Счастье созидать

4 / 2016     RU
Счастье созидать
Николай Яворский директор ФМШ (СУНЦ НГУ)
Как изменилась молодежь за последнее время и стоит ли в современном мире быть созидателем.

Глава ФМШ Николай Иванович Яворский попутно работает в Институте ядерной физики, а потому отлично знает о трудностях, с которыми столкну-лись наука и образование в последнее время. Корреспондент журнала СТИЛЬ узнал у Николая Ивановича, как изменилась молодежь за последнее время и стоит ли в современном мире быть созидателем.

СТИЛЬ: Физико-математическая школа с советских времен считается одним из молодежных интеллектуальных центров России, имеет собственную традицию преподавания. В чем различие между современной и советской молодежью?

НИКОЛАЙ ЯВОРСКИЙ: Самое серьезное отличие лежит в сфере мотивации. Во времена СССР занятие наукой считалось одним из самых престижных дел, а интеллектуальные способности высоко ценились. Теперь же более успешным считается тот, у кого больше денег, а не тот, кто умнее. Конечно, связь между этими вещами существует, но она не прямая. Есть и другой аспект. Развитие рыночных отношений не в лучшую сторону повлияло на нравственно-этическую сторону общества. А это, в свою очередь, опасно для общественного прогресса. В науке, например, очень важно получать честные и достоверные ответы, поэтому она воспитывает честность и совестливость. Без этого она существовать не может: если этот аспект из нее когда-либо исчезнет, то наука мгновенно обратится в ничто. Результаты перестанут быть достоверными, ими нельзя будет пользоваться. В рамках рыночной экономики достоверность не является основополагающим критерием. Тут важно успешно продать продукт. И это само по себе воспитывает в людях противоречивые качества.

То есть современный социум влияет на нравственное состояние человека?

Изменения в нравственности происходят в соответствии с моделью, по которой общество построено. Государство, конечно, управляет, но в любом социуме есть доминирующие социально-экономические, а следовательно, и этические отношения. Если мы посмотрим на Запад, который раньше нас перешел к рыночной экономике, то увидим, что первоначально там было мало нравственных регуляторов (в так называемую эпоху «дикого капитализма»), а затем они развились и стали сильными. Это связано с тем, что если пустить этическую сторону жизни на самотек, то ситуация не просто станет неуправляемой, но и начнет угрожать выживанию самого общества. Потому что если у нас нет достоверных знаний, честных отношений, то никакое развитие невозможно. Если впереди всего поставить слово «укради», то это приведет к хаосу. Будут красть всё, что не привинчено, благосостояние будет сокращаться, люди начнут поедать друг друга, как пауки в банке, ну и в конце общество умрет. Это верно для любой экономической формации, для любого социума.

А образовательный процесс может этому воспрепятствовать?

Воспитание должно в первую очередь вестись с помощью деятельности. Говорить «веди себя так-то и так-то» — это неэффективный подход. Воспитывать нужно в ходе совместной созидательной деятельности ученика и наставника.

Если этот момент в воспитании присутствует, то он сам по себе заставит человека в дальнейшем вести себя честно. Потому что будет осознание, что ничего нового не создать, если не стоять на устойчивой платформе проверенных фактов, разработанных технологий, в отношении которых известно, что они проверены и работают. Возникнет честное и совестливое отношение к каждому своему поступку, и в других человек начнет ценить то же.

А что означает созидать? Это означает создавать или открывать что-то новое, чего еще не было, чего никто не видел. Это требует не только четкого понимания, что именно ты делаешь, но и воли к победе. В деятельности ученого, например, количество неудач многократно превышает количество успехов. Задал природе правильный вопрос, получил правильный ответ. Ну а если вопрос был неправильный, то ничего с этим не сделать — начинай заново. И в жизни всё в большой степени так же.

А современная система образования способствует созидательному подходу?

Тут не только сама система важна, но и кто ее носители. В любой системе всегда могут быть как созидатели, так и те, кто приходит просто «лекцию отчитать». И очень важно, чтобы у нас были учителя созидания. С другой стороны, важно и понимание в обществе, что образование – это основа нашего будущего, что в нем нельзя себя вести как на базаре, считать образование еще одной «услугой», которую нужно продать. Если будем продавать образование с целью исключительно заработать, то неизбежно будем привирать, чтобы лучше продавалось, — а это ни к чему хорошему не приведет. Среди многих преподавателей такое осознание, к счастью, присутствует.

То есть наша система, несмотря ни на что, все же пытается воспитывать человека-созидателя. А сколько из них остаются в России? Проблема «утечки мозгов» все еще актуальна?

На сегодняшний день, на 2016 год, я большой проблемы не вижу. Раньше была очень большая разница между нами и Западом в благосостоянии, в возможности проводить исследования. Но на сегодняшний момент есть положительные сдвиги. Приведу пример — наш университет (НГУ) сотрудничает с крупными компаниями, которые выпускникам могут предложить неплохие перспективы, в том числе и в материальном плане. И вот одна из них отобрала выпускников, которым предложили хорошую работу в ней, но около половины отказались, предпочли пойти в институты Академгородка. То есть все равно есть ребята, у которых ценности не в деньгах заключаются, а в возможности созидать что-то интересное. То есть постепенно уходит одержимость благосостоянием, различные иллюзии. Жизнь все расставляет по своим местам.

А что государство и общество должно сделать, чтобы этот позитивный тренд не исчез?

