Родные языки: не дать умереть

3 / 2016     RU
Родные языки: не дать умереть
Владимир Павук глава украинской национально-культурной автономии Новосибирска
Как язык и культура становятся ключом к спокойной жизни внутри страны и что делать, чтобы избежать межкультурного конфликта.

СТИЛЬ: Владимир Федорович, что это вообще за праздник — День родного языка? Почему он привлек ваше внимание?

ВЛАДИМИР ПАВУК: Да, действительно этот день и тема особые, если ЮНЕСКО признало вопрос сохранения родных языков актуальным для всего мира. Для начала я приведу некоторые цифры. В 1917 году, накануне Октябрьской революции, на территории Российской империи в ходу (в употреблении населением) было 193 языка. К моменту распада Советского Союза в 1991 году остался 161 язык. А спустя 25 лет, в наше с вами время, в употреблении осталось всего 40 языков! Остальные исчезли. И тому, отчасти, есть естественные причины. Во первых, масштабная урбанизация: люди из глухих селений едут в города, формируется моноязык, монокультура. Вторая причина — ассимиляция, смешанные браки. Представители близких культур — например, россияне и украинцы — создают семьи, в которых дети не всегда знают язык одного из родителей, а уж внуки и подавно. Это естественные процессы, и они протекают относительно медленно. Но есть и искусственно созданные государством условия, в которых довольно быстро вымирают целые культуры, особенно малочисленных народов. Это как раз то, что происходит сейчас и у нас. С большой трибуны власти часто гордо заявляют: «На территории нашего государства проживают более двухсот народов и народностей!..» Вроде бы как это хорошо… К сожалению, это только красивый лозунг, за ним практически ничего не стоит. К примеру, у нас в стране нет ни одного телеканала или программы, которые бы рассказывали о богатейшей культуре этих двухсот народов и народностей, об их традициях, истории, вели бы передачи на их языках. Более того, 15 лет назад было ликвидировано министерство национальностей, которое как раз и занималось проблемами разных этносов, разных культур. Получается, нет министерства национальностей — нет и национальных вопросов в стране, нет проблем. И по выводам лжеаналитиков, в Новосибирской области 92% населения считаются русскими. То есть сюда записали всех якутов, бурят, хакасов и так далее: раз их нет на бумаге, то и проблем нет. Когда же мы говорим о культуре, то говорим о человеке как о носителе той или иной культуры, традиций, говорим о его корнях. Мы же знаем, к примеру, что каждый третий житель города и области имеет украинские корни в той или иной степени, а это и есть потребители и носители этой культуры. А есть еще татары, казахи, немцы и другие представители в смешанных браках, и это тоже носители своей культуры, а ведь в официальной статистике их нигде нет, их никто не видит, и под них никто не закладывает никакие программы поддержки.

Ну и что? Все равно мы с вами сейчас беседуем по-русски.

Абсолютно верно. Дело в том, что русский язык здесь выступает в двух ипостасях. С одной стороны, это государственный язык, язык самого большого этноса в стране, который мы используем для межнационального общения. И как государственный язык его надо всем учить и хорошо знать. Но ЮНЕСКО в 1999 году признало все языки равными, каждый из них уникален и представляет собой живое наследие человека, которое следует оберегать. Любой родной язык всегда великий, он — образ колыбели, родного очага, родного отечества. С другой стороны, когда мы говорим про русский язык как основу русской культуры, то он должен стоять в одном ряду с якутским, чукотским, эвенкийским, украинским, бурятским, татарским и другими. И всем этим языкам и культурам государство должно уделять равное внимание. К сожалению, этого нет. В разных государственных программах речь идет всегда об изучении только русского языка, и нет ни строчки о поддержке иных языков и культур, и не выделяются на это средства. К примеру, незадолго до Всемирного дня родного языка в прессе появилось сообщение, что Министерством образования и науки РФ на поддержку русского языка до 2020 года выделено аж 7,6 млрд рублей, а о поддержке других языков и культур в стране в этом решении опять нет ни слова. Хотя за каждым из этих языков стоит определенный этнос, определенная культура и народные традиции, которые вместе составляют богатство России. Если все языки в нашей стране исчезнут, а за ними и их культуры, и останется один русский, то и от истинно русской культуры мало что останется, это будет суржик. Потому что другие народы и народности, потерявшие свой язык, культуру и идентичность, в полной мере не воспримут русскую культуру. Я много путешествовал, изучал эти вопросы в Канаде, США, Европе. В Канаде или Швеции, например, стоит появиться в классе хотя бы двум ученикам индейцам или эскимосам, чей говор и наречие отличаются от привычных, как сразу им преподают их язык и культуру, вовлекая в процесс и других детей в классе.

