Честный разговор об архитектуре

8 / 2016     RU
Честный разговор об архитектуре
Андрей Боков президент Союза архитекторов России
В рамках юбилейного XXV Международного смотра-конкурса выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну Андрей Боков рассказал о сегодняшнем состоянии профессии архитектора и проблемах российских городов.

О конкурсе и образовании

У меня сложились достаточно противоречивые ощущения от увиденных мною на конкурсе проектов. Сравнивая работы сегодняшних дипломников с теми, которые делались 30–50 лет назад, особых изменений я не наблюдаю: есть содержательные и относительно качественные работы, но вместе с тем попадаются работы весьма слабые. И это тревожный знак, ведь профессия не стоит на месте, она развивается, появляются новые строительные технологии и материалы, меняются подходы и средства проектирования. Но больше всего беспокоит образовавшаяся пропасть между теоретическими и практическими знаниями выпускников. Начинающие архитекторы порой не знают элементарных вещей — например, что у дома существует сложная система инженерного обеспечения, что, создавая высотное здание, нужно предусматривать технический этаж… Я уже не говорю о том, что почти никто не читает основы экономики строительства, психологию поведения людей в здании, не понимает ценность и значимость культурного контекста, не интересуется историей места, не знает, что происходит в городе, почему так, а не иначе, о чем думают сегодня горожане, — все то, что каждый архитектор должен знать или о чем задумываться.

О градостроительстве

Когда я смотрю на Россию до 1932 года и спустя 50 лет, у меня складывается ощущение, что в страну пришел другой народ и построил совершенно иные города — с одинаковыми безликими домами. Подобные здания сегодня продолжают реализовываться повсеместно, вырастая в высоту и ширину, занимая прилегающие к городам территории. Это в то время, как цифры свидетельствуют, что в стране нет средств на содержание огромных многоэтажных домов, в которых необходимо каждые 10 лет проводить ремонт, а каждые 25 лет реконструкцию.
У России всегда было собственное ощущение пространства и своя типология жилища, которая сформировала наш этнос и которую этнос сформировал сам. Если сейчас побывать в старинных усадьбах, становится понятно, насколько гармонично жили люди. Посмотрев на то, как строили дома крестьяне, особенно северные, не знавшие крепостного права, приходишь в восхищение от необычайно высокой культуры оснащения жилища. По понятным причинам большевики запретили строительство подобных домов, потому что человек, имеющий собственное жилье, свободен. Началась эпоха коммуналок. Правда, со временем появились дачи, которые помогли выстроить некий баланс между кошмаром коммунальных квартир и приятной атмосферой загородного дома. Люди восстановили и реализовали свое право на другой образ жизни, связанный с землей и агрокультурой. И сегодня нужно дать возможность самостоятельно строить индивидуальные дома — для этого государством должны создаваться определенные условия.

Сегодня все буквально «отравлены» урбанистикой. Но люди живут не только в городе, а во всем рукотворном пространстве, простирающемся далеко за его пределы. Существует такое явление, как пригород, и 70% наших соотечественников согласны или хотят жить в пригороде. В мире есть две модели пригорода — американская и европейская. В первом случае это красивый ухоженный ландшафт, в котором существуют дома различных ценовых категорий. Дома расположены вдоль дорог, где также сосредоточены магазины, предприятия общественного питания, банки, торговые центры и т. д. Европейская модель выступает в формате «города-спутника». Это небольшие построенные или реконструированные городки, являющиеся абсолютно самодостаточными поселениями, где живет и работает большинство жителей. Жизнь людей в пригородах, построенных по одной или другой из этих моделей и доказавших свою привлекательность, не имеют ничего общего с существованием в высотных домах-«заборах», которыми застраиваются наши пригороды.

О строительных нормах

Российские строительные нормы давно устарели, их можно и нужно трансформировать, двигаясь эволюционным путем к параметрической системе. Предписательное нормирование, применяющееся у нас сегодня, ставит определенные рамки — ширина стены должна быть такая, лестниц должно быть столько и т. д. Параметрическое нормирование говорит о другом: например, эвакуация людей из здания должна быть обеспечена в течение пяти минут. И здесь архитектор начинает думать, просчитывать, искать решения, отвечающие определенным параметрам. Существует еще идея — ввести параллельно два типа нормирования, и архитектор сможет полностью или частично выбрать — параметрию или предписания.
Часто говорят, что в России все беды оттого, что много пространства и очень холодно. В то же время есть множество стран с подобным климатом, но там удается строить качественное жилье, используя новые технологии, пропагандируя максимально экологичное проживание. Если поставить перед собой задачу создавать другие дома, изменить подходы к продаже и сдаче жилья, то и Россия сможет строить красивые, комфортные и качественные дома.

О жилищной проблеме и семье

Решение жилищной проблемы вовсе не в миллионах некачественных квадратных метров новостроек, не обеспеченных социальной инфраструктурой, а в том, чтобы каждый член общества мог найти себе и своей семье подходящее жилье. В стране необходимо формировать соответствующие доходам условия для аренды и покупки дома или квартиры, создавать жилье, предназначенное для каждого образа жизни. Люди 25, 50 и 70 лет живут по-разному, у них разные предпочтения, интересы и потребности, а у нас строятся одинаковые квартиры для всех.
Развивая города, нужно понимать главное — если, прежде всего, для семьи с ребенком нет комфортных условий для проживания, то город априори неудобный. Семья с ребенком должна жить именно в доме с небольшим собственным двором, а не в многоквартирном здании. И самое главное, это жилье должно быть качественным и доступным. Но до тех пор, пока политику в области будут определять монополисты-застройщики, все останется, как сегодня.

Что нужно делать:

Первое — соблюдать баланс интересов, чтобы в вопросах строительства застройщики с руководителями города учитывали желания местных жителей. Архитектор в этом случае будет выступать в качестве посредника и примирителя, вырабатывающего компромиссные решения. Важно, чтобы каждая стройка не отбирала у города квадратные метры, а что-то обязательно давала. Примеры этому есть по всему миру. Главный принцип: строишь дом — ставь скульптуру, благоустраивай сквер, делай парковочные места или финансируй городские программы.
Второе. Существует документ под названием ПЗЗ (Правила землепользования и застройки), который должен четко и однозначно прописывать «судьбу» каждого квадратного метра городской территории — сколько, чего и как можно строить. Это, безусловно, ставит в определенные рамки архитекторов — на уже организованных площадках ограничения более жесткие, на свободных пространствах мягче. Но только подобные ограничения обеспечивают создание гармоничной среды обитания.
И третье — всю работу в городе должны выполнять исключительно высокопрофессиональные архитекторы. Еще лучше, если эти люди будут выбираться на основании открытого проектного конкурса.