Кинотавр–2016: праздник российского кино

6 / 2016    RU
Председатель попечительского совета Кинотавра Федор Бондарчук в объятьях народной любви готовится к первому светскому выходу со своей новой пассией Паулиной Андреевой
За день до открытия 27-го кинофестиваля «Кинотавр» беспросветный прогноз погоды предполагал лучшим костюмом для прохождения звезд по красной дорожке дождевик. Оставалось надеяться на Всевышнего, и он не подвел.

Подобно греческому богу в Сочи прилетел Путин и разогнал для себя и своих гостей тучи. Жалкие, униженные облака прижались к горам, обнажив ярко-синее небо, а солнце начало не торопясь прогревать ледяное море.

С точки зрения гостя формат кинофестиваля на курорте очень привлекателен. Расписанная на неделю программа позволяет совместить просмотр значительного числа фильмов с расслабленным времяпровождением, напоминающим морской круиз на огромном лайнере. Остановившись в Гранд-отеле «Жемчужина», можно наслаждаться фильмами, мероприятиями и пляжем в нескольких минутах от номера. После просмотра очередного фильма внезапно обнаруживаешь себя в новой реальности, где киногерои продолжают тебя окружать, гуляя вокруг, заказывая пиво за соседним столиком в кафе, плавая на одной дорожке в бассейне или радостно позируя перед твоей фотокамерой.

Беззаботные волны и чистый сочинский воздух, наполненный ароматами моря и магнолий, смывают столичную спесь, лишают их статусных атрибутов и буквально раздевают столь неприступных при других обстоятельствах звезд.

Провожая на кинофестиваль, моя двенадцатилетняя дочка сказала: «Это все здорово, но лучше бы ты поехал на Каннский фестиваль – я не знаю ни одного российского актера». И это насущная проблема отечественного кинематографа. Зарубежные блокбастеры и сериалы вытесняют из сознания молодежи сам факт существования фильмов, снятых в России. Политкорректные, сконструированные по типовым шаблонам, прогнозируемо монетизируемые зарубежные фильмы и сериалы с феноменально большими бюджетами заполнили кинотеатры, телевизоры, компьютеры, айпады и головы потенциальных зрителей «нашего кино». Царство грез, и так оторванное от реальности, становится бесконечно далеким, когда создатели и актеры фильма являются носителями по факту чужого культурного кода для большинства российских зрителей. Этот глубокий отрыв приводит к расчеловечиванию кинематографа, приоритету экшена над рефлексией, акценту на чуждые нам проблемы.

Спорной является практика прямого государственного финансирования Министерством культуры заведомо кассовых фильмов в ущерб поддержке новых молодых режиссеров. За рубежом более распространено финансирование именно некоммерческого кино через негосударственные фонды, пополняемые за счет кассовой выручки от общего проката.

По мнению экспертов, с которыми я неформально общался за кулисами «Кинотавра», сложившаяся у нас за последние три года при Мединском практика порочна и приводит к понижению общего уровня снимаемых фильмов.
Несмотря на суровый конкурсный отбор, присутствие некоторых фильмов вызвало недоумение, разделяемое в личных беседах с маститыми кинокритиками. При этом не вошедшие в программу фильмы являются базой для дальнейшего выбора на кинофестивалях рангом ниже «Кинотавра» – Московском и других.

Открывая фестиваль, замечательная ведущая, самобытная актриса и режиссер конкурсного короткометражного фильма, представленного в этот же день, Рената Литвинова сформулировала задачу поиска бриллиантов среди фильмов, чем мы с увлечением и занялись.

Представляю собственный рейтинг среди тех полнометражных картин, которые мне удалось посмотреть на «Кинотавре». К сожалению, прокатная судьба многих фильмов туманна и не всегда определяется талантом их создателей. И все же, если предоставится возможность, обязательно посмотрите следующие фильмы.

№1. «Ученик», режиссер Кирилл Серебренников

На мой взгляд, это лучший российский фильм из всех представленных на конкурсе. Возможно, из-за меткого попадания в самые болевые точки нашего общества картине (кстати, одной из немногих конкурсных фильмов, снятых без финансовой поддержки государства) не достался главный приз «Кинотавра». Но пропустить ее нельзя.

Это блестящий фильм-манифест. Фильм, стоящий в одном ассоциативном ряду с провокациями Pussy Riot и акциониста Павленского.

Итак, главный герой – старшеклассник Вениамин, – вооружившись прекрасным знанием текста Библии, идет в собственный крестовый поход против системы, окружающей его в школе, и против пустившей в ней корни православной церкви. Мы видим трансформацию пассионарной личности, ослепленной безупречностью собственной религии. Видим, как подминается окружающая действительность под эту личность. Как пассивное большинство заражается эпидемией злобы и нетерпимости, прикрытой «правильными» библейскими аксиомами. И, к удивлению зрителя, общество незаметно начинает подчиняться Вениамину, а учительница биологии (замечательно сыгранная звездой сериала «Оттепель» Викторией Исаковой) – символ разумности и современности – неожиданно сама превращается в жертву гонений.

