Вдохновение

3 / 2016

Говорят, что из любой ситуации есть выход. А почему, собственно, в единственном числе? Может быть, их два, три или бесконечное множество? Миллионы идей витают в пересечении миров – только протяни руку. Посмотрите, как легко управляют пространством возможностей наши герои, и пусть их вдохновение передастся вам!

Участники музыкальной группы «Коридор»: 

Дмитрий Костяшов (вокал), Евгений Collini (гитара)

ЕВГЕНИЙ: У вдохновения есть два состояния. Одно — это когда человека «осенило», «озарило», что-то такое «снизошло», но это, наверное, удел гениев, у которых мозг работает на 15% эффективнее, чем у обычных людей. С другой стороны, вдохновение — это большой, сложный процесс, на 90% состоящий из работы. Например, запись альбома для группы — это работа. Да, творческая, да, интересная, но и рутинная тоже. Лидер группы «Коридор» Алексей Костюшкин, скончавшийся в прошлом году от продолжительной болезни, работал над своими идеями и творчеством больше всех авторов, которых я видел в своей жизни. Даже если в какой-то момент он не сидел с карандашом над листом бумаги, идея, занимавшая его, все равно крутилась у него в голове. У нас всегда было так: Леша приносил свою новую песню на репетицию, все слушали, и каждый через призму своего восприятия видел эту песню по-своему, предлагал идеи — такое коллективное творчество. Сейчас происходит ровно та же ситуация: на диктофоне остались записи Лешиных песен — порядка пятидесяти. Даже будучи больным, он очень много работал, сочинял, хотя понимал, что не сможет это издать. Мы включаем записи, он там поет и играет, а мы делаем это так, как если бы он был жив. Это огромное наследие, целый океан творческой энергии, от которой все питается. Мы пишем новый альбом, в который войдут неизданные песни Алексея Костюшкина. При этом мы, безусловно, сохраняем узнаваемую стилистику «Коридора», но добавляем и совершенно новый звук, работаем на оборудовании, которого раньше в Новосибирске не было.


ДМИТРИЙ: Вдохновение ты чувствуешь, когда идешь по своему пути и понимаешь, что это твое. У каждого из нас помимо «Коридора» есть другие проекты, но «Коридор» — это именно то, что очень хочется сохранить и продолжить. Когда такое сильное желание что-то сделать сидит внутри человека, оно и двигает его вперед: накапливается, накапливается и рано или поздно прорывается наружу. Ты вытаскиваешь из себя буквально все! И вот это состояние, когда ты все отдал и ощущаешь себя опустошенным, многие как раз называют «творческим кризисом», а я считаю, что это период очередного накопления. Правда, у многих накопить не получается — цели у людей очень приземленные, завязанные на материальном. Мы знаем музыкантов, которые постоянно говорят о кризисе в искусстве и думают, что нужно сделать что-нибудь такое, чего никто никогда не делал. Рассуждают о трендах, придумывают красивые фантики — чтобы продавалось хорошо. Но мало кто работает именно над содержанием, так, чтобы самим нравилось. По мне, так лучше сделать что-то новое для себя. Пусть это было раньше, но, пройдя через тебя, оно обретет индивидуальность. Поэтому мы так много сейчас работаем над собой — внутри группы. Возможно, кто-то скажет: «Коридор» уже не тот». Наш бессменный трубач Иван Бакланов в таких случаях отвечает: «Я уже 20 лет слышу, что «Коридор» не тот». Мы меняемся, сегодня мы не те, что были вчера, и, по-моему, это прекрасно.

Вячеслав Стародубцев певец, режиссер, кандидат искусствоведения, режиссер-постановщик оперы «Турандот» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета

