитель ансамбля ранней музыки Insula magica 

Владимир Набоков «Музыка»

«Как это было давно. Он влюбился в нее без памяти в душный обморочный вечер на веранде теннисного клуба, а через месяц, в ночь после свадьбы, шел сильный дождь, заглушавший шум моря. Как мы счастливы. Шелестящее, влажное слово «счастье», плещущее слово, такое живое, ручное, само улыбается, само плачет, и утром листья в саду блистали, и моря почти не было слышно, томного, серебристо-молочного моря».

Произведение Владимира Набокова «Музыка» — самое, на мой взгляд, тонкое, звенящее, трепещущее, не потерявшее актуальности по сей день творение, ведь тема любви актуальна всегда. Автор сумел отразить все грани тех неподдельных эмоций, которые могут переживать мужчина и женщина. Это рассказ не о счастливой любви, а об очень ярких чувствах, испытанных главным героем в определенный момент своей жизни, о которых он с грустью и волнением вспоминает сейчас. Особенно импонирует то, что герой — мужчина, способный действительно глубоко чувствовать и переживать. За одно это можно влюбиться в произведение.

Женщинам я хочу пожелать в этот прекрасный весенний праздник не утрачивать с годами способность удивляться, восхищаться и влюбляться. Потому что когда горят глаза — в жизни все совершенно по-другому. Бытует мнение, что обыденная жизнь «съедает» все радости, поэтому очень важно самой, безотносительно к кому-либо, уметь чувствовать, быть способной к восприятию и готовой к любви. Ведь современные женщины, несмотря на то, что нас обвиняют в утрате женственности, гармоничны — свободны и всегда прекрасны!

Дарья Емельянова, актриса театра «Красный факел»

Александр Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…»

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо...

Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ
твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Поскольку любовь – понятие очень многогранное, одно произведение выбрать сложно. Везде сюжет и состояние любви трактуется по-разному: есть счастливая любовь, а есть трагическая, бывает буйное и яркое чувство, а бывает спокойное и нежное. Есть два стихотворения, которые я помню еще с юности, настолько они запали мне в душу, но они скорее не о любви, а о жизни: Борис Пастернак «Заместительница» и Александр Блок «О подвигах, о доблести, о славе…». У Блока это чувство представлено в печальном, но в очень трогательном контексте. В этих стихотворениях, как и вообще в литературе о любви есть понятие идеала, который должен быть у каждого нормального мужчины и иногда женщины, — в этом смысл таких произведений.

Женщинам в день 8 Марта я хотел бы пожелать в первую очередь любви, понимания, покоя, радости, а также здоровья, потому что без него все предыдущие пожелания теряют свой смысл. И, конечно же, терпения — в общении с мужчинами, на работе и вообще в жизни.

Владимир Калужский, художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии

Райнер Мария Рильке «Сонеты к Орфею»

Часть первая

Снова весна. Земля, как дитя,
знает стихи –
много, много...
И за учебу – трудную, длинную –
будет ей приз.

Строг был учитель. Нам по сердцу была седина
в бороде старика.
Ну, как называется синий, зеленый? –
мы можем спросить.
И она знает, знает...

Земля отдыхает, счастливица!
Поиграй с ребятишками. Мы поймаем тебя в догонялки,
веселушка земля!
Самый веселый поймает.

То, что учитель тебе преподал, –
многое знание – и что отпечаталось,
сохранится в корнях и в длинных тяжелых стволах.
А она всё поет,
всё поет.

Меня вдохновляет история Орфея и Эвридики, и я понимаю, каким образом Рильке за один лишь месяц написал свои 55 сонетов к Орфею. Этот сборник сонетов мне подарил дорогой для меня человек, тогда-то я и открыла для себя эти произведения и до глубины души прониклась этой вечной историей любви. История Орфея и Эвридики не только о том, что настоящая любовь даже перед смертью бесстрашна, но прежде всего лично для меня она о доверии и настоящей близости, ведь без доверия и терпения невозможно слияние двух людей — мужчины и женщины.

Каждой женщине в день 8 Марта хочется пожелать, чтобы рядом с ней находился любящий мужчина, который мог бы позволить ей заниматься истинными прекрасными девичьими делами. И побольше вам радостных, беззаботных дней и незабываемых впечатлений в окружении ваших близких людей.

Анна Михайленко, актриса Новосибирского молодежного академического театра «Глобус»

Николай Асеев «Я не могу без тебя жить!..»

Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя – сушь,
Мне и в жару без тебя – стыть.
Мне без тебя и Москва – глушь.

Мне без тебя каждый час – с год;
Если бы время мельчить, дробя!
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.

Я ничего не хочу знать –
Бедность друзей, верность врагов;
Я ничего не хочу ждать.
Кроме твоих драгоценных шагов.

В людях мне очень нравится такая крайняя степень чувств, как жажда. Не просто «живу, люблю, общаюсь», а жажда жить, жажда любить, жажда дружить и многое другое. И, по моему мнению, именно в стихотворении Николая Асеева «Я не могу без тебя жить!..» выражена эта крайняя необходимость, без которой невозможно существовать, — это любовь.

Сейчас немного поменялись ролями мужчины и женщины, прекрасный пол становится более сильным и независимым, как физически, так и духовно, а мужчины, наоборот, стали слабее, могут позволить себе жаловаться и ныть. В моем понимании мужчину не должно быть жалко, мужчина — это тот человек, который способен на волевые поступки без напоминаний и просьб, и мужчина — это тот, кто трепетно относится к своей женщине и уважительно ко всем прекрасным дамам. И по причине того, что таких мужчин сейчас мало, хочется именно этого и пожелать женщинам в теплый весенний праздник, а также терпения, чтобы суметь находиться рядом с настоящим мужчиной!

Максим Гуралевич, актер Новосибирского академического молодежного театра «Глобус»