Магия джаза

9 / 2016     RU
Магия джаза
Сильвия Ховард джазовая певица, солистка собственного квартета
Джаз — стиль, объединяющий, завораживающий и вдохновляющий людей. Неважно, на каком языке ты говоришь, какую должность занимаешь и каких ценностей придерживаешься в жизни — джаз тронет тебя до самой глубины души.

 Это особый музыкальный диалект языка, понятный каждому. Мой путь к нему был удивителен, загадочен и не совсем легок, но я знала, к чему иду, поэтому стремилась и трудилась не покладая рук.

Около тридцати лет назад я работала секретарем в городском банке штата Аризона и у меня была подруга по имени Марго Рид, выступавшая в клубе «Французский уголок». Однажды Марго попросила меня заменить ее на вечернем концерте, что я довольно успешно и сделала. После чего ко мне подошла женщина, восхищенная моим исполнением, и спросила, не хочу ли я уехать на три месяца в Сингапур — выступать в местных заведениях. Меня достаточно легко отпустили с работы на такой период и быстро нашли замену. Когда я вернулась домой, мне снова поступило предложение вернуться в Сингапур через девять месяцев и вести полноценную гастрольную деятельность — именно тогда я поняла, что больше не хочу заниматься ничем, кроме музыки. С этого всё и началось: Сингапур, Индонезия, Таиланд, Гонконг, Филиппины — на протяжении десяти лет мне счастливилось выступать с концертами в этих странах, но в конце концов нужно было двигаться дальше. Тогда мне пришла в голову мысль: а не поехать ли мне в Европу? Я выбрала местом назначения Париж и отправилась в путь. Можно назвать это легким сумасшествием, ведь я никого там не знала, мне был неведом их язык, традиции, законы, да что сказать – я даже не понимала, что sortie переводится с французского как «выход», поэтому долгое время провела в аэропорту (смеется). Мне удалось на время снять квартиру у единственных знакомых, которых я знала во Франции, и прожить там два года. В Париже я познакомилась с музыкантами, с которыми впоследствии выступала, — сейчас же я работаю с оркестрами, группами, соло по всему миру. Также проходит просто огромное множество музыкальных фестивалей, куда французские власти приглашают меня в качестве наставника и организатора выступлений для взрослых и детей.

По причине страшных событий, которые пережила Франция за последнее время, многие музыкальные клубы закрываются и площадок для выступлений становится все меньше. Но мне действительно повезло: я даю концерты в Швейцарии, Германии, Испании и даже два раза побывала в Беларуси, а теперь пришло время Сибири. Вот так иногда одна, казалось бы, обычная дружеская помощь может кардинально изменить всю оставшуюся жизнь.

ТОНИ КОФИ, британский джазовый мультиинструменталист, основатель собственного квартета:

Еще в школьные годы преподаватели говорили мне, что я совершенно не имею никаких музыкальных способностей, поэтому у меня никогда не было даже мысли развиваться в данной отрасли. Со спокойной душой по окончании школы в 16 лет я решил стать плотником. И однажды, работая на стройке и находясь на третьем этаже здания, я сорвался вниз… Как говорят: перед глазами пролетела вся жизнь, так и произошло у меня: буквально за несколько секунд полета я увидел какую-то абсолютно неведомую мне жизнь. Будто на фотографиях, был изображен я со своими детьми, я, путешествующий по странам, аплодирующий мне зал и, самое главное, я, играющий на саксофоне. Очнувшись после пятидневной комы, первое, что я решил сделать, — пойти и приобрести заветный привидевшийся музыкальный инструмент. Все мои близкие были, мягко говоря, в шоке, но меня что-то вело вперед, и я начал играть. Первое время без какой-либо базы, без преподавателей я играл, словно делал это всю жизнь, — восемь, десять, а порой и пятнадцать часов в день я посвящал музыке. Безусловно, в дальнейшем мне удалось изучить теоретическую составляющую музыкального искусства, что придало мне еще больше уверенности в выбранном пути. Но, несмотря на такой явный знак от Вселенной, поначалу было очень страшно, мной овладевало недоумение, я шел против своей природы, ведь я никогда не занимался музыкой. Это был долгий и сложный процесс «восхождения на гору», много раз я оказывался на грани того, чтобы бросить всё и вести какую-то иную, спокойную, размеренную жизнь. И каждый раз, когда я был готов дать слабину, я вспоминал момент полета с крыши и осознавал, что именно саксофон дает мне огромнейший шанс жить на этой земле — и как тогда я выбрал жизнь саксофониста вместо смерти от падения, так я делаю на протяжении всего творческого пути. И самое интересное, что картинки, которые я увидел тогда, буквально стали оживать. Например, придя впервые на занятия по теории музыки, я понял, что видел это помещение на тех изображениях, то же самое чувство я испытал, когда впервые мне вручали награду BBC Jazz Awards. Кстати, таких титулов у меня уже четыре.

Как бы, возможно, эгоистично и громко, это ни звучало, но я ощущаю себя неким проводником, каналом, через который в мир должно приходить то творчество, которым я занимаюсь. Именно сейчас я чувствую, что иду по правильному пути. Я чувствую джаз как возможность самовыражения: именно в джазе я могу быть открытым, честным и откровенным. Играя на саксофоне, я никогда не притворяюсь, люди всегда чувствуют переживания, происходящие в моей душе, ведь только так и никак иначе можно затронуть человеческие сердца.