Сохранять традиции – это не забывать о том, что было, но двигаться вперед

4 / 2016     RU
Сохранять традиции – это не забывать о том, что было, но двигаться вперед
Михаил Симонян скрипач, дирижер, общественный деятель, президент фонда "Открытое море"
О том, для чего совмещать множество социальных ролей, а также — на каком уровне находится Новосибирский оперный театр и какова основная задача фонда "Открытое море".

СТИЛЬ: Михаил, вы являетесь президентом фонда «Открытое море», расскажите о нем.

МИХАИЛ СИМОНЯН: Идея открытия подобного фонда пришла ко мне после того, как я полтора года прожил в Афганистане, занимаясь строительством первой музыкальной школы на территории страны. Именно там я увидел, как сильно искусство может сплотить людей, которые при других обстоятельствах даже не разговаривали бы друг с другом. Фонд «Открытое море» был создан командой единомышленников, которые всей душой болеют за продвижение современного искусства. Мы делаем множество международных проектов, которые объединяют разные города и страны, получая в итоге интересный многонациональный продукт. Премьера оперы «Кармен» в Новосибирском оперном театре — явление очень интересное и необычное, потому что проектов, объединяющих на одной неполитической площадке такие страны, как Россия, Литва и Украина, не существует. Нам удалось привезти в Сибирь артистов, явно входящих в топ 10 мировых теноров и сопрано — Юстина Грингите, Дмитро Попов, Вероника Джиоева. Мы постараемся привнести хотя бы какую-нибудь ноту позитива в отношения между нашими странами — именно в этом главная задача «Открытого моря». И так как мы благотворительный фонд культурных и образовательных программ — множество проектов реализуется в сфере образования, в культурной отрасли, для меня эта тема особенно волнительна. Мы стараемся, насколько это в наших силах, помогать развитию искусства, сейчас на просторах Москвы и Санкт-Петербурга, и вскоре, я надеюсь, что мы охватим еще и Новосибирск — это мой родной город, и мне важно, чтобы он не отставал от столицы. Несмотря на то, что фонду «Открытое море» только полтора года, мы уже успели восстановить театр пластической драмы, где спектакли не имеют слов, — в Москве постановки этого театра произвели фурор, и сейчас труппа уехала на гастроли в Америку.

А в чем отличие ваших проектов от обычных спектаклей в театрах?

Здесь важна именно составляющая международных отношений. Например, Большой театр, как никакой другой, имеет широкие возможности для приглашения в свое пространство совершенно любого артиста, но мы говорим о продвижении театрального бренда, в нашем случае — международной тематики. И стоит, конечно, учесть, что сейчас проекты создаются в очень непростое время, особенно в сфере отношений стран, но, с другой стороны, сегодня, как никогда, это нужно, важно и актуально.

Вы скрипач, дирижер, бывший советник губернатора Калужской области и заядлый парашютист — неужели в театре вам не хватает эмоций?

Моя первая и единственная профессия — это музыкант, и мне повезло, что я имею возможность представлять себя и как скрипач, и как дирижер. В Новосибирске я родился и рос до 12 лет, после чего уехал в Америку учиться, а сейчас живу в Москве. Я получаю достаточно эмоций в театральной области, но, например, в сфере скрипичного искусства я добился больших успехов, потом нужно было двигаться дальше — мне стало интересно открывать для себя новые партитуры, другую музыку. Ведь дирижерская деятельность это совершенно иной мир: оркестр, зал – всё это меня вдохновляет. А прыжками с парашютом я стал увлекаться по причине того, что мой брат мастер спорта в этой области — именно он вовлек меня в мир полетов. Долго находясь только в какой-то одной деятельности, я начинаю скучать, поэтому и стараюсь реализовываться в разных направлениях.

А почему вы в какой-то момент решили посвятить себя общественной деятельности?

Дипломатия, политика — эта сфера мне близка и интересна, потому что я очень люблю коммуницировать с людьми. Мы с Анатолием Артамоновым, губернатором Калужской области, до сих пор находимся в приятельских отношениях. Там я проработал полтора года, за это время мне удалось создать молодежный симфонический оркестр. Очень приятно понимать, что даже в кризисное время руководители регионов могут делать такие смелые шаги в развитии искусства. Проект получился очень успешным, огромной его составляющей является образовательная часть — это то, чего я добивался. Сейчас руководителем оркестра является Александр Гиндин.

Почему Калуга, а не Новосибирск?

Калужскую область можно назвать самым международным регионом, потому что именно там находится большинство иностранных компаний. И, конечно, всё зависит от руководителя региона — изначально, когда я вернулся из Америки, то хотел сделать что-то полезное для Новосибирска, но предыдущий руководитель области не захотел дать мне возможность реализовать задумки. Сегодня я очень рад, что приехал в родную Сибирь и мне удастся выступить в одном из лучших оперных театров России. Мне близка политика Владимира Кехмана, который воплощает в жизнь очень амбициозные проекты, благодаря этому на сегодняшний день Оперный театр — это единственное заведение культуры в Новосибирской области, которое во всех аспектах держит самые высокие показатели.

Какие проблемы в сфере искусства вы наблюдаете в Новосибирске?

Образование — это самая важная и актуальная проблема на сегодняшний день. В сегменте классической музыки на муниципальном уровне для детей у нас развито всё прекрасно — множество музыкальных школ. Но когда мы говорим о консерватории, которая является единственным подобным заведением за Уралом, то это должно быть чем-то уникальным и величественным. На деле консерватория находится в ужасном состоянии во всех отраслях — начиная от здания, которое вот-вот да упадет, заканчивая преподавательскими программами. Сейчас я много общаюсь с Министерством культуры Российской Федерации, и в последние несколько месяцев я пытаюсь донести до них, что театр не может существовать без молодых профессиональных кадров. И если сейчас об этом не задуматься, то можно потерять что-то очень важное.

По какой причине мы находимся в таком положении?

Я думаю, что все дело в отдаленности Новосибирска от центра культурной жизни нашей страны. Потому что в Москве в консерваторию ходит руководитель России, а здесь в какой-то момент это всё пустили на самотек. Может быть, мы просто перфекционисты и стараемся создать вокруг себя то, что считаем нужным, а другим это просто не интересно. Но, несмотря ни на что, я действительно хочу помочь своему родному городу и буду делать все для этого возможное.

А как же сохранение традиций?

Сохранять традиции — это не забывать о том, что было. Но невозможно играть один и тот же спектакль сорок лет, нельзя десять лет носить одну и ту же одежду — мы всегда тянемся к чему-то новому. В сфере искусства нужно двигаться только вперед, и Новосибирский оперный театр развивается буквально семимильными шагами. Безусловно, важно помнить о том, какие были постановки 20–30 лет назад, нужно хранить видеозаписи, но стоять на одном месте «в старой одежде» нельзя.

Сейчас Оперный театр дотягивается до московского уровня?

Если честно, то наш театр уже находится на этом самом уровне. Достаточно посмотреть на афиши, которые здесь стали выпускать, — подобные можно увидеть только в Ла скала, Метрополитен Опера — а теперь еще и в Новосибирске!

А публика-то готова?

Я уже не выступал в Новосибирске около двенадцати лет, но насколько это отложилось в моей памяти, новосибирская публика была всегда очень благодарная и готовая к новшествам.