Воспитывать в людях, в молодежи честность, открытость и, конечно, совесть. Эти три вещи — основа созидательной деятельности. Ну и, конечно, образование должно быть в приоритете государственной политики. Проблемы образования не решить никакими частными инвестициями, оно должно быть всецело в компетенции государства. Поэтому тот факт, что государство все серьезнее и серьезнее подходит к образованию, внушает определенный оптимизм. Проблем у нас, конечно, много. В первую очередь это кадровый вопрос. За последнее время преподавательский корпус сильно постарел. А молодые ребята зачастую не видят себя в качестве учителей и наставников, хотят другого образа жизни — что в нынешних условиях вполне понятно. Поэтому очень серьезное внимание нужно уделить подготовке кадров нужного качества и сохранить тех, кто эти кадры может воспитать. Тут могут быть разные инструменты — конечно, и финансово экономический: ресурсы, зарплата. Но важнее опять же морально-этическая компонента. Человек стремится к счастью, а это категория не экономическая.

Почему вообще люди идут в науку? Да потому, что открытие нового, того, что еще неизвестно никому, это такие эмоции, такой драйв, который никто другой никогда и ни за какие деньги не купит. Это не продается, это можно только самому создать. И тут-то счастье и есть. Многие себя находят именно в этом. И им нужны не собственно деньги, им нужно наслаждение исследованием, счастье созидания. И если до людей донести, что существует такой путь, то они задумаются.

И рассказать о такой возможности людям и есть одна из задач образования, воспитания?

Я думаю, да. Еще есть один очень важный аспект — открытость. Невозможно что-то познать, создать, если ты закрыт. Тебе просто ничего не откроется. Необходимо взаимодействовать с другими людьми. Одна голова хорошо, а две лучше. Более того, взаимодействие с хорошими партнерами, с которыми вы заняты одним делом, рождает осознание части себя во всех этих людях. И это тоже счастье.

Я в этой связи хочу привести пример нашего великого математика, одного из основателей Московской физико-математической школы Андрея Николаевича Колмогорова. Он считал, что ученый тем лучше, чем ниже его психологический возраст. Идеальный возраст для ученого, по нему, это пять лет. Потому что ребенок все впитывает, все воспринимает так, как есть, не накладывает оценочную сетку взрослого человека, ему все интересно. Конечно, для взрослого человека это может казаться странным, но если этого не будет, если человек будет про себя считать, что он все знает, все умеет, то он будет бесполезен.

Выходит, человек-созидатель неизбежно столкнется с противоречием между своим внутренним миром и окружающей реальностью. Как в таких обстоятельствах не разочароваться, не закрыться в себе, а остаться собой?
Очень важно, чтобы у человека были ценности. Если они настоящие, то они неизбежно будут важнее всего остального. Человек с такой точкой опоры будет рассматривать окружающий мир с позиции исследователя – как среду, в которой он живет. Будет понимать, что мир устроен так-то, перед ним стоят такие-то цели и есть следующие методы для их достижения. Представим, что на нас несется сорвавшаяся с цепи бешеная собака. Мы этого изменить никак не можем, но можем найти способ действовать — уклониться, как-то остановить ее и так далее. Главное в любой ситуации знать, что ты можешь найти выход, а для этого необходима позитивная предыдущая практика. Еще очень важно уметь творчески мыслить и созидать в интеллектуальном плане. Без осознания, без творческой переработки действительности, без умения самостоятельно и независимо мыслить тут, конечно, никак. Этот навык важен для выживания всего общества.

А какова должна быть стратегия поведения этого человека?

Первое и самое простое – это найти единомышленников. Один в поле не воин, тебя просто сомнут, вынудят залезть в погреб или в башню из слоновой кости. Человек – существо социальное и поэтому неизбежно должен формировать вокруг себя собственное пространство. Важно начать. Ну а если таких людей много соберется, то они и весь социум организуют.

А они захотят?

А это автоматически произойдет. Никто им такой задачи не будет ставить, но оно случится. Потому что если в обществе станут доминировать отношения, построенные на честности, открытости и совести, то врать станет экономически невыгодно. Я не хочу сказать, что эти люди какую-то революцию организуют. Но хочу сказать, что если каждый человек начнет вокруг себя формировать среду единомышленников, то и все общество станет неизбежно лучше. Главное — начать, тогда вы уже сейчас попадете в такую среду. Вообще, правда по определению всегда будет выживать по сравнению с любой неправдой. Ложь скоротечна, изменчива, неустойчива, а тут истина – она вечна, поэтому неизбежно рано или поздно прорастет и вытеснит всю неправду.

А что должно служить тем якорем, который нас удержит от забвения себя, нашего призвания к созиданию?

Это один из очень серьезных и сложных вопросов. Но, в общем, даже если человек просто будет понимать, что он не зря в этот мир пришел, что у него есть какое-то предназначение, то это его приведет к поискам. Человек встанет на путь созидания себя и мира вокруг него и пойдет по нему — ну а насколько он далеко зайдет, уже глубиной его осознания определяется.

В любой ситуации, в любых формациях, при любой системе всегда были, есть и будут люди, которые этот духовный путь видят главной ценностью своей жизни. Даже если ничего кругом не будет, все будут друг друга обманывать, то кто-то все равно поймет, что так жить нельзя, и начнет поиски. Надо сказать, что в России на данный момент очень много людей, которые действительно ищут, рефлексируют, пытаются с разных точек зрения подойти к ситуации. Наш социум сам по себе ориентирован в духовную сторону — и в этом наша сила. И нужно каждому человеку осознать, что он к этому поиску себя и истины призван. Ну а если не будет у человека понимания, то так и будет жить. Продаваться будет пытаться подороже, а покупать его будут подешевле. И так всю жизнь.

То есть вы считаете, что человек созидающий, который не только ради своих интересов живет, в конкуренции неизбежно победит?

Обязательно победит. У него есть огромное преимущество: у него есть помощники, соратники, он не один. За ним идут.