Сибирские ученые в Тибете

5 / 2016    RU
Сергей Алексеенко директор Института теплофизики
В 2015 году тринадцать ученых из Академгородка на автомобилях преодолели путь длиной в 12 400 километров, чтобы исследовать Тибет по маршруту, который не преодолевал, наверное, еще ни один иностранный турист.

О том, как обходили китайские военные патрули, как боролись с «горнячкой» на экстремальных высотах и какие мифы о Тибете развеяли сибиряки, рассказал организатор экспедиции, директор Института теплофизики Сергей Алексеенко.

  •  23 дня
  • 13 человек
  • 5 автомобилей от УАЗ «Патриот» до Land Cruiser Prado
  • 12 400 км 
  • 5880 м  над уровнем моря
  • 3,5 тысячи долларов на одного человека

С БЕЛУХИ – НА ЭВЕРЕСТ

Институт теплофизики всегда славился сильной туристической группой. В годы перестройки это направление временно не поддерживалось, но потом мы решили возобновить былые традиции. В 1998 году с американскими коллегами организовали поход на Алтай, в 2003 году совершили массовое восхождение на Белуху, самую высокую гору Сибири. Потом начали развивать автомобильный туризм: сначала снова путешествовали по Алтаю, а потом замахнулись на Монголию и пересекли одну из самых сложных пустынь в мире — Гоби. Заодно посмотрели, как работают в Монголии солнечные и ветровые станции, а также с академиком Батмунхом, одним из главных теплоэнергетиков Монголии, побывали в Хармен-Цаве — это аналог американского Гранд-Каньона, в котором, как многие считают, находится Шамбала. После того как мы преодолели огромный путь по пустыне, исчерченной сотнями километров русел высох-ших рек, у нас появилась фантастическая мысль взобраться на «Крышу мира». Причем сделать это не в рамках обычного коммерческого тура, а, как и подобает настоящим исследователям, совершенно самостоятельно.

ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ ВОЙНА…

Как известно, между китайцами и тибетцами существует конфликт, уходящий корнями в седую древность. В середине XX века китайцы все-таки взяли свое, и теперь Тибет — это, по сути, большая военная зона, в которой проживает 6 миллионов тибетцев и 7 миллионов китайцев. Вернее, китайских военных. Поэтому даже бывалые путешественники утверждали, что наш план невыполним. Совершенно случайно мы познакомились со знаменитым новосибирским путешественником Алексеем Камерзановым — предпринимателем, фотографом и оператором, который подсказал нам, что нужно обратиться в новосибирскую туристическую компанию «Альтаир-тур». Представители этой компании проделали огромную работу, получили для нас около двадцати разрешений на китайском языке, нашли для нас двух гидов, утвердили проработанный мною маршрут.

И вот в августе 2015 года в составе тринадцати человек (в том числе и трех дам) на пяти автомобилях мы выехали из Новосибирска. В Китай мы въехали через заставу Торугарт в районе Иссык-Куля. Оттуда мы попали в Кашгар — экзотически красивый мусульманский город, в котором прежде пересекались все маршруты Шелкового пути. Здесь мы получили временные автомобильные номера и водительские права, прошли обязательный техосмотр и смогли отправиться в путешествие по Тибету — в путь длиной 7400 километров на средней высоте 4,5 километра над уровнем моря. На протяжении всего этого пути полицейские и военные китайские патрули останавливали нас по шесть-семь раз в день.

ВСЕ НЕЛЬЗЯ, НО, В ПРИНЦИПЕ, ВСЕ МОЖНО

Выехав из Кашгара, мы пересекли пустыню Такла-Макан — самую большую песчаную пустыню Китая длиной в тысячу километров. Жара там все время свыше сорока градусов, но китайцы совершили чудо: вся пустыня пересечена дорогами, вдоль которых каждые пять километров установлены водяные колонки. В Такла-Макане мы разрушили первый миф о Тибете, согласно которому там нельзя ставить палатки, потому что это строго запрещено. Мы находили ущелья и долины, в которых нам все-таки удалось заночевать. А заодно расправились и со вторым мифом – о том, что здесь нельзя готовить пищу, ведь на больших высотах огонь горит плохо, а еда не успевает приготовиться из-за низкой температуры кипения воды. Сказать такое русским теплофизикам — значит бросить им профессиональный вызов! Своими руками в одном из институтов СО РАН была собрана бензиновая горелка, которую назвали Змей Горыныч, потому что у нее было три головки. На ней заваривали чай, а в самодельных автоклавах готовили отличную баранину и даже варили борщи. Так доехали до города Голмуд, который называют Воротами в Тибет.

ГОРНАЯ БОЛЕЗНЬ – ВЫЖИТЬ И ПОБЕДИТЬ

Из Голмуда в Лхасу проходит самая высокогорная в мире железная дорога. В вагонах поездов, которые по ней ходят, всегда есть баллоны с кислородом, потому что без кислородных масок преодолеть этот путь очень трудно. «Горнячка» — это страшная болезнь, связанная с недостатком кислорода, которую я испытал на себе, хотя перед поездкой интенсивно готовился полгода: бег, лыжи, прием поливитаминов. Маршрут я проработал так, чтобы в сутки мы прибавляли не более 400 метров высоты. И все-таки при переезде через китайскую границу нам пришлось сразу рвануть на 3800 метров вверх, и в ту ночь у меня, организатора путешествия, в висках билась только одна мысль: «зачем мы сюда поехали?!» Голова болела, будто зажатая в тиски, в глазах целыми снопами сверкали искры и молнии. Вот при таких перепадах высот нам и пригодился кислород. К озеру Нам-Цо мы уже вышли на стабильную высоту около 4,5 километра и чувствовали себя нормально, а в царстве Гуге даже пили пятидесятиградусную настойку на травах, разрушив тем самым очередной миф о том, что в горах алкоголь пить нельзя.

