Основная задача управляемой им «Фаисом-лаборатории» – проведение беспристрастного исследования происходящих бизнес-процессов.
В разговоре сразу бросается в глаза его честность: те вещи, которые другие предпочитают замалчивать, он говорит прямо и жестко. В разговоре с корреспондентом журнала СТИЛЬ Андрей Тысленко рассказал, почему компромисс между работником и бизнесменом невозможен, какая главная проблема стоит перед предпринимателем и есть ли у него шансы дожить до старости.
Андрей Тысленко, специалист по антикризисному управлению с учетом интересов собственника, эксперт по организации и совершенствованию систем управления, бизнесмен с 20-летним опытом руководства людьми, автор трех книг по менеджменту. Руководитель исследовательско-консультационной компании «Фаисом-лаборатория».
СТИЛЬ: Начнем с простого вопроса: за время своей работы у вас была возможность сопоставить разные бизнесы и людей, ими занимающихся. Каков он, портрет идеального предпринимателя?
АНДРЕЙ ТЫСЛЕНКО: В рамках наших исследований мы проводили анализ пятидесяти наиболее успешных предпринимателей мира и обнаружили, что большинство из них начали свою карьеру с работы в крупных компаниях соответствующего направления. Они, прежде чем открывать свое дело, научились подчиняться и командовать, поняли работу системы в целом. И обычно после получения достаточного опыта они просто копируют уже увиденное, но оптимизируют в соответствии с увиденными недостатками, в результате чего получается система с большей степенью эффективности. Наиболее успешные бизнесмены — это люди с хорошим специальным образованием и большим опытом работы в своей сфере.
А зачем вообще предпринимателю услуги бизнес-тренера? Что такое может знать консультант, чего не знает человек, уже ведущий свое дело?
Человек, даже проработавший в своей сфере и имеющий представление о специфике работы, все равно не может знать всей схемы управления, маркетинга, систем стимулирования, специфических инструментов для отбора и оценки сотрудников. А это все ключевые вещи, от которых зависит успех его дела. У начинающих предпринимателей главная беда — недостаток опыта. Но даже состоявшиеся бизнесмены, которых, конечно, большинство, обычно имеют недостаток ключевых знаний, ведь мало кто из них имеет специальную подготовку в сфере управления. Тренинги, конечно, не дадут фундаментальных знаний в области маркетинга, но дадут представление о том, как это работает, укажут на определенные секреты. Нельзя на тренингах научиться всем премудростям подбора персонала, но можно научиться понимать, что за человек у вас занимается кадровым вопросом, компетентен ли он? Дело в том, что любой человек, приходящий в вашу компанию, продает не себя, а свой образ, — и вот научиться за этим образом видеть реальные качества, понимать, разбирается ли он в том, что говорит, тренинг помочь может.
Не проще ли просто нанять грамотного директора?
Безусловно, управленцы должны быть грамотными. Но тут мы выходим еще на одну ключевую проблему ведения бизнеса. У топ-менеджера задача – не умереть во славу хозяина, а улучшить свое резюме, набрать опыт, получить деньги, а затем продать себя подороже другой компании. Более того, мы проводили специальный мониторинг, который показал: если собственник низкоквалифицирован и не может вести мониторинг деятельности, то через два-три года топ-менеджмент начнет банально воровать. Причем делать он это будет очень ловко.
Главное — собственник защищает деньги своей семьи, а наемник оперирует своими деньгами, а рискует премией или максимум зарплатой.
То есть фундаментальные задачи топ-менеджмента и хозяина бизнеса прямо противоположны. Это вообще относится ко всему наемному персоналу.
Выходит, что собственник и наемный рабочий антагонисты?
А это ни для кого и не секрет, кроме тех, кто очень хочет верить в обратное. Все давно известно: базовые правила подобных отношений описаны еще в «Капитале» Маркса, их никто не отменял. Задача наемника — работать меньше, а получать больше. У собственника и рабочего может быть только временное совпадение интересов, в рамках которого и возникает прибавочная стоимость. Ну а от нее каждая сторона вновь хочет получить кусок побольше.
Перейдем к вашей системе. Чем она отличается от других тренингов?
Знаете, я себя к бизнес-тренерам отношу только формально. Фактически я руководитель лаборатории, которая занимается изучением процессов, происходящих в сфере бизнеса, попутно оказывая консультационные услуги.
Наша идея проста: любая компания – это по сути просто организационная система, которая возникает в момент кооперации нескольких человек с целью получения выгоды. А системы эти бывают ровно двух типов: менеджментоориентированные, которые в первую очередь работают на удовлетворение интересов самой системы, а интересы работников учитывают по остаточному принципу, либо менеджероориентированные, работающие по строго обратному принципу.
Мы в нашей лаборатории проводим исследования, эксперименты, направленные на выявление эффективных практик для построения и оптимизации менеджментоориентированных систем. А абсолютное количество других систем занимаются фактически игрой на стороне наемных сотрудников.
И на каких принципах должна строиться система, ориентированная на менеджмент, а не на менеджеров?
На очень простых. На каких отношениях строятся отношения между заказчиком и потребителем? На выполнении обязательств. Если мне поставлен определенный товар, то я должен за него отдать определенные деньги. Так же и здесь. Если я плачу работнику определенные деньги, то он должен выполнить определенные обязательства и отработать со стольки-то до стольки-то. Если он, например, пришел позже и ушел позже, то обязательства им нарушены и он должен получить меньше денег. Правда, у наемных сотрудников есть забавное свойство: они почему-то считают, что компания должна свою часть договора по деньгам выполнять всегда, а вот о своих обязанностях предпочитают забывать.
И как с этим бороться?
Глобально? Никак. Но в рамках одной конкретной компании можно свести негативные последствия к минимуму. Есть стандартные методы управления — правильно спроектированная структура, системный контроль, жесткие методы оценки выполнения трудовых обязательств. Методы, самое смешное, довольно простые, но ими мало кто пользуется. Им мы и учим.
В завершение разговора — какая главная проблема стоит перед предпринимателем?
Основная проблема, губящая любой бизнес, – это то, что бизнесмен вырабатывается быстрее, чем кто-либо другой. Сложно жить в состоянии перманентного стресса. По нашим опросам, основное ощущение предпринимателя — это непрерывное ожидание неприятностей со всех сторон. И единственный способ это хоть немного нивелировать — научиться правильно ставить перед собой задачу и, следовательно, применять те методы, которые в первую очередь будут направлены на защиту себя и своей семьи, а во вторую очередь – семей тех, кто на тебя работает. Тогда появляется надежда дожить до старости и сохранить дело.
4 / 22
Апрель традиционно связан с русским космосом. Накануне Всемирного дня авиации и космонавтики Leaders Today побеседовал с Александром Тимофеевым – в прошлом космонавтом-испытателем.
4 / 22
Короткие познавательные и забавные видео создают сотрудники Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН.
4 / 22
За 50 лет работы сотрудники КТИ НП СО РАН дали рождение множеству великолепных проектов.
3 / 22
Три практики от эксперта по психосоматике Галины Фильченко помогут распознать свои ключевые мотивы и осуществить через них качественные перемены в своей жизни.
2 / 22
Как избавиться от груза негативных паттернов, которые из поколения в поколение тянут на дно самое прекрасное чувство между мужчиной и женщиной.
2 / 22
Как деструктивные внешние факторы много лет мешают полноценному развитию новых, интересных видов единоборств в России и как использовать тысячелетние традиции воспитания тела и духа для повышения личной эффективности во всех сферах жизни.