Любое произведение рождается благодаря потоку вдохновения, и главный вопрос: что же провоцирует подобное состояние? Для меня безоговорочно главным источником этого неземного чувства является любовь к человеку, искусству, музыке, картине — и еще к огромному разнообразию образов. Ведь чувство любви — это состояние души, а я всегда говорю: я не занимаюсь режиссурой, я занимаюсь любовью. И когда ты буквально до краев наполнен этим состоянием, то способен любить всё что угодно и кого угодно. Конечно, бывают ситуации, когда начинаешь работу над проектом, а не идет, выход здесь один: заставить себя, попытаться присвоить и полюбить, прочувствовать материал. Любовь — это, на самом деле, большой труд, а люди порой так эгоистичны. Мы хотим, чтобы нас любили такими, какие мы есть, со всеми недостатками и ошибками, хотим получать много денег, но не желаем вставать с дивана: мы ленивы, а любовь — это работа. В конце концов, в каждом из нас есть огромный ресурс вдохновения, важно, в чем мы его реализовываем — в низменном и бытовухе или в возвышенном. Я горжусь тем, что занимаюсь режиссурой оперных спектаклей, ведь опера есть эстетический абсолют, выше которого только храмовый ритуал, музыка — это божественная структура, которая нас соединяет с Небом. Вдохновение сложно зажечь нелюбовью, создать и воплотить что-то в жизнь можно, только когда ты полюбил музыку, композитора, артистов, пространство театра и сцены — когда ты во всем, даже в чем-то обыденном видишь красоту.

Сейчас я удивлен, потрясен и вдохновлен труппой НОВАТа — это очень профессиональные люди, и они все по-детски восторженно относятся к своей профессии. Когда мне предложили поработать над оперой «Турандот», я думал, где взять ключ для открытия в себе этого потока вдохновения, что мне интересно в этой истории? И когда я стал пролистывать альбомы моей любимой художницы-авангардистки Александры Экстер, в моем сердце всё сошлось в единую концепцию. А самый большой импульс творческого порыва я извлек из внутреннего психологизма самого материала. У известного композитора Джакомо Пуччини в жизни было множество любовных историй с различными женщинами. Жена композитора прощала ему все похождения на сторону, но история со служанкой, близость с которой Джакомо всегда отрицал, оказалась роковой для тонкой души музыканта. Супруга, узнав об измене, выгнала служанку из дома и на каждом углу их небольшого городка стала рассказывать о ее связи с Джакомо, что привело к тому, что девушка покончила жизнь самоубийством, — это событие наложило серьезный отпечаток на творчество музыканта, который впоследствии создал оперу «Турандот». Работая над этим материалом, конечно, хочется создать что-то новое, но новизна должна быть не в опошлении великого произведения бытовыми аспектами, а в чувственном восприятии, искренности и красоте, заложенной в самой музыке.

Лариса Чернобаева актриса театра «Старый дом», мастер спорта международного класса AWPC/WPC/GPC, победительница Международного турнира EUROCUP WPC/AWPC 2015, победительница Кубка мира по пауэрлифтингу – 2015, победительница чемпионата мира в рамках мультитурнира GOLDEN TIGER

Что такое новые идеи и старые идеи? У каждого это понятие свое. Сегодня мы смотрим спектакли, которые в Европе были на пике популярности лет десять назад, и говорим «Вау, как это круто!». А как я завидую своей двенадцатилетней дочке, ведь ей только предстоит увидеть мои любимые фильмы и прочесть книги, которые я читала и смотрела десятки раз! Я не знаю, тронут ли они ее, но для нее это будет однозначно что-то новое.

Вдохновение для меня – это значит «быть в духе». Я жаворонок, в пять утра обычно уже на ногах, и если за окном светит солнце, то я готова свернуть горы! Мой день изначально прекрасен, а вдохновение просто берется из головы – я очень люблю фантазировать и мечтать. При этом мои мечты обычно вполне осязаемы. Например, спорт. Я занимаюсь им уже третий год, и у меня получается! Мне это безумно нравится, а я убеждена, что, если человек влюблен в то дело, которым занимается, он изначально обречен на успех! Причем любовь к спорту во мне прекрасно уживается с любовью к театру, ведь я обожаю выступать где бы то ни было. В театре я выступаю по профессии, а в пауэрлифтинге я – соревнующийся спортсмен. Эмоции, которые я испытываю на помосте, неповторимы. Нужно собраться с духом, взять всю волю в кулак, не испугаться, не растеряться. Когда я подхожу брать серьезный вес (для меня, например, это 140 кг), я максимально собираюсь внутри, чуть ли не разговариваю со штангой, всю свою энергию направляю на это усилие. У меня иногда есть ощущение, что я делаю это не физической силой, а силой внутреннего желания и душевного порыва. На театральной сцене это очень помогает сконцентрироваться и направить всю свою энергию в определенное место – чтобы она сама летела к партнеру или в зрительный зал! Так что спорт воспитывает силу, дух, характер, закалку. И это не общепринятые высокие слова – я реально это чувствую!

