СТИЛЬ: Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в сфере культурной жизни Новосибирска?
ИННА КРЕМЕР: Сейчас в нашем городе пошла очень важная и интересная волна — у людей появилось желание узнавать что-то и образовываться. Мы можем видеть, что любое культурное учреждение выходит за свои привычные рамки — библиотеки, музеи. Они перестают быть статичными и герметичными, они становятся открытыми и предлагают какой-то новый продукт. Горожане начали все чаще посещать такие заведения — мне кажется, это неизбежно должно было произойти. Потому что все гаджеты, которые были созданы для помощи человеку и в которые мы все так с головой погрузились, уже не могут удовлетворить наши потребности, главная из которых — это возможность непосредственного общения с людьми.
Как вы думаете, нужно и возможно ли вернуть театр в классическом его понимании — чтобы в театр как на праздник?
Тут, конечно, каждый для себя определяет, что для него «классический театр». Если говорить о некоем ритуале, когда мы готовимся к походу в театр как к некоему событию, надеваем праздничную одежду, делаем прическу, берем особые аксессуары — то в сегодняшнем мире, мне кажется, существует достаточное количество развлекательных мест, куда можно так нарядиться. Это раньше человек мог выглядеть ярко и красиво только на выпускном и на свадьбе, сегодня же люди имеют возможность стильно одеваться уже с раннего возраста. Именно этот аспект сейчас существует только в личной ответственности зрителя — если для него ценно надеть красивое платье, взять, предположим, сменную обувь, то он это и делает.
А если вести речь о театре с точки зрения его репертуарных классических постановок, то часто бывает, что зрители задают вопрос: «То, что мы будем сейчас смотреть, — это классика или нет? Будет ли это соответствовать тому, чего мы ожидаем?» Хотелось бы все-таки, чтобы публика воспринимала театр как уникальную возможность диалога с артистами и режиссером, предлагающими свои мысли относительно актуальной темы. Из любого классического произведения можно «вытащить» десятки важных и интересных мыслей, на которых можно сделать акцент в спектакле, — и здесь уже режиссер принимает решение, какая из тем ему более близка. Поэтому ожидать, что вы увидите произведение на сцене в той форме, которую когда-то приняли за правильную, не стоит. Театр — это диалог, а не подтверждение ожиданий зрителя, ведь только здесь любое слово и любое действие проходит через человека, оставляя на них отпечаток себя.
Можно ли описать портрет юного зрителя «Глобуса»?
Во первых, эти дети очень открытые, и они действительно заинтересованы в работах театра. Во вторых, они хотят общаться и готовы идти на контакт с актерами и режиссерами. В прошлом сезоне мы стали выходить на прямой контакт с ребятами, оставляя время после постановки для возможности обсудить спектакль, и тогда дети буквально засыпали наших артистов вопросами. Это было очень приятно, но в то же время неожиданно. Помимо всего прочего, наши маленькие зрители еще очень внимательные, любознательные и уже в таком возрасте довольно глубокие и по-настоящему мыслящие. Сейчас мы стараемся в работе над детскими спектаклями делать акцент не только на сказке, волшебстве и множестве спецэффектов, а еще и привносить в постановки настоящие жизненные вопросы, с которыми будущий взрослый человек может столкнуться. Или же рассказывать о темах, которые могут волновать юного зрителя в его настоящем возрасте.
А проведение развлекательных мероприятий (квестов, творческих встреч), это что — попытка удержать зрителя, привлечь молодежь или возможность показать театр с другого ракурса?
Существуют определенные технологии работы театра, и если говорить о них, то сразу появятся логичные ответы. Нужен нам зритель? Конечно, мы хотим, чтобы нас посещало как можно больше людей, было бы странно от этого отказываться. Но при этом мы не сидим и не ломаем голову над тем, что сделать, чтобы к нам пришли. Каждый человек, находящийся в руководстве «Глобуса», ощущает внутри себя острую потребность в диалоге, и мы находим новые способы обмена энергиями. И прежде всего это происходит не потому, что «так надо», а потому, что нам самим интересно, — это и является залогом того, что у нас реализуются разные оригинальные идеи.
