Иной взгляд на научную фантастику

6 / 2016     RU
Иной взгляд на научную фантастику
Макс Шумахер немецкий театральный режиссер
Как по-другому может выглядеть жанр научной фантастики на сцене, какие темы сегодня актуальны для современного немецкого театра, а также как интернет и гаджеты могут сплотить людей всего мира.

СТИЛЬ: Какие темы волнуют современный немецкий театр?

МАКС ШУМАХЕР: Диапазон волнующих нас тем очень велик. Все же основная проблема, которая сегодня актуальна как для немецкого общества, так и для искусства, — мигранты, которые делятся на две основные категории: одни приезжают работать, другие являются политическими беженцами. Немецкий социум с необычайно быстрой скоростью превращается в общество иммиграции. А театр просто отражает это явление. Также, если русский человек попадет в немецкий театр, он будет шокирован той свободой, которая представлена на сцене аспектами интимной жизни мужчины и женщины.

Почему тогда вас интересует постановка научной фантастики в театре — неужели нам этого недостаточно в кино?

Вы знаете, я удивляюсь другому: почему в театре так мало научной фантастики? Да, я оригинален в этом жанре, но это лишь потому, что очень мало людей готово пойти на такие эксперименты. Не стоит даже сравнивать театр и кино — это абсолютно разные способы восприятия информации. К примеру, возьмем такой знаменитый фильм, как «Звездные войны». Можно поспорить, является ли на самом деле этот фильм научной фантастикой, потому что скорее это нечто вроде средневековой сказки. Ту реальность, в которой мы сейчас живем, как раз и можно назвать научной фантастикой, если посмотреть на нее из перспективы истории. По сути, даже мобильный телефон — это научная фантастика. Поэтому я хочу, чтобы театр соответствовал тому времени, где все сейчас находятся.

Каковы темы ваших спектаклей?

В моем театре, который называется Post theater, я раскрываю такие темы, которые почему-то не волнуют других режиссеров. Например, мы ставили пьесу, касающуюся проблем нефтеперерабатывающей промышленности, также мы делали постановку об избыточном улове рыбы и ее продаже, или нам удалось сделать спектакль о компьютерных играх, которые одновременно были связаны с танцем. Это очень актуальные и современные вопросы не только для немецкого общества, но и для всего мира. Но, раскрывая подобные темы, мы обязательно стараемся детально углубиться в историю возникновения выбранной проблемы. Когда мы готовились к спектаклю о ловле и переработке рыбы, мы изучали 2000 летнюю историю этого процесса — и мы проводили такие исследования в Исландии, Дании и Японии.

Для нас удивительна такая интерпретация научной фантастики…

Люди, работающие с данным жанром, по-разному относятся к одному и тому же вопросу: некоторых интересуют технические детали, для других важны последствия научных революций, а у третьих довольно поверхностное представление об этом. Пока что я не знаком с режиссерами, которые в Германии ставят научную фантастику, но знаю, что Рэй Бредбери, автор книги «451 градус по Фаренгейту», лично переработал свое произведение под пьесу для постановки в театре.

Каков культурный досуг жителей Штутгарта?

Сложно ответить однозначно, так как у каждого человека свои предпочтения. Если говорить в целом о Германии, то в последние годы интерес к театру у немцев уменьшается, появилось очень много других способов, чем занять себя в свободное время — люди имеют возможность выбирать. Но, что касается наших спектаклей, у нас всегда полные залы.

К чему вы стремитесь?

Театр — это такое средство искусства, которое сильно ограничивается языковым барьером, поэтому у нас стоят рамки — создавать спектакль на языке той страны, где мы будем его демонстрировать. Мы сейчас живем в мире, который меняется благодаря глобализации, интернету, гаджетам, — я считаю, что нужно создавать такой театр, который будет отражать эти изменения и сближать людей.

Благодарим за помощь в организации интервью Гете-Институт в Новосибирске.