Заместитель председателя правления по розничному бизнесу ФГ БКС Станислав Новиков принял участие в Форуме и специально прилетел в Новосибирск, чтобы рассказать клиентам подразделения по обслуживанию состоятельных клиентов «БКС Ультима», о чем говорили первые лица страны.
СТИЛЬ: Станислав, какие вопросы, обсуждавшиеся на Форуме, вы бы определили как наиболее значимые?
СТАНИСЛАВ НОВИКОВ: В первую очередь, это, безусловно, политический тупик между Россией и странами ЕС. Впервые с 2014 года с официальным визитом к президенту Путину прибыл председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер — вместе они обсуждали способы выхода из экономического кризиса и возможности снятия санкций. По этому поводу выступал и Николя Саркози, отметивший, что Россия должна сделать первый шаг к отмене санкций и тогда в ближайшие полгода можно будет ожидать положительных изменений в санкционной политике ЕС. Затронули и тему Brexit: какие последствия нас ждут в случае выхода Великобритании из Евросоюза. Сегодня итоги референдума нам уже известны. И хотя мы знаем, что процесс займет не менее двух лет, невозможно отрицать, что из-за этого прецедента инвестиционная привлекательность Евросоюза существенно снизится. Все-таки Великобритания — это вторая экономика Евросоюза, примерно 15% его годового ВВП, и в случае ее выхода неизбежно произойдет замедление темпов роста экономики ЕС. К тому же многие противники евроинтеграции рассматривают возможность инициировать подобные процессы в своих странах, и для Евросоюза это носит негативный характер. Соответственно, стоит ожидать перемен в настроении инвесторов, которые могут переключить свое внимание с развитых экономик на развивающиеся рынки.
Повестка дня по внешней политике понятна. Какие тренды будут определять внутреннюю политику государства?
Что касается российской экономики, то В. Путин сказал, что в ближайшие два года необходимо привести уровень инфляции в России к 4%, руководство Центробанка видит свою цель в снижении ключевой ставки до уровня в 6–6,5%, так что стратегическая цель регулятора — придерживаться этих показателей в долгосрочной перспективе. Я присутствовал на панельной сессии, где выступали Набиуллина, Кудрин и Силуанов, и результат их дискуссии оцениваю как положительный: у Центробанка есть вполне четкий план действий, и как банкир и как финансист я считаю возможным ориентироваться на тренды, озвученные на высшем уровне. Так, если план правительства будет реализован, то к концу 2017 года российские облигации, номинированные как в рублях, так и в валюте, будут иметь совершенно иную доходность, нежели сегодня. Поэтому сейчас это тот самый инструмент, в который нужно вкладываться. Разумеется, каких-то глобальных изменений, с точки зрения политического курса, ожидать не стоит. Но задача привести страну к низкому уровню инфляции поставлена, и я думаю, что механизмы для этого найдутся, потому что российской экономике необходим приток длинных инвестиций. Аналитики БКС сходятся во мнении, что уже к концу этого года ключевая ставка может упасть ниже 10,5% и составить 9–10%.
За счет каких ресурсов будут проводиться эти оздоравливающие меры?
Естественно, роль сырья, в частности нефти, в нашей экономике по-прежнему приоритетна. Если нефть подрастет, то у нас есть шанс перейти от дефицита бюджета к профициту. В отчетах аналитиков БКС максимальный горизонт стоимости нефти указан в размере 60 долларов за баррель к концу года. Очевидно, что в экономике должны произойти серьезные реформы, стимулирующие рост за счет совершенно других направлений. Кудрин упоминал о проектах Центра стратегических инициатив, которые в перспективе 15–20 лет должны снять нашу экономику с нефтяной иглы.
Попал ли в фокус внимания частный бизнес?
В. Путин достаточно много говорил о смягчении политики в отношении малого и среднего бизнеса: в ближайшее время выйдут новые правительственные программы. Вероятнее всего, речь пойдет о реформе налоговой системы. Перед банковским сектором была поставлена четкая задача пересмотреть программы кредитования, продумать систему льгот по разным отраслям.
Вопрос в том, высок ли сегодня уровень доверия к подобного рода заявлениям?
