Дерево жизни Тенденция

7 / 2016     RU
Дерево жизни
Марина Йоргенсен кандидат экономических наук, фриланс-консультант, автор художественного травелога "Счастье как способ путешествия"
О тенденции времени, вечной классике на все времена и истоках.

Мы всё больше и чаще придаем значение тем, казалось бы, мелочам, о которых раньше не задумывались. Например, о пространстве вокруг нас. Пространство должно не просто быть, но отражать и продолжать нас. Быть «нашим». Подобно тому, как родители с удовольствием узнают в ребенке свои черты, нам важно в окружающем нас пространстве видеть себя. Особенно если это наш дом. И еще пространство должно вдохновлять, чтобы мы мыслили творчески. Успокаивать и подзаряжать, чтобы у нас хватало душевных и физических сил на все то важное, что мы задумали, или собираемся обдумать. В этом плане дерево – материал идеальный. Успокаивает, потому что отсылает к истокам на уровне подсознания. Вдохновляет, потому что сочетается с, казалось бы, несочетаемым. И идеально вписывается в современность. В ультра-современность.

И то, что автогигант «Тойота» на последней Неделе дизайна в Милане представил модель Setsuna,– тому подтверждение. Корпус этого автомобиля почти полностью сделан из дерева. Американцы стараются не отставать от японцев и придумали Splinter – автомобиль из дерева, не уступающий по характеристикам скорости автомобилям из традиционных материалов. 

Велосипедный бренд ECCE тоже мастерит из дерева – изобретает для своей линии Opus Wood line велосипед, который, как и другие модели бренда, футуристичен по дизайну, но в отличие от других моделей сделан из дерева, а именно – из древесины каштана, кедра и клена. Такой велосипед идеален для любителей и истоков, и технологий будущего.

Скандинавы экспериментируют с деревом давно и разнопланово. Но мои размышления сейчас не о продукции Bolia или Kobenhavns Mobelsnedkeri. Не о хрестоматийной обезьянке от Kay Bojesen. И даже не о ножках из натурального дерева, которыми высокотехнологичная B&O оснастила колонки BEOPLAY A9. Впрочем, одной из микротенденций в этой области не могу не поделиться. Скандинавы не только креативны, но и имеют привычку рационально планировать бюджет. А что им остается, если их местный, отечественный и поэтому особо милый сердцу скандинавский креатив проходит под тегом «дорого» или «очень дорого»? Поэтому местный тренд заключается в Shop direkte – знакомиться лично с дизайнером на европейской выставке-ярмарке вроде Blickfang (проходит ежегодно в семи европейских городах) и покупать у него напрямую. В качестве важного бонуса – личное знакомство с человеком, вещь работы которого будет являться частью вашего дома, а значит, и важной частью вашей жизни. Есть в этом aegthed, подлинность, которая важна во всем: и в отношениях с окружающим миром, и в отношениях с тем, что нас окружает в нашем доме.

По мнению Литрис Айсмен, генерального директора Pantone Color Institute, представляющего каждый год нашему вниманию trend bible – «библию цвета», клиенты всё чаще выдвигают требование не «модности», но надежности и долговечности. Предпочитают не рисковать, но инвестировать в классику. И с этим вдумчивым подходом приходится считаться и мебельщикам (поэтому дерево, особенно в стиле пятидесятых, «пришло, чтобы остаться»), и институту Pantone, который разрабатывает цветовую палитру так, чтобы она органично сочеталась с актуальными проектами дизайнеров мебели, шоу-румов и других игроков этого рынка. Партнер Pantone по работе с цветом AkzoNobel тоже подтверждает, что подлинность (качество, ручная работа, долговечность) – это то, на чем особенно сильно сфокусированы их клиенты в данный момент. И даже тенденция Home Factory актуальна как никогда именно потому, что человек испугался своего отрыва от действительности. Вернее, того, как он оторвался от истоков «цепочки питания», и поэтому сейчас пытается наверстать упущенное за бизнес-карьерно-деловые восьмидесятые и девяностые годы. А именно – инвестирует в рукотворность. И в навыки рукотворности. Потому что это дает успокаивающее ощущение самодостаточности, независимости и автономности. Будь то вручную связанный свитер, выращенная на своей земле (или балконе) еда или сделанная своими руками мебель. Рукотворность – это классика.

Деревянные дома – тоже классика. И даже если они – образец экологического строительства в Эквадоре по проекту архитектора Аль Борде. Или Vindhuset – аэродинамичный деревянный дом из кедра, лиственницы и американской сосны датского архитектора Флемминга Скуда, спроектированный по законам фэншуй. Но вот Metropol Parasol архитектора Юргена Майера в испанской Севилье – это настоящий взрыв мозга. Современно-авангардная конструкция, превратившая унылую городскую парковку в ошеломляющее своей красотой городское пространство. Или офисы всемирно известных часовщиков Omega и Swatch в швейцарском городе Биль по проекту японского архитектора Сигэру Бана. Или всё, абсолютно всё из дерева, к чему прикасалась рука гениальной Захи Хадид.

Дерево в помещении, или Indoor trees trend. Именно так я бы обозначила одну из знаковых деталей момента. Живое, растущее дерево в помещении – общемировой тренд, на который невозможно не обратить внимание. И это тот самый случай, когда more is more – «чем больше, тем лучше». И по количеству и по размеру. В подтверждение – снова актуальны living walls («живые стены», то есть стены из живых растений), один из важных трендов растениеводства. И в качестве фасада дома, и в качестве детали помещения. Отели, рестораны, бизнес-центры подхватили и с удовольствием воплотили эту идею. Есть такая «зеленая стена» и в моем спортклубе в Лиссабоне. Деталь эта не просто красивая, но и очень полезная. Считается, что одно комнатное растение способно очистить воздух от токсинов на 80%. А если целая стена? Чем не рецепт повышения своей продуктивности и способности к концентрации? Второй важный тренд – когда живое растущее дерево является частью интерьера дома. Тренд зародился в Азии, потому что там для него все условия. Но американские и европейские архитекторы и дизайнеры тоже внедряют этот старый как мир прием в свои проекты. Зачем вырубать дерево, если вокруг него можно спроектировать дом? Такой дом, на мой взгляд, воплощение мечты об Эдеме. У него хорошая аура, он практичен и экологичен. Дом для жизни и мечты.

Большие деревья в горшках (кадках) в жилом помещении – тоже актуальный тренд. К тому же, если нет времени за деревом ухаживать постоянно, можно взять временно в аренду. Так, итальянская фирма Cappellini giardinieri не только продает деревья и кустарники, но и сдает в прокат на долгосрочный или краткосрочный период. И конечно же, помогает ухаживать за своими питомцами. А свои оранжереи предоставляет в аренду для корпоративных и частных праздников, свадеб и фотосессий. Гениальная идея, на мой взгляд.

Итальянский вклад в тренд «о дереве» вообще, как оказалось, и многопланов, и разнообразен. Например, итальянская фабрика деревянной мебели Riva 1920. Она следует этой тенденции, как видно из ее названия, с 1920 года. Фабрика создает мебель небанального дизайна и дарит росток дерева каждому клиенту, чтобы он мог посадить его около дома. Это, по их замыслу, замыкает производственный и жизненный цикл и открывает новый круг, где всё повторится с начала. Возвращение к истокам, в котором – идея вечности.