Дизайн и технологии – мир моды без ограничений

4 / 2016     RU
Дизайн и технологии – мир моды без ограничений
Анна Соло преподаватель израильского Института технологии текстиля и моделирования одежды имени Шенкара
О том, как гармонично могут сочетаться мода и новые технологии.

До сих пор я помню единственную фразу на латышском языке: «Я хочу стать театральным художником» – настолько сильно я хотела реализоваться в творческой сфере, что это запомнилось мне на всю жизнь. Я переехала в Израиль в возрасте 26 лет с мужем и маленькой дочкой, потому что в Риге не было тогда возможности развиваться в творчестве – это было время распада Советского Союза и отсоединения Латвии, все было очень сложно. Хотя меня предупреждали, что после репатриации в Израиль первое время будет очень тяжело, но, если честно, когда я оказалась в Тель-Авиве, все стало очень просто и легко, будто так и должно было случиться. Даже язык я выучила будто вспомнила…»

Преподаватель израильского Института технологии текстиля и моделирования одежды имени Шенкара Анна Соло рассказала журналу СТИЛЬ, для чего она приехала в Сибирь и о том, как гармонично могут сочетаться мода и новые технологии.

СТИЛЬ: Анна, для чего вы приехали в Новосибирск?

АННА СОЛО: Меня пригласил Израильский культурный центр, и это предложение показалось мне очень заманчивым, потому что последний и единственный раз я была в Сибири в 12 лет. Когда я сейчас еду по Новосибирску, замечаю, что в городе совершенно иная колористическая гамма, нежели в Израиле, — для меня это очень непривычно. Тель-Авив — белый город на ярком и многоцветном фоне, а в Новосибирске все очень монохромное, и хочется добавить ярких красок.
В Сибири я проведу мастер-класс и буду выступать одним из членов жюри на студенческом конкурсе «Формула моды», который пройдет в Омске. Подобные мероприятия меня привлекают и завораживают: там всегда можно увидеть какие-то необычные и неожиданные решения в дизайне, особенно когда это проходит в другой стране, со своими культурными традициями.

А в Израиле проходят такие конкурсы?

Да, но чаще всего мы участвуем уже в более профессиональных международных конкурсах. Но в нашем Институте технологии текстиля и моделирования одежды имени Шенкара проводят небольшие внутренние соревнования, которые длятся в течение всего учебного курса по какой-то дисциплине, — по его окончании выявляется победитель, получающий приз.

Сейчас вы активно занимаетесь продвижением такого направления, как компьютерное моделирование и визуализация, — что это за новое веяние?

Компьютерное моделирование и визуализация уже давно не новинка — это способ создания одежды, который сокращает большое количество времени, а также урезает ненужные затраты — как материальные, так и людские. Выкройка изделий, а также пошив в трехмерном виде на манекенщице осуществляется на компьютере. Дизайнер, который с этим работает, может посмотреть модель на мониторе, внести какие-то изменения до того, как вещь будет преобразована в реальный вид и размер. Главные плюсы таких программ — не нужно расходовать много ткани, несколько раз совершенствуя вещь, отсюда и уменьшение траты человеческого ресурса, ведь изменения в одежде можно произвести очень быстро, в течение нескольких минут можно посмотреть эту модель в разных цветовых вариантах, различных размерах и принтах. Также эта программа выручает при пошиве вещи на клиента: вбив в компьютер параметры человека, можно не примеряя увидеть, как будет сидеть та или иная модель. Многие крупные компании, такие как Armani, Cavalli, устраивают виртуальные шоу-румы: часть вещей отшивается в одном цвете, а остальные возможные варианты представляют на мониторе компьютера.

Скоро можно будет и модные показы устраивать на компьютере. Вам не кажется, что это обезличивает дизайнерское дело?

Так уже и устраивают! Я не думаю, что развитие технологий в сфере дизайна может как-то негативно на ней сказаться. Подобные решения расширяют дизайнерские возможности, являясь дополнительным ресурсом в работе модельера: сокращается время на множество примерок и подгонок и остается больше времени на сам дизайн. Если раньше нужно было полгода разрабатывать коллекцию, а потом еще полгода, а то и больше, общаться с поставщиками, проводить периодические примерки на моделях, постоянно подгоняя и изменяя одежду, то здесь ты можешь вносить изменения с помощью одного клика, дорабатывая вещь до идеала.

А сфера дизайна — это женская сфера?

