СТИЛЬ: Возможно ли измерить степень популярности жанра авторской песни в разные годы или это направление популярно всегда, но в узких кругах?
ВАЛЕРИЙ БОКОВ: Безусловно, в истории нашей страны существовали периоды расцвета бардовской песни — например, 60 е годы, когда концерты исполнителей данного жанра буквально собирали стадионы зрителей. Затем в пределах такого явления, как флуктуация, мы проходили периоды как падения интереса к авторской песне, так и его роста. Но когда жизнь в стране меняется кардинально, как было в 90 е годы, конечно, происходит серьезный спад в количестве и исполнителей, и, соответственно, слушателей. Бардовская песня является прямым отражением событий, происходящих в государстве в тот или иной момент, и совершенно понятно, почему 90 е годы так сильно ударили по этому жанру. Жизнь стала совершенно другой, и слово романтика, которое в 60 е годы произносилось с совершенным трепетом, стало восприниматься как нечто негативное и ненормальное. В настоящее время, пока нас еще не настиг экономический кризис, люди стали интересоваться, посещать выступления, а исполнители в свою очередь получили некий глоток воздуха и снова начали писать.
Что сегодня несет в себе бардовская песня?
На самом деле та философия, которая была изначально заложена в этот жанр, с течением времени не изменилась — и авторская песня, конечно же, несет в себе человеческую душу и некое поэтическое видение окружающего мира. И темы произведений с годами остаются прежними — любовь, верность, жизнь, смерть, только интерпретация у каждого своя.
Существует стереотип: если бард, значит, путешественник. Что вам дают регулярные походы и восхождения?
Страсть к путешествиям у меня появилась еще в школе, задолго до того, как я стал заниматься авторской музыкой. Сейчас у меня достаточно опыта — удалось взойти на гору Килиманджаро, алтайскую Белуху. Почти в 60 лет взгромоздился на Аконкагуа — это аргентинская гора высотой практически 7 тысяч метров…
А для чего почти в 60 лет покорять такие вершины?
Уже привычка. На самом деле, кто в горы не ходил, никогда не сможет понять того ощущения, когда ты взбираешься на такую высоту. Чтобы окончательно почувствовать себя мужчиной, ты должен создавать для себя какие-то испытания и затем их преодолевать. В конце концов это становится неким наркотиком — ты не можешь без этого жить. Представляете, с Эльбруса в ясную погоду видно Каспийское и Черное море! Да что там моря! Вы даже сможете наблюдать, что наша земля круглая! Горы — это один из способов познать и испытать себя, и даже нельзя говорить: он покорил вершины, – он в первую очередь покорил самого себя. И когда я возвращаюсь домой, то понимаю, насколько незначительны бытовые проблемы, потому что, когда ты буквально увидел половину земли, уже не хочется ругаться и выяснять, кто прав, — начинаешь по-другому видеть жизнь.
Если бы вы неожиданно решили пойти в политику — что вы сделали бы в первую очередь?
В нашей стране есть кому руководить внешней политикой, и, как показывает время, довольно успешно. А вот внутренней политикой, такое ощущение, что не занимается никто. Ведь общество гордится своей страной… Есть отличный анекдот на эту тему: «Вообще, чем у человека меньше долларов, евро, рублей, тем внутри он лучше. Поэтому у нас в стране народ хороший». Вот и в России так же, только мы еще очень терпеливые, но испытывать нас, как говорится, «на излом» не надо. Важный момент, я считаю, с выплатой налогов — ведь как может человек с зарплатой 15 тысяч отчислять такой же процент в государственную казну, как и тот, что зарабатывает 15 миллионов? И ведь существуют такие огромные зарплаты, даже порой официальные, — вам не кажется, что пора остановиться? Нужно что-то делать с машиной «чем больше зарабатываешь, тем больше потребностей» — она ведь разгоняется автоматически, и человека уже не удержать. Я считаю, это то, что называется «из грязи в князи», рабская психология русского человека дает о себе знать: как только предоставляется возможность что-то взять, то он заберет все до последнего, даже если ему это уже не нужно. Если бы я занимался этими вопросами, то устранили бы меня быстро, а жалко . Хочется, чтобы люди не забывали, что все-таки главное в человеке — это душа. И чтобы хоть немного задумывались, для чего они вообще занимаются своим делом, чего хотят от жизни и что будет потом. Как в одной из моих песен: «Не верь словам, не бойся зла, у сильных не проси. Когда молчат — молчи, и пой, когда поется. Какая б вьюга ни мела и дождь ни моросил — с небес виднее все, и все тебе зачтется…»