22–24 апреля в Москве пройдет чемпионат Европы IPL, и если я наберу там нужную сумму баллов, то получу приглашение в мир великих пауэрлифтеров – на международный турнир Olympia Pro Invitational Powerlifting, который состоится осенью 2015 года в Лас-Вегасе! Я очень хочу увидеть своих кумиров, познакомиться с ними, побывать на соревнованиях такого уровня и, конечно, увидеть, как сам Арнольд Шварценеггер вручает победителям медали и грамоты! Надеюсь, что получится, потому что в моей жизни мечты имеют свойство сбываться.

Александр Кулябин директор Новосибирского государственного академического театра «Красный факел»

В работе театрального продюсера вдохновляют прямо противоположные вещи, которые в жизни обычно конфликтуют друг с другом. С одной стороны, это коммерческий интерес, с другой – чистое творчество, увлекающее самим процессом.

Коммерческая фантазия тоже может давать ощущение творческого полета, но для этого нужно быть абсолютно свободным. Например, если брать мой профессиональный путь, то на начальном этапе, имея собственное театральное агентство, я постоянно пребывал в таком состоянии вдохновения – идеи просто фонтанировали, ведь я понимал, что моя жизнь и карьера зависят от того, сколько оригинальных идей я разработаю и реализую.

В театре, даже таком современном и смелом, как «Красный факел», рамки несколько сужены – другая мера ответственности: есть определенные каноны и обязанности перед обществом, учредителями, властью, есть ожидания зрителей и есть коллектив, таланты которого нужно раскрыть. И здесь цель «заработать» – это всегда дополнительная цель, а главная – для артистов и режиссеров конечная – это получить оценку и признание от тех, для кого ты все это делаешь, – от зрителей.

Сегодня моя главная задача как директора театра – создать комфортное пространство для творческих людей, чтобы именно у них свободно рождались идеи и проекты, а потом уже – на втором этапе – селекционировать и осуществлять лучшие из этих задумок. В каких-то случаях я, конечно, принимаю участие в творческой деятельности, но это скорее масштабные проекты, например фестивали.

В мае в нашем театре произойдет как раз такое событие – уже четвертый по счету фестиваль «Ново-Сибирский транзит». За восемь дней мы покажем Новосибирску 18 спектаклей – лучшее, что было поставлено за истекшие два года в театрах Урала, Сибири и Дальнего Востока. Эти фестивальные дни, когда город наводнен актерами, режиссерами и театралами из разных городов, поистине становятся временем заряда вдохновения и творческих сил для всех, кто любит и делает театр.

Россия настолько богата талантами, что хочется познакомиться с ними поближе, – главного театрального фестиваля «Золотая маска» явно недостаточно! И Новосибирск сейчас становится второй театральной Меккой, которая отваживается принимать у себя такой серьезный конкурс театров. На этом «Ново-Сибирском транзите» мы ждем много молодой интересной режиссуры, оригинальных спектаклей, новшеств, и конечно, мы в предвкушении настоящего театрального праздника! А что может быть лучше для вдохновения? Знаю по себе, поскольку часто езжу по разным городам и странам на театральные форумы: когда в одном месте возникает такая концентрация творческих личностей, приходит множество озарений.

Нина Карлссон певица, композитор, поэт, основатель и лидер группы Nina Karlsson (Санкт-Петербург)

В октябре прошлого года я поговорила с очень занятным человеком, и во время нашего многочасового разговора выяснилось, что я пишу обо всем, что происходит кругом, и всех, кто рядом и не рядом. С того момента я целенаправленно слушаю, смотрю и радуюсь, понимая, что то или иное найдет отражение в том, что я делаю. До этого я никогда не могла ответить, что откуда берется. Я невероятно благодарна этому моему собеседнику за то, что начала писать совершенно другие песни.

Идеи берутся изо всего и ниоткуда. Потому как это о многом из того, что я вижу, думаю, чувствую. Это непростая штука, но упорным трудом не назвать, конечно. Это тяжелый, но захватывающий процесс, самый лучший на свете. Я даю себе разрешение отдаться этому процессу, я впитываю что-то, пропускаю через себя, собираю фрагменты, потом само как-то все удается, очень органично. О каких бы тяжелых для себя вещах я ни писала, я чувствую эйфорию в этот момент. Я чувствую, что люблю.