Любая мужская сфера деятельности автоматически преобразовывается в женскую, когда слабый пол вступает на эту территорию. Дизайн костюма, как мне кажется, это все-таки мужская профессия, я же реализовываю себя больше в преподавании этой дисциплины. Ведь, обучая студентов, ты каждый раз узнаешь что-то новое, ученики всегда пробуют, экспериментируют и никогда не повторяются — у меня есть возможность быть погруженной в постоянный творческий процесс. Дизайнер — профессия достаточно коммерческая, приходится на многое закрывать глаза, согласовывая с производителем, клиентом или спонсором каждый свой стежок, — и такой составляющей, как вдохновение, творческий порыв, там совершенно не остается. Я всегда получаю колоссальное удовольствие, когда мои студенты достигают высот. Недавно одна моя ученица выступала на региональном конкурсе по пошиву одежды из меха, пройдя в финал, который проходил в Милане, – ей удалось занять первое место. А курс по пошиву изделий из меха мы проводили в институте только в первый раз — что же дальше будет! В нашем институте учатся очень талантливые ребята, и были очень небезызвестные личности, такие как Альбер Эльбаз — до недавнего времени креативный директор Lanvin, Коби Гальперин — бывший креативный директор Elie Tahari в Нью-Йорке, а сейчас владелец собственного дела, — наши студенты работают по всему миру, стажируясь в Dior, Swatch и многих крупных компаниях.

Почему ваши студенты такие талантливые? Это все атмосфера Тель-Авива?

Просто у нас много идей, которые буквально витают в воздухе, — очень интересно их интегрировать и создавать что-то новое. Ведь Израиль — многонациональная страна: бедуины, русские, украинцы, болгары, румыны, черкесы и еще множество народов. Каждая нация приходит со своей культурой, традициями, историей, и все это, безусловно, накладывается на атмосферу Тель-Авива — море, солнце, яркие краски. Мне кажется, что, когда происходит смешение культур, всегда получается необычный и интересный результат.

Наш университет называется «Университет технологий, дизайна и искусства», притом что последнее слово добавилось совсем недавно. Есть несколько факультетов, которые известны во всем мире: во первых, конечно, это факультет моды, а также факультет пластмассы. В прошлом году сайт Business of Fashion в своем рейтинге разместил нас на 11 м месте среди всех модных учреждений мира и на пятом месте как одну из школ, которая больше всего влияет на современные модные течения. Президент института очень заинтересована в том, чтобы технологии и дизайн всегда шли рука об руку и развивались вместе, — по этой причине в институте много совместных курсов, где реализовывают проекты студенты разных факультетов. Например, курс «Одежда и электроника», по-другому — «умная одежда»: ученики создают просто невероятные вещи — платья, изменяющие цвет в зависимости от настроения человека!

Наши студенты многим отличаются от других учащихся модных университетов: в их семьях никогда не было традиций шить, вплоть до того, что иногда, поступая в институт, они даже не могут пришить пуговицу! У них нет понятия «как надо», нет шор и рамок, нет законов — они приходят как чистый лист. Но, несмотря на это, конкурс на поступление достаточно большой — 200–300 человек на 60 мест.

Вы основали курс исторического костюма — почему это важно знать?

Ничего не происходит из воздуха — все современное базируется на том, что уже было создано. Как традиции разных национальностей при смешивании образуют новую идею, то же самое происходит и с историческим костюмом. Во первых, сам дизайн костюма очень интересен — цвета, ткани, выкройки. Во вторых, исторический костюм отражает какие-то изменения состояния общества: войны, мир, течения в искусстве — очень интересно наблюдать изменение модных течений в контексте истории государств. Мы мало об этом знаем, но важно ориентироваться в таких аспектах, как, например, женщины носили по 40 килограммов одежды на себе, что они при этом чувствовали, какая обстановка была тогда в стране, что способствовало таким модным причудам.

Все ваши мечты и цели осуществились?

Нельзя с уверенностью сказать «да» — ежедневно появляются какие-то новые цели. Как только я достигаю одной вершины, сразу начинаю стремиться к следующей. Сейчас мне очень интересна тема связи технологий и дизайна — я считаю, что технология продвигает дизайн, а дизайн продвигает технологию. Например, одна из наших выпускных коллекций студентки Данит Пелег полностью была напечатана на 3D-принтере в домашних условиях — и это на самом деле поражает воображение, это уже совершенно другой мир дизайна, где абсолютно нет ограничений.