Технопром–2016 инновации, биотехнологии, реиндустриализация

6 / 2016     RU

9–10 июня в Новосибирске проходил 4-й Международный форум технологического развития «Технопром–2016». В мероприятии приняли участие около 6 тысяч человек. В рамках форума состоялось заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики под руководством Заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина. В ходе других мероприятий обсуждались магистральные направления развития науки и промышленности страны на текущий и будущий год.

Также эти дни ознаменовались проведением традиционной Сибирской венчурной ярмарки, в которой, помимо прочих, участвовали представители Европейской экономической комиссии ООН, и выставки новейших достижений в области передовых технологий, в которой участвовали более 150 предприятий.
Для Новосибирской области особое значение имеет обсуждение в рамках Форума Программы реиндустриализации экономики Новосибирской области, высоко оцененной Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым. Помимо этого, главами регионов СФО было подписано соглашение о сотрудничестве по проекту «Сибирская биотехнологическая инициатива», который подразумевает консолидацию усилий сибиряков в области развития биотехнологий. Также были подписаны соглашения о взаимодействии между Новосибирской областью и такими организациями, как Ассоциация полярников и Русское географическое общество.
Во время Форума журнал СТИЛЬ пообщался с его участниками и узнал, что мешает развитию сегодняшней российской науки и чего ждать от будущего.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАН

Дмитрий Рогозин, заместитель Председателя Правительства РФ

В этом году на Технопроме в Новосибирске присутствовали губернаторы Сибирского федерального округа, и каждый из них с гордостью рассказывал о создании новых технологий, в том числе в области энергетики и приборостроения. Поэтому Сибирь, на мой взгляд, является разумным и достойным местом для обсуждения различных инноваций. Только теперь нужно все это реализовать в металле.
Мы должны упорядочить и систематизировать научные исследования, сориентировать их на практический результат и дальнейшую реализацию с использованием одного понятного принципа: если разработка не завершается внедрением, то и нет никакой разработки. И это не просто мое замечание. Сейчас мы вводим изменения во все ГОСТы, которые связаны с научно-исследовательскими разработками, в соответствии с которыми единственным критерием того, что работа сделана, будет считаться внедрение разработки в практику. Иначе какой смысл инициировать инновационное развитие, тратить деньги, если потом не получать ничего? В данный момент в Администрации Президента обсуждается создание института контроля, который займется внедрением опытных образцов новой техники в производство, увязывая свою деятельность с долгосрочным прогнозом научно-технического развития России.


Николай Рогожкин, полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе

В период разработки Программы реиндустриализации экономики Новосибирской области мы, представители всех регионов СФО, подписали документ о реализации межрегионального проекта «Сибирская биотехнологическая инициатива». Проект направлен на восстановление и модернизацию биотехнологической отрасли в России с опорой на потенциал наших сибирских регионов. Он призван объединить комплекс проектов инфраструктуры, научных исследований и образования. Задачей является привлечение частных и государственных ресурсов с дальнейшим выходом на производственные показатели, которые будут достойны потенциала России.
Этот проект особо актуален, так как на данный момент сельское хозяйство Западной Сибири на подъеме. Дальнейшее его развитие зависит от внедрения новейших экологически чистых технологий, разрабатываемых учеными нашего региона. Также набирает силу фармацевтическое производство в регионах округа, и на сегодняшний день актуально интенсифицировать сотрудничество в данной области. С одной стороны, интеграция наших сил позволит увеличить производство биотехнологической продукции в России, а с другой – сэкономит средства, выделяемые государством на инновационные разработки. Я целиком и полностью поддерживаю реализацию данной программы во всех регионах и уверен, что тесное и конструктивное сотрудничество позволит успешно воплотить в жизнь все запланированные проекты.