Скоро состоится важное для театральной сферы мероприятие — семинар по работе со зрителем, где главным спикером был выбран «Глобус», — расскажите об этом.
Я бы хотела уточнить, что это мероприятие является инициативой РАМТа — Российского академического молодежного театра, который реализует и продвигает подобную деятельность в Москве практически с момента основания. «Глобус» был выбран в качестве партнера по проведению семинара и в конце октября будет принимать театральных гостей со всей России. Опытные педагоги РАМТа из поколения в поколение передают опыт работы как с юными, так и со взрослыми зрителями. И сейчас они стараются консолидировать все ТЮЗы (Театры юных зрителей. — Прим. ред.) страны для того, чтобы дать возможность театрам обмениваться между собой какими-то актуальными подходами к работе с публикой и делиться впечатлениями о внедрении новых технологий в работу культурного учреждения. Минувшей осенью РАМТ собрал все заинтересованные в этих вопросах театры на семинаре в Перми, в котором принял участие и наш театр. Там выяснилось, что в «Глобусе» существует уникальный и оригинальный подход к работе со зрителями, и тогда организаторами семинара было принято решение в этом году сделать обучающей базой семинара наш театр. Подобные встречи коллег нужны не для того, чтобы получить готовый метод, поскольку публика каждого города имеет свое лицо. Они дают возможность познакомиться с новой информацией, вдохновиться и сочинять собственные проекты, программы, модернизируя ее под своего зрителя. И прежде всего эта деятельность имеет смысл в отношении совсем маленьких зрителей. Именно поэтому в театральном мире недавно появилось и активно развивается направление беби-театра. Наш театр не исключение. Мы понимаем, что процесс воспитания театрального зрителя начинается с юной публики, стараемся уделять этой теме достаточно много времени — и на семинаре большая часть наших выступлений будет посвящена театру для детей и молодежи.
Расскажите, чем запомнился 86 й театральный сезон в «Глобусе»?
Ежегодно мы стараемся, чтобы каждый театральный сезон был не похож на предыдущий. Совершенно удивительная состоялась постановка по повести Ивана Тургенева «Первая любовь», это та самая ожидаемая многими зрителями классика — в произведении не было изменено ни одного слова, режиссер очень бережно отнеслась к работе над этим текстом. И тут же рядом с этой классической историей о трагических любовных переживаниях, нашим главным режиссером театра была поставлена пьеса «Пьяные», которая помогает осмыслить реалии современного общества через погружение на самое дно, но, в конце концов, приходя к просветлению. Сказка, которая вышла сейчас, «Волшебник из страны Оз» — это попытка предложить детям разговор о том, что их может действительно волновать: мы все ждем чуда, забывая о том, что чудо в нас и воплотить его в жизнь можем только мы. Эти три спектакля абсолютно различаются по своему смыслу и содержанию — в этом весь «Глобус», мы совмещаем неожиданное, всегда пробуем что-то новое, экспериментируем и объединяем в своем творческом пространстве очень разносторонних и ярких людей.
9 / 24
Один из лучших учеников Арнольда Михайловича Каца продолжает дело своего педагога, помогая талантливым музыкантам раскрывать свой уникальный стиль.
9 / 24
Своим творчеством художник напоминает людям, что никогда не надо отчаиваться.
9 / 24
О служении общему делу и академической музыке как об увлекательном путешествии.
9 / 24
Что такое выйти из зоны комфорта, Лилия Мусина знает на личном опыте: чтобы играть в театре «Старый дом» ей пришлось оторваться от семьи, сменить работу и место жительства.
8 / 24
Как проходили съёмки документального фильма «Арнольд Михайлович Кац. Помним».
8 / 24
Главное в творчестве – это любовь к тому, что ты делаешь.