Тем не менее Европа сейчас сталкивается с серьезными межнациональными проблемами на своей территории.

То, что там происходит, — это архисложный политический и социальный вопрос. С одной стороны, европейским властям нужно обеспечить должное внимание «понаехавшим» арабам, с другой — отдавать себе отчет в том, что это люди пришлые и их порядки не должны кардинально влиять на коренной этнос. Но отличие европейской проблемы от нашей в том, что там речь идет о прибывших мигрантах, а у нас — о гражданах нашей страны, которые живут на своей земле, здесь их корни, здесь их родина, здесь их история… Понимаете разницу? Уважительное отношение государства к культуре, традициям, языку и истории всех народов, проживающих в стране, является залогом спокойного развития государства. Это аксиома. Сегодня, к сожалению, нет этого должного уважительного отношения, есть только пресловутая толерантность, другими словами — терпение сквозь зубы. Когда нет этого уважительного отношения, то возникает коммуникационный вакуум, а в нем всегда появляются люди с радикальными взглядами, что влечет национальную рознь. А мы знаем, что в России есть проблемные в этом плане регионы, и невнимания к ним нельзя допускать.

Почему нет этого понимания у власти?

Власть — это политика. Мы говорим, что культура, в отличие от политиков, объединяет людей, объединяет народы. Политики всегда временны, а народы постоянны. Поэтому мы, представители национально-культурных автономий, неся культуру, всегда остаемся вне политики. В то же время неправильная политика и непонимание значения вопросов языка и культуры порою является причиной конфликтов внутри групп населения или между ними. Это очень наглядно проявилось после распада СССР, когда возникли гигантские миграционные процессы: русскоязычное население массово выезжало из республик Средней Азии, Кавказа, Прибалтики. Почему? Потому что многие русскоязычные, прожив на той земле всю жизнь, создали семьи, но за все это время не удосужились выучить даже язык той страны, в которой проживали, не говоря уж о традициях и культуре своих соседей. А ведь еще Карл Маркс в середине XIX века писал: «Не знать языка страны проживания может только гость, идиот или оккупант». Такая ситуация стала следствием ошибочной политики СССР, в котором существовал тезис о том, что все национальные признаки стираются и зарождается «новая общность — советский народ». А как же быть с многовековой историей грузин, татар, казахов, чеченцев, якутов, белорусов, бурят? Ее ведь невозможно стереть, забыть. Поэтому после распада Советского Союза случился такой всплеск национальной розни, эйфорическое поднятие самосознания у всех народов: каждый начал гордиться своей этнической принадлежностью. Русско-язычные (не только русские, но и украинцы, и белорусы, и иные), которые в этот этнос не вписались, вынуждены были бежать. Можно понять возмущение этих людей, говоривших: «Нас там ненавидят, мы — не граждане». Но я всегда спрашивал: «Вы выучили их язык, почитали их традиции, интересовались их культурой и историей?» Нет. А что это значило, скажем, для той же Эстонии, где все население составляет 1,5 миллиона (как в Новосибирске)? Если бы эстонцы не предприняли меры для сохранения своего этноса, то еще одно-два поколения и они просто растворились бы среди приезжих. Сейчас мы наблюдаем то же самое в Европе. Мигранты не учат европейские языки, не уважают европейскую культуру — и вот вам конфликты. Западные власти хоть и выделяют огромные средства, чтобы помочь приезжим интегрироваться, но это очень сложные вопросы, и политические, и социально- экономические.

Что мы можем сделать сейчас?