Я почувствовала, что могу писать на русской земле обо всем русском русскими мелодиями и русскими словами. Это мое. Тут я царица, владычица, хозяйка этой Медной горы, я чувствую, будто в этом я лучше всех. Находясь с октября прошлого года в такой эйфории, могу сказать ответственно: конечно, жизнь – удивительная штука. Недавно я даже написала о всяких близких каждому русскому человеку вещах, используя образ нескончаемой и невозможной дискотеки, и в этом произведении я не поменяю ни одного слова, ни одной ноты. Эту песню необходимо услышать каждому.

Стаффорд Хантер тромбонист, певец и исполнитель на редчайшем инструменте – морской раковине

Всё, что меня окружает, является вдохновением для творчества. Даже незнакомые люди могут пробудить во мне какие-то воспоминания, переживания, эмоции. Ведь мир так богат и интересен, что любая, даже мелкая деталь может погрузить в состояние творческого подъема, – у меня так рождается музыка. Я стараюсь никогда ничего не загадывать, ведь предположить, что случится через минуту, две, пять невозможно: резкий звук, аромат, краска на небе, интонация голоса – всё это может стать катализатором творческого процесса. И, безусловно, меня вдохновляет красота – в России столько прекрасных женщин, что, несомненно, я буду здесь писать. На самом деле я готов выпустить три компакт-диска с музыкой, лишь вдохновившись красотой русских дам.

Впервые я начал взаимодействовать с музыкой, когда мне было восемь лет, в школьном оркестре. Учитель, разглядевший во мне талант музыканта, постоянно меня провоцировал, приглашая людей, играющих лучше, чем я, – тогда это было вызовом для молодого начинающего тромбониста, и я стал полностью погружаться в творчество. Моим преподавателем искусства игры на морских ракушках был джазовый музыкант Стив Турре, который пригласил меня поучаствовать в его группе, играя на тромбоне. А Стив, на высшем уровне владеющий искусством игры на ракушках, научил мастерству и меня – этот процесс оказался настолько увлекательным, что я по сей день продолжаю развивать и популяризовать это искусство.

Мой сегодняшний реализуемый проект – это совместное турне по России с Алексеем Подымкиным. Однажды я выступал в московском клубе и мой друг посоветовал пригласить Алексея в качестве музыкального партнера – мы сразу нашли общий язык и решили сделать такой интересный проект. Сейчас в нашей программе более 11 городов. Я очень люблю музицировать – и перед каждым концертом чувствую себя по-настоящему вдохновленным и готовым представить российскому слушателю свои творения. Интересно, что одна из композиций, которую я исполняю в программе, была написана во время прогулки по одному маленькому итальянскому городку. Я бродил часов пять и смотрел вокруг, было столько звуков, шумов и запахов, что в какой-то момент музыка зазвучала в моей голове, тогда я взял и напел мелодию в телефон – таким образом появилось произведение. Всё что звучит в моей голове в обыденной жизни, я напеваю в телефон, и у меня уже есть целое собрание необработанных композиций, которые послужат материалом для будущей работы. Мне кажется, что в России со мной может произойти что-то подобное.

Наталья Перевозчикова генеральный директор ГК «Евростиль», владелица бутика Luisa Spagnoli

Меня вдохновляет, когда люди счастливы, потому что все, что движет человечество вперед, — это стремление к счастью и, создавая продукт, который нравится потребителю, получаешь по-настоящему огромный заряд вдохновения. Как говорится, новое — хорошо забытое старое: все развивается по спирали, просто каждый раз на новом, более качественном уровне. Современный магазин от магазина XX века отличается лишь технологиями материалов и коммуникаций. Последняя западная тенденция — все продуктовые магазины воплощены в концепции обычного рынка, как самого устойчивого объекта торговли во все времена. Потому что рынок — это общение, непревзойденный мерчандайзинг, приближенность покупателя к продавцу и самые низкие цены. Но сейчас подобный формат реализовывается уже с новыми технологиями — обновленным техническим оснащением, модернизированными видами и типами торговли.