Виктор Толоконский, губернатор Красноярского края

На сегодняшний день данное соглашение только декларирует намерение регионов заниматься биотехнологическими продуктами, производствами, технологиями. В каждом из сибирских регионов на данный момент это присутствует, и теперь появилось намерение при помощи научных конференций и различных программ кооперации ускорить их развитие. Процесс это непростой и достаточно длительный.
Очень много здесь будет зависеть от развития рынка. Будет спрос – будет и производство, даже без любых совместных программ. Но сегодня, к сожалению, активного спроса нет – его сформировать только предстоит. Подобные инновационные производства требуют очень больших разовых капиталовложений прежде, чем появится отдача, а значит для их появления должны быть легкие инвестиционные условия. Сегодня их нет. Кредиты дорогие. При такой цене денег даже в очень перспективные сферы инвестор вкладываться не станет. В России, безусловно, существуют государственные программы поддержки инноватики, и это соглашение повысит шансы сибирских регионов получить господдержку. Но это не инвестиции. Это только стимулы, которые должны найти своего инвестора, готового рискнуть средствами. Поэтому сегодня это скорее коллегиальное подписание протокола о намерениях. Желание решать, а не решить стоящие задачи.


НАУКА И БИЗНЕС – ПРОБЛЕМЫ ВЗИМОДЕЙСТВИЯ

Юрий Симачёв, заместитель генерального директора Российского научного фонда

Важный вопрос: насколько сейчас специализация российской науки соответствует потребностям общества в целом и бизнеса в частности? В советское время наука выполняла совершенно четкий спектр задач: в какие сферы вкладывалось финансовое обеспечение, те и развивались. А что сейчас? Вся научная общественность постоянно говорит о том, что для улучшения и развития разного рода исследований нужно взаимодействовать с бизнесом.
Но если вы говорите о невостребованности своего продукта, то какой бизнес вы ждете? Часто же бывает, что все мечтают о компании, подобной «Газпрому», ну, или чуть-чуть меньше, а сотрудничать со средним и малым бизнесом почему-то не хочет никто. Но ведь те же самые институты, исследовательские центры тоже нуждаются в продуктах нового поколения. Да, возможно, там не будет такого большого бюджета, но все же он будет. Научная и бизнес-сферы должны научиться грамотно взаимодействовать друг с другом, но для этого представителям бизнеса нужно понимать, для чего им вкладывать деньги в научные разработки, а ученые должны научиться правильно преподносить проекты, несомненно, соответствующие потребностям современного общества.


Дмитрий Верховод, генеральный директор ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка»

Если резюмировать шестилетний опыт нашей работы, то самая главная наша проблема заключается в том, что мы так и не научились работать с большой промышленностью. Даже если у тебя получился великолепный стартап и ты уже создал прототип, то в процессе внедрения его в производство начинается мертвая зона или, как говорят физики, черная дыра. И никто не обращает на это внимания, механизмов взаимодействия нет! Есть традиционная аллегория сравнения инновационной экосистемы с тропическим лесом. Так вот, в нашем тропическом лесу нет больших деревьев. На Западе в центре такой экосистемы обычно стоит одно или несколько крупных промышленных предприятий, которые служат основными заказчиками для малого и среднего бизнеса и потребителями инновационных решений, создающихся в технопарках и основными зачинщиками инновационных и технологических трендов. У нас этого нет. Причина понятна: наша крупная промышленность оперирует в абсолютно неконкурентной среде и не заинтересована во внедрении инноваций. А малый и средний бизнес в этом смысле достаточной мощностью не обладает.


Алексей Мишенин, министр промышленности и торговли Республики Бурятия

Мы пока несерьезно относимся к малому и среднему бизнесу, не считаем его весомой составляющей, способной поднять российскую экономику. Для нас «реальный сектор» – это предприятия на тысячу, две, шесть тысяч человек, занимающие огромную территорию. Но сейчас даже они не могут себе позволить делать только то, что могут. Мы – в рынке, мы должны соответствовать инновациям и технологиям и стать более открытыми. Говоря простым языком, для промышленности, малого и среднего бизнеса, банкиров, ученых и студентов нужно создать тусовку, сообщество. В Европе такая тусовка существует и за «входной билет» в нее люди платят деньги, потому что так они получают возможность нахождения в обществе успешных, конкурентоспособных партнеров. В «тусовке» рождаются современные тренды, здесь гарантированно можно найти сильного партнера. И если тебя здесь приняли с твоими идеями и проектами, то ты можешь рассчитывать на поддержку финансистов, производственников, классных специалистов, ученых. А у нас до сих пор бизнес существует сам по себе, а наука вообще боится денег. Как мы тогда можем что-то внедрять?