Начать с малого. На совещаниях по национальным вопросам в мэрии часто приводят такую цифру: в Новосибирске проживают представители более 120 народов и народностей, при этом этой цифрой гордятся и очень любят говорить о дружбе этих народов. А я всегда парирую чиновникам, показывая, сколько внимания они уделяют этим народностям. Вот пример. На телеканале «РБК-ТВ Новосибирск» только раз в неделю идет одна передача «Мир наций», продолжительностью всего 15–20 минут! Разделите 20 минут на 120 культур, и вы получите примерно 10 секунд. Это 10 секунд в неделю на освещение одной культуры из народов, проживающих рядом с нами! Неужели эти люди большего не стоят? Это по городскому телевидению и мало посещаемому каналу, а на областном телевидении и темы такой вообще нет. Разве это уважение к представителям 120 народов и народностей? Культура объединяет людей и народы: мне, украинцу, было бы, например, интересно узнать о культуре и истории народов Алтая, Якутии, Хакасии и т. д. А уж как приятно было бы самим алтайцам услышать рассказ о земле предков, да еще и на родном языке. Я уже не говорю о том, как много интересного у славянских культур. Так почему бы не расширить программу передач о разных народах страны и их культурах — не выделить на это хотя бы час в неделю да отчасти вести передачи на национальных языках? То есть власти бы повернуться лицом к своему народу. И это только то, что касается города. Ведь наш регион большой — сколько в нем татарских, немецких, украинских сел! Сейчас в сотрудничестве с мэрией мы пытаемся заложить это в программу по поддержке национальных культур на 2017–2020 годы. Кроме того, ставим вопрос о том, чтобы при содействии Главного управления образования Новосибирска были введены воскресные школы (классы) национальных языков и культур — хотя бы по два часа в неделю для всех желающих. При нашей организации мы такие курсы проводим, и пусть на них приходят 8–10 человек, но они есть. Это потребители и носители национальной культуры и традиций своих родителей, бабушек, дедушек. И поддержка государства необходима, чтобы дать этому движению жизнь, вывести межкультурные отношения на качественно новый уровень.

Представители других национальных автономий вас поддерживают?

В Новосибирске существует Ассоциация национально-культурных автономий, в которую входит 26 организаций. В основном это представители народов Средней Азии и Кавказа — их преимущественно волнуют проблемы миграции и трудоустройства. Славян же больше беспокоят именно вопросы культуры, для нас это главное здесь. Если бы вы побывали на наших фестивалях на Дне города или в ДКЖ на Дне народного единства 4 ноября! Ведь любо глазу посмотреть, какие мы все разные: костюмы, песни, танцы, атрибутика, кухня, народные промыслы — это и есть красота! Если все будут одинаковыми, то и смотреть станет не на что: серость, вакуум, благодатная почва для самых негативных социальных процессов. А мудрая политика государства в решении национальных вопросов — это гарантия мирного поступательного развития страны.

Ученик чародея

Ученик чародея

9 / 24

Один из лучших учеников Арнольда Михайловича Каца продолжает дело своего педагога, помогая талантливым музыкантам раскрывать свой уникальный стиль.

Личность – крупным планом

Личность – крупным планом

8 / 24

Как проходили съёмки документального фильма «Арнольд Михайлович Кац. Помним».

Король керамического искусства

Король керамического искусства

8 / 24

Главное в творчестве – это любовь к тому, что ты делаешь. 

Создаём актуальный театр с опорой на классику

Создаём актуальный театр с опорой на классику

8 / 24

С журналом Leaders Today театр «Красный факел» объединяют высокие стандарты мастерства, признание лучших образцов театрального искусства и их популяризация, а также развитие и поддержка культуры в Новосибирске и в регионе.

Новому времени – свои герои

Новому времени – свои герои

8 / 24

Сегодня перед образованием, культурой и искусством стоят общие цели – воспитание высоконравственной творческой личности, осознаю́щей ответственность за судьбу своей страны, разделяющей традиционные российские духовно-нравственные ценности. 

Ломоносов и не только: книги-памятники получат новую жизнь

Ломоносов и не только: книги-памятники получат новую жизнь

8 / 24

Служение Отечеству, лидерство Новосибирской области, любовь к человеку и к делу жизни – вот те ценности, которые нас объединяют. 

1247//