Русский балет впереди всей планеты!

9 / 2016     RU
Русский балет впереди всей планеты!
Анна Гермизеева солистка балетной труппы НОВАТа
О превосходстве русской балетной школы перед другими и о важности пополнения творческих коллективов новыми лицами.

СТИЛЬ: За последний год в Новосибирске наблюдается тенденция обновления коллектива во многих культурных учреждениях, с чем это связано?

АННА ГЕРМИЗЕЕВА: Для того чтобы было движение вперед, нужно использовать все возможности, которые предоставляет современное общество. В том числе и креативные молодые умы, способные внести актуальные тренды в развитие того же театра. В сегодняшней молодежи так много энергии, силы и «живости», что они на самом деле готовы свернуть горы для осуществления целей. А «возрастные» работники, конечно, не все, но многие, засиживаются на своих местах, превращая деятельность в ежедневную рутину. В нашем театре этот год ознаменован пополнением труппы достаточно большим количеством иностранных танцовщиков, которые практически не разговаривают на русском языке. Большинство артистов мужчины — это обуславливается недостатком мужского пола в балетных кругах. Сегодня в труппе НОВАТа есть танцовщики из Италии, Франции, Японии, Украины.

Мужчин в этой сфере, насколько мне известно, не хватает нигде, почему они едут в Россию?

Им очень интересно, даже очень одаренные, талантливые ребята интересуются особенностями русской балетной школы. Дело в том, что учебных заведений такого уровня, который существует в России, заграницей совсем немного. Новосибирская, московская, питерская — потрясающие балетные школы, во все времена они выпускали настоящих мастеров и звезд, танцующих на мировых сценах. Существует стереотип, что заграницей все самое лучшее, в том числе и образование, – так вот, чтобы стать успешным балетным танцовщиком, нужно ехать в Россию. Во времена СССР весь мир знал Уланову, Плисецкую, Максимову — русский балет впереди всей планеты. В 50 е годы Галина Уланова выступала на гастролях в Лондоне. В возрасте сорок с хвостиком она танцевала так, что ошарашенные зрители после спектакля не дали завести мотор машины и на холостом ходу (в некоторых книгах пишут, что вообще на руках донесли) довезли до отеля, где жила балерина,– настолько люди были впечатлены тем, как вообще можно двигаться на сцене. В настоящее время американские танцовщики делают просто невероятные вещи: девочки могут сделать по десять пируэтов на пальцах, но все-таки танец в сочетании с душой можно найти только в России.

Вы сейчас живете в Новосибирске, хотелось бы вам что-нибудь изменить здесь?

Мне вполне комфортно в этом городе, но, если честно, я живу больше в театре, чем в Новосибирске, — примерно десять часов в день я провожу в НОВАТе. Сегодня меня устраивается в театре всё: обстановка, репертуар, коллектив, а соответственно, и город я воспринимаю доброжелательно. За последнее время НОВАТ очень изменился в контексте как внутренней, так и внешней его жизни — стало больше развития, движения, мы почти ежемесячно демонстрируем горожанам интересные премьеры. Улучшаются также и условия работы — даже до того, что в комнатах театра стало намного чище, там приятнее находиться — у нас убираются по несколько раз в день, раньше такого не было.

Все говорят: жестокий мир балета. Но если человек изначально знает о сложности этого пути, то зачем его выбирать?

Когда я впервые увидела выступление балетной труппы, меня словно захватила эта неведомая театральная магия. Это не объяснить словами — я просто увидела и поняла, что хочу так же… Сначала
появилось желание погрузиться в эту сказку, а уже впоследствии захотелось освоить техническую сторону балетного мастерства. Как бывало у многих, родители привели меня в танцевальный кружок и я влюбилась. А эти чувства в симбиозе с особенностями характера — желанием преодолевать себя, становиться лучше, успешнее, сильнее, – позволили добиться того результата, который мы видим сейчас. Несмотря на то, что балетная деятельность трудна, она невероятно захватывает, это не просто хобби или профессия — это жизнь. И множественные препятствия, которые так или иначе встречаются на пути каждого артиста балета, как раз и стимулируют дальнейшее движение.

Некая форма мазохизма…

В какой-то степени это так и есть. Не каждый человек будет ежедневно просыпаться в восемь утра и идти буквально истязать себя на занятиях. Не обращая внимания на боль, усталость, ты просто работаешь дальше, потому что оно стоит того.

А чего оно стоит? Что в конечном итоге?

В конечном итоге цветы, которые дарят по окончании спектакля, овации, комплименты, но главное — эмоции. Я не могу сравнить ни с чем то ощущение, когда ты получаешь признание зрителей. Выход на сцену всегда сопровождается порцией здорового адреналина — это вечное прохождение через свои страхи. Ты будто идешь на олимпиаду, только она у нас несколько раз в неделю. Когда я только входила в балетную среду, моими задачами было становиться первой, играть главные роли. За последний год я выступила во множестве постановок, в частности на позициях основных персонажей, и это оказалось колоссальнейшей ответственностью, ведь целый трехчасовой балет практически полностью зависит от тебя — ты не имеешь право на ошибку. И сейчас я стараюсь сделать так, чтобы мои спектакли были наполнены не только технически, но и духовно — обогащаю их актерским мастерством или пытаюсь проявлять собственную индивидуальность.

Для чего?

Конечно для зрителя. Чтобы человек, уходя со спектакля, становился счастливым, эмоционально заполненным. Это некий взаимообмен эмоциями между артистом и зрителем. Ответственность за то, чтобы зритель не ушел из зала «пустым», полностью ложится на плечи артиста, для этого мы должны работать не только над своим телом, но и над интеллектуальным развитием.

Бывают ли ситуации, когда вам хочется остановиться и перестать жить в постоянном преодолении себя?

Такие ситуации происходят частенько, но важно, чтобы рядом всегда были близкие и родные люди, способные вытащить тебя из этого состояния. Перед каждым спектаклем я чувствую сомнения в своих способностях, но шаг за шагом, потихоньку работая в зале, начинаю понимать, что, оказывается, могу. Важно при столкновении с трудностью не бросаться из крайности в крайность, а спокойно двигаться, ставя для себя промежуточные цели. Но все же я практически никогда не пытаюсь себя сломать и если чувствую, что морально и физически опустошена, то даю себе время на то, чтобы отдохнуть и восстановиться. Благо в театре такие возможности имеются, ведь между спектаклями бывают долгосрочные перерывы, на неделю, например.

Что заставляет идти вперед?

Любовь. Безусловная и постоянная любовь к своему делу. Я безумно люблю то, чем занимаюсь: каждый день, приходя в театр, я ощущаю себя по-настоящему счастливым человеком. Огонь, который зародился внутри меня по отношению к балету еще в самом детстве, не угасает до сих пор. Иногда я ложусь спать, мечтая о том, чтобы поскорее наступило утро и я приступила к работе.

Чем вам запомнилось начало театрального сезона?

Одним из важнейших событий для меня стало само открытие сезона, я удостоилась чести танцевать самый первый премьерный спектакль в этом театральном году – «Ромео и Джульетту», который ставил сам Олег Виноградов. Он уже 50 лет не был в Новосибирске, поэтому встреча с ним была не только почетной для нас, но и очень трогательной для него самого. Также недавно я выступала с труппой Михайловского театра в Минске на фестивале «Дни Санкт-Петербурга». До конца 2016 года я с удовольствием буду танцевать уже в репертуарных спектаклях НОВАТа, а в январе мы с труппой представим публике премьеру «Щелкунчика».