ЗОЛОТО ЛХАСЫ

Священное озеро Нам-Цо недалеко от Лхасы — это очень интересное место. Здесь монахи разъезжают на мотоциклах, а яки между людей ходят деловито и уверенно, как дома. Некоторые паломники-фанаты добрую сотню километров до озера Нам-Цо не идут, а ползут, чтобы совершить здесь кору — обход вокруг священного места. А от Нам-Цо уже недалеко и до Лхасы — столицы Тибета, где находятся священные дворцы Потала и Джоканг. Дворец Потала был построен в XVII веке Далай-ламой Пятым, которого еще называют Великим, и в его комнатах до сих пор хранится несколько тонн золота и тысячи драгоценных камней. Вход в Поталу обошелся в 8000 рублей на человека, фотографировать там нельзя, поэтому богатейшее убранство дворца, величественные скульптуры лам и будд сохранились только в нашей памяти. Из Лхасы наш путь лежал в сторону Эвереста.

ЧЕРЕЗ ОСЬ ВСЕЛЕННОЙ

До лагеря под Эверестом, который находится на высоте 5200 метров, нужно преодолеть отрезок серпантина, где мы насчитали более ста поворотов. До нашего приезда Эверест много дней не появлялся из-за облаков, но к нашему прибытию произошло чудо: мы увидели вершину мира, и это было поистине грандиозное зрелище. А следующей нашей целью была священная гора Кайлас — удивительно правильный четырехгранник высотой 6890 метров. Совершать восхождения на нее запрещено, потому что для буддистов это действительно святое место: они считают, что через Кайлас проходит ось Вселенной. Самая главная цель любого буддиста — совершить кору вокруг Кайласа, а это путь длиной в 54 километра, который нужно пройти пешком. Если ты совершишь кору один раз, то получишь отпущение всех грехов, а если 108 раз, достигнешь Просветления Будды. Обычно этот путь занимает три дня, максимальная высота на перевале — 5680 метров. И мы его совершили, установив флаг Института теплофизики в самой высокой точке коры! Пока часть нашей группы совершала кору вокруг Кайласа, остальные оставались на берегах священных озер Манасаровар и Ракшас — с живой и мертвой водой. По преданию, сначала нужно совершить омовение в «мертвом» озере, чтобы смыть с себя старую жизнь, а затем искупаться в «живом». И возродившись таким образом к новой жизни, мы отправились в царство Гуге.

ОТКРЫТИЯ, РЕКОРДЫ, ДОСТИЖЕНИЯ

До нашей эры в окрестностях царства Гуге существовали пещерные города, куда в VIII веке индусами был занесен буддизм. Ранее здесь господствовала языческая религия бон. По прекрасной асфальтовой дороге через Красные горы мы попали в долину священной реки Сатледж, где находится самый знаменитый пещерный город Цапаранг. В нем насчитывается более тысячи пещер, и большинство из них даже толком не обследованы. Считается, что первые люди поселились здесь более 15 000 лет назад! В пещерах мы даже нашли какой-то артефакт с древними письменами, но, по настоянию тибетского гида, оставили его на месте. С вершины Цапаранга открывается совершенно неземной вид на бескрайнюю горную местность, которая тянется вдоль Гималаев: разноцветные породы выглядят так, словно их нарисовали маслом на холсте. После этого мы пересекли край Великих озер, где без кислорода и специального снаряжения взошли на высоту 5880 метров, поставив свой собственный рекорд! Ну а затем мы проехали через суровые горы Куньлунь и вернулись в Кашгар. Отметим, что данное путешествие входило в зачет чемпионата России по горному туризму. И хотя призового места не получилось, норматив кандидата в мастера спорта мы выполнили.

ЖИВИТЕЛЬНАЯ СИЛА ТИБЕТА

Что касается нашего научного интереса, мы удовлетворили и его. В Лхасе видели паросиловые электростанции с бинарным циклом, с помощью которых можно получать энергию из горячей воды, если использовать низкокипящие рабочие тела, например фреон. В Лхасе горячую воду получают, в частности, с помощью энергии солнца, и таким образом здесь работает довольно большая станция, генерирующая электричество и тепло для нужд города.

По приезде домой, в привычную для сибиряков среду, мы отметили положительные изменения в организме, например повышенное содержание гемоглобина в крови. Обычно для поддержания хорошей физической формы я пробегаю во время тренировок дистанцию десять километров, и после путешествия в Тибет я показал лучший результат по скорости за десять лет! У меня было ощущение, что моим силам нет предела — удивительное состояние, которого я никогда в жизни не ощущал. Я называю его «между небом и землей». И свой фотоальбом, посвященный Тибету, назову так же — «Между небом и землей». Ну а пока в нашем институте можно посетить фотовыставку, посвященную путешествию новосибирских ученых по Тибету, — двери Института теплофизики открыты для всех смелых и любознательных!