Не надо изобретать велосипед, надо изобрести новый космический корабль, понять, какие ценности у настоящего общества, и преобразовать уже отработанные системы.

Вдохновение — это люди. Самые интересные и актуальные мысли приходят в процессе общения с людьми, потому что мы все кардинально разные, с интересными и разнообразными взглядами на жизнь. Оригинальная идея, как озарение, может прийти в голову, даже когда ты просто слышишь разговор двух незнакомых людей.

Существует еще один фактор, пробуждающий во мне состояние вдохновения и творческого порыва, — я очень тепло и с любовью отношусь к своей стране. По моему мнению, Россия должна догнать и перегнать западные технологии по всем параметрам — потому что мы достойны самого лучшего. И для меня очень важно быть сопричастной к внедрению на российский рынок новых технологических процессов, производимых на территории нашей родины. Сфера, в которой я нахожусь уже более 20 лет, связана с оснащением системами холодоснабжения крупных продовольственных магазинов. После установки оборудования такая техника требует очень серьезного и квалифицированного обслуживания — в России практически нет крупных сервисных компаний. И когда я задалась вопросом, почему так происходит, появилась новая идея. Сейчас мы занимаемся организацией сервисной службы на абсолютно новом технологическом уровне. В планах, конечно, со временем выйти на федеральный уровень и еще раз убедиться в том, что русские умельцы и российские технологии самые качественные и профессиональные в мире.

На проект бутика Luisa Spagnoli меня вдохновила проблема поиска качественного делового дресс-кода. Поиски стильной, комфортной, комплектной и красивой деловой одежды отнимали уйму времени в зарубежных поездках и повседневной жизни, — и я поняла, что это не только моя проблема. Сейчас я искренне рада, что бутик нашел свою целевую аудиторию и радует наших клиенток. Отдельное спасибо моей семье за поддержку в реализации этого проекта.

Ольга Денисенко руководитель отдела подбора и адаптации персонала компании Magora Systems

Вдохновение я нахожу в наших людях и в их талантах. Я сравнительно недавно работаю в IT-отрасли, однако с уверенностью могу сказать, что эта сфера максимально богата ребятами, которые мыслят, опережая текущие тренды на несколько шагов. Наша компания Magora Systems занимается разработкой программного обеспечения, мобильных и веб-приложений для среднего и крупного бизнеса из США, Канады, Австралии, Великобритании и России. Мы помогаем клиентам масштабировать свой бизнес и увеличивать прибыль, а эти успехи позволяют нам привлекать в команду лучших специалистов в Новосибирске, Санкт-Петербурге и Лондоне, где в апреле откроется наш третий полноценный офис. Таким образом, мы выстраиваем сеть деловых коммуникаций по всему миру в разных сферах, сотрудничаем с профессионалами, имеющими огромный опыт работы на рынке и впечатляющий интеллектуальный бэкграунд. Более благоприятной атмосферы для поиска новых идей просто невозможно представить.

Что касается меня, то я наращиваю и тренирую каждый мускул профессии эйчара ежедневно. В частности, мне нравится возможность конвертировать багаж виртуальных контактов в реальные конструктивные встречи. Например, осенью к нам с визитом приезжали гости из Норвегии, Осло. После короткого диалога на норвежском мы выяснили, что наши гости делают совместный проект с компанией, для которой я подбирала персонал, будучи сотрудником Торгово-промышленной палаты Осло восемь лет назад. Конечно, меня очень радует и настраивает на правильный лад совпадение личных ценностей и ценностей компании – долгосрочное сотрудничество, предпочтение марафонского забега спринтерскому, возможность реализовать свои способности и хобби, будь то иностранный язык или язык программирования.

Самая удачная идея за последнее время была предложена моим маленьким сыном. Он очень любит путешествовать и недавно спросил меня, когда можно собирать чемоданчик для следующей поездки? Я решила совместить приятное с полезным: отдохнуть с семьей и «прокачаться» в новых инструментах на рынке IT HR. Так что мы стартуем в июне в Санкт-Петербурге с 10-й, юбилейной IT HR конференцией «нАйти ответ» (куда я еду в качестве участника) и далее продолжим отпуск втроем с супругом и сыном. Мораль сей басни: впускать возможности в свою жизнь и никогда не пренебрегать инициативой снизу.))