Фильм является российской адаптацией пьесы немецкого драматурга «Мученик», написанной без привязки к российским реалиям. Пьеса с успехом идет на сценах Германии, Англии, США и других стран – в ней каждый как в зеркале может увидеть то, что волнует именно его. «Ученик» показывает зрителю чудеса глобализации проблем в современном мире. Это фильм о людском мракобесии, взаимоотношении религии и общества, об отчаянии альтернативно ориентированных подростков, о растерянности перед другой религий, о проблемах фанатизма и экстремизма, которые легко воспламеняют любую систему и делают ее управляемой, о пассивном повиновении большинства.

«Ученик» дебютировал за месяц до «Кинотавра» на Каннском фестивале, где был отмечен премией. На «Кинотавре», кстати, он получил приз «За лучшую режиссуру». Фильм уже отобрали на июльский кинофестиваль в Карловых Варах и включили в непредсказуемый российский прокат осенью 2016 года.

№2. «Зоология», режиссер Иван Твердовский

Фильм в драматической эстетике с элементами черной комедии стоит в ассоциативном ряду где-то рядом с гоголевским «Носом». После просмотра каждого фильма для определения зрительских симпатий на выходе из кинозала выдавали анкеты, где нужно было проставить оценку, надорвав цифру от одного до пяти. Я присматривался к бланкам, брошенным в коробки. Пожалуй, это самый противоречивый фильм. Мне показалось, что максимальные и минимальные оценки составляли примерно равное количество. Присутствующие на фестивале зарубежные отборщики фильмов, с которыми мы делились впечатлениями за ужином в ресторане, были от него в восторге и пророчили замечательное фестивальное будущее, а некоторых зрителей фильм неприятно шокировал.

На следующее утро на пресс-конференции генеральный продюсер Наталья Мокрицкая по поводу целевой аудитории фильма сказала: «Мы денег никому не должны. Наш бюджет сформирован поддержкой Министерства культуры и фондом «Евримаж». Мы занимались созданием peace of art*. Если бы думали о прокате, создавали бы совсем другой фильм».

А фильм, собственно, вот о чем. Заштатный приморский городок. Скучная жизнь одинокой, никем не любимой, совсем не молодой работницы зоопарка круто изменилась с появлением у нее хвоста. Героиня проходит через стыд, грех, общественное презрение и неожиданно находит свою любовь. Личная драма в фильме заключается в открытии того, что нас любят не за то, за что мы хотели бы, чтобы любили. Общественная драма – в неприятии иных людей, выдавливании их из социума, отсутствии толерантности в патриархальном, преимущественно религиозном обществе.

Замечательная игра главных героев, окружающих их обитателей человеческого серпентария и сюжетные сюрпризы по ходу фильма точно не оставят равнодушными своего зрителя. Вместе с фильмом «Ученик» «Зоология» вошла в тройку отобранных работ на престижный кинофестиваль в Карловых Варах.

№3. «Хороший мальчик», режиссер Оксана Карас

Фильм не отобрали в Карловы Вары, зато наградили главным призом «Кинотавра».

На фоне десятков представленных картин, затрагивающих проблемы серьезно, задумчиво и зачастую совсем невесело, эта комедия порадовала очень смешными диалогами героев, приятным визуальным рядом, хорошей музыкой и озорными танцами, которым позавидовал бы индийский Болливуд.

Неделя из жизни пятнадцатилетнего Коли Смирнова показывает его реперную точку – развилку между детством и взрослой жизнью, а также выбор между ролевой моделью поведения отца (Константина Хабенского) и директора школы (Михаила Ефремова).

Не по годам умный девятиклассник одновременно влюбляется в учительницу английского и десятиклассницу Ксюшу, а также неожиданно обнаруживает аналогии происходящего в мире взрослых.
Хороший мальчик, хорошие актеры, хорошая комедия. За прокат этой картины я спокоен: общественно-политический консенсус для нее обеспечен.

И напоследок

Из остальных двух десятков просмотренных на кинофестивале фильмов я бы отметил еще два. «Рыба-мечта» Антона Бильжо – стильная притча с прибалтийским акцентом. О борьбе и противоречии двух начал – стремлении оставить после себя интеллектуальное детище и животных соблазнах, мешающих этому. О женщине, ее фантастической жертвенности и полной отдаче себя любви.

«Врач» – режиссерский дебют Гоши Куценко. Несколько сумбурный, но искренний фильм, основанный на собственном жизненном опыте режиссера – о нейрохирурге и проблеме морального выбора в жизни.

Если отсеять многочисленную шелуху и сконцентрироваться на достойных современных отечественных фильмах, можно надеяться, что у нас всегда будет то, что можно с интересом смотреть, анализировать и обсуждать.