Бизнес ждет от правительства реальных действий. И это видно в поведении частных инвесторов, как крупных, так и мелких. Российский инвестор, известный своим большим аппетитом к риску, на фоне высокой волатильности рынка явно стал более консервативным. Владельцы бизнеса заняты поиском альтернативных способов управления своими активами, переводя средства из одной структуры в другую, уменьшая или увеличивая объем инвестиций в разных направлениях. Словом, люди рассчитывают только на себя, сами ищут пути выхода из сложившейся ситуации, и мы реагируем на этот тренд, предлагая инвесторам финансовые инструменты, имеющие хорошую перспективу в условиях современной экономики.
Например?
Один из трендов, которые мы видим сейчас, — это тотальная digital-стратегия* абсолютно во всех сферах бизнеса, включая финансовую и банковскую системы. Во время Форума Герман Греф заявил, что в ближайшие два года вся бизнес-активность в рамках Сбербанка будет переведена онлайн, насколько это возможно. В данный момент компания БКС тратит очень много ресурсов, чтобы переводить в digital-формат большую часть собственного бизнеса и находить инвестиционные проекты, которые в перспективе могут дать хороший доход. Думаю, в ближайшее время для управления своими активами будет достаточно мобильного телефона. Хотя у привилегированных клиентов, которым, как показывает практика, живое общение все-таки нужно, чтобы обсуждать индивидуальные инвестиционные стратегии, по-прежнему останется возможность делать это офлайн.
На какие еще тренды следует ориентироваться инвестору в ближайшей перспективе?
Основной инвестиционной валютой по-прежнему будет оставаться доллар. На евро по уже озвученным мной причинам в течение полутора-двух лет будет осуществляться сильное давление. При текущих ценах на нефть стоимость доллара будет колебаться в районе 60–75 рублей, здесь больших подвижек не предвидится. Для заработка лучше использовать валютную пару «доллар–рубль» — у БКС есть очень интересные продукты, которые сейчас выгодно использовать. Что касается нефти, то здесь у нас тоже есть любопытное предложение. Раньше этот продукт назывался «Доходный баррель» — в начале года, когда нефть выросла почти на 60%, наши клиенты очень хорошо на нем заработали. Сейчас мы модифицировали это предложение и назвали его «Нефтяной коридор». Суть в том, что в течение определенного срока, который с каждым клиентом устанавливается индивидуально, нефть должна находиться в рамках установленного финансового коридора. В течение срока цены на нефть могут скакать как угодно, важно, чтобы в конце срока они остались в рамках коридора, чтобы клиент получил очень хороший гарантированный доход. В противном случае клиент возвращает 100% инвестированных средств, так что это еще и очень надежный защитный инструмент. Ну и про российские облигации я уже упоминал — на них сейчас действительно стоит обратить внимание, и мы будем активно их предлагать.
Станислав, насколько вообще актуально говорить о глобальных экономических трендах, о новейших инвестиционных инструментах, если, по мнению ваших коллег, в целом в стране и особенно в регионах инвестиционная культура очень низкая?
Мы должны сейчас продвигать на рынок хорошие современные финансовые продукты, чтобы клиент изначально мог выбирать качество, сервис, комфорт. Те же digital-технологии должны развиваться в федеральном масштабе на уровне крупнейших финансовых игроков, чтобы за ними тянулись все остальные компании. Скорость мобильных сервисов сегодня высока, и то, что появляется в Москве, я уже через полгода-год вижу в регионах — как в крупных, так и в мелких городах. Это если говорить о массовом сегменте на рынке инвестиций. Что же касается состоятельных клиентов, с которыми работает, например, «БКС Ультима», то для них сегодня и вовсе не существует никаких границ, ведь они свободно перемещаются по миру, участвуют в международных проектах, имеют недвижимость в Москве и за рубежом. Поэтому мы стараемся дать им как можно больше актуальной информации о глобальных экономических трендах, обсуждать с ними новые инвестиционные идеи, прислушиваться к их потребностям и формировать инвестиционные портфели, которые будут лучше всего работать в условиях современной экономики, учитывая как краткосрочную, так и долгосрочную перспективу.