Андрей Линюшин, директор АНО «Инновационный центр Кольцово»

В веке 20-м цивилизационный спор вели между собой «физики» и «лирики», в век 21-й мы вошли с пониманием того, что адекватно влиять на формирование будущего возможно лишь на стыке наук, и сосредоточились на междисциплинарном синтезе. То, что сегодня происходит в мире, России, Новосибирской области и на наукоградной почве Кольцово в частности суть проявления этой тенденции. Любой переход на новый виток спирали сопровождается ломкой устоявшихся стереотипов.
Многолетний опыт доказывает: говорить о процессе сопряжения науки и бизнеса можно лишь в той мере, насколько готово к этому сознание самих участников процесса и насколько сформировано у них доверие к инновационной инфраструктуре, реализующей сопровождающую функцию. Мне видится, что все критические условия для того, чтобы в сфере рождения инноваций и коммерциализации стратегически значимых разработок произошел ожидаемый переход, сложились, нужно государству лишь подтолкнуть гарантированным спросом.


Лариса Паутова, управляющий директор Фонда «Общественное мнение»

2014–2015 годы стали Рубиконом. Если до кризиса ориентиром был Запад, то сейчас происходит смещение акцента к тому, что «нам Запад не указ». Улучшилась оценка государства как структуры, на которую возлагаются надежды по выходу из кризиса и оказанию экономической поддержки. Гораздо хуже воспринимается кризис внешнеполитический. Основной страх на данный момент – полное закрытие внешних рынков. Для представителей бизнеса, сформировавшихся в парадигме глобализма и открытости, страх потери внешнего рынка является шокирующим. Поэтому сегодняшние внешнеполитические процессы негативно сказываются на настроениях бизнеса. В общем и целом господствует атмосфера нестабильности. Взгляды направлены на 2018 год и те изменения, которые он принесет или не принесет. До этого момента делать прогнозы затруднительно.


ИННОВАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ: РЕАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Сергей Салихов, директор Департамента науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации

Одним из важнейших факторов развития науки в настоящее время является то, что за последние несколько лет существенно увеличилось количество ученых в возрасте от 30 до 40 лет, а как мы все знаем, это самый продуктивный возраст для создания и внедрения новых, интересных и актуальных технологий. Также в период с 2014 по 2016 год можно наблюдать стабильное как бюджетное, так и внебюджетное финансирование российской науки. Наконец-то нам удалось преодолеть негативный тренд, связанный с понижением интереса к научным исследованиям, следствием чего был упадок численности российских ученых. Положение науки в бизнес-сфере сейчас остается таковым: «Бизнес помогает науке, вкладывая свои деньги в какие-то проекты, результаты которых они всё равно забирают себе». Если нам удастся перестроить подобную модель и государство возьмет на себя часть расходов бизнеса, мы сможем построить качественные крепкие взаимосвязи между научной и бизнес-сферами.


Сергей Сёмка, вице-губернатор Новосибирской области

Тематика каждого Технопрома формирует определенную моду на будущее. И мы ждем определенных решений, подтверждающих этот тренд. Как, например, во время визита Председателя Правительства Дмитрия Медведева, которому губернатор Новосирской области презентовал Программу реиндустриализции экономики региона. Премьер поручил своему заместителю Аркадию Дворковичу создать рабочую группу по этому вопросу, уже получена обратная связь от Минэкономразвития и Минпромторга. Дальше нам нужно ждать исполнения программы со стороны федералов. Как принимающая сторона мы ждем привлечения федеральных средств, а также новых идей и новых открытий, чтобы было что поддерживать, с кем идти дальше. Причем средства есть. На днях мы открыли первый в России Медицинский промышленный парк, который начали создавать в 2012 году, и сегодня на выставке он уже показывает эндопротезы, биопротезы, импланты – и это не единичная продукция, а серийное производство. Ожидается, что работа парка закроет 30% потребности России в изделиях медицинского назначения. Общий объем финансирования всего комплекса – 2 миллиарда рублей до 2020 года. Так что деньги есть. Нужно просто понимать, что выделяются они на конкурсной основе, а в конкурсе всегда побеждает сильнейший. Мы должны быть сильнейшими!