СТИЛЬ: Новый год только наступил, а некоторые стоматологические клиники уже обещают скидки и акции. У вас тоже наступил «сезон распродаж»?
МИХАИЛ ТОДЕР: Скидки в медицине — это в каком-то смысле девальвация профессии врача. У нас их не бывает — это наша принципиальная позиция. Клиника — не торговая лавка, а врач — не коммерсант. Как главный врач и соучредитель клиники я с полной ответственностью говорю: скидок просто так не бывает. Скидки чаще всего даются за счет чего-то. Либо сразу устанавливается высокая цена, чтобы потом сделать «скидку» (по сути, ту цену, которая устроит клинику). Либо скидка делается за счет ухудшения качества услуги (более дешевые материалы). Либо можно не полностью донести информацию до пациента, сказать: вот тебе скидка, а затем предложить услугу, которая якобы неотъемлемо связана с тем, что ему сделали. Либо клиника делает скидку за счет своего заработка — но это бывает крайне редко и вызывает логичный вопрос: зачем? Чтобы не иметь возможности достойно оплачивать работу своих специалистов? Или не иметь возможности отправить докторов на обучение? Или чтобы не иметь возможности обновлять оборудование, приобретать качественные материалы?
Самое простое, на чем ловят пациента, — это говорят ему, что имплантат стоит столько-то рублей. Обычно это совсем небольшая сумма, например, 8 000 рублей. Пациент мысленно умножает эту цифру на количество отсутствующих зубов и думает, что во столько ему и обойдется имплантация. А позже может выясниться, что кроме имплантата надо заплатить за операцию, слепки, коронки, анестезию и прочие сопутствующие работы и материалы, которые стоят намного дороже, чем сам имплантат. Конечная стоимость в результате сильно отличается от той, на которую рассчитывал пациент. Для нас такой подход неприемлем, мы называем пациенту окончательную стоимость имплантации и прописываем ее в договоре. И вы можете быть на 100% уверены, что в дальнейшем она не увеличится.
Мы не торгуем имплантатами. Мы предлагаем нашим пациентам конкретный результат и называем честную гарантированную стоимость.
Вы выполняете имплантацию по протоколу немедленной нагрузки без костной пластики и говорите, что этот способ имплантации подходит даже пациентам, у которых атрофирована челюстная кость или недостаточен объем костной ткани. Некоторые местные специалисты сомневаются в том, что этот способ надежен…
Есть местные специалисты, которые сомневаются, насколько этот способ надежен, а есть успешный 30-летний опыт врачей с мировым именем, которые и при недостатке костной ткани выполняют немедленную нагрузку. Возьмите хотя бы авторитетного португальского имплантолога Пауло Мало, родоначальника технологии all-on-4 («все на четырех» — когда конструкция устанавливается на четырех имплантатах). Да и местные специалисты разные. Есть те, кто сомневается в том, что во всем цивилизованном мире успешно практикуется уже три десятилетия, а есть те, кто так же, как и мы, работает по этой технологии. Это пять лет назад, когда мы вернулись из Израиля и начали внедрять это направление имплантации, многие восприняли его скептически. Но прошло время, и сегодня все больше врачей меняет свои взгляды и осваивает эту технологию.
Те, кто по-прежнему настроен скептически, в первую очередь задаются вопросом: насколько этот способ надежен и приживется ли имплантат…
По официальной медицинской статистике, приживается 95–97% имплантатов. Как мы видим, вероятность отторжения довольно мала. Но помимо приживаемости имплантатов есть такое понятие, как выживаемость. Это две разные вещи. Приживаемость — это стабильность имплантата на момент начала протезирования. Но если у нас имплантат стабильный, а неграмотный доктор поставил на него коронку и она, к примеру, выше, чем остальные зубы, произошло нарушение биомеханики, имплантат расшатался от перегрузок и выпал через три месяца, то мы говорим о выживаемости имплантата. Имплантат прижился, но не выжил. Способ имплантации в данном случае не имеет никакого значения — негативную роль сыграла ошибка врача в ортопедической части работы.
В отличие от большинства клиник мы даем гарантию на свою работу, ее результат, а не на имплантат. Поэтому нам просто не имеет смысла делать сомнительную работу, поскольку по договору, если что-то пойдет не так, мы будем переделывать эту работу — полностью бесплатно для пациента.
Продолжая тему гарантий: сегодня многие клиники, говоря об имплантации, обещают «пожизненную гарантию»…
Увидев такое обещание, обычный человек, скорее всего, подумает: если после операции у меня выпадет имплантат, мне все переделают бесплатно. Но чаще всего это не так, и «пожизненная гарантия» распространяется на имплантат, а не на имплантацию — это гарантия производителя системы имплантатов. Если с имплантатом что-то случится, при переделке работы имплантат обойдется бесплатно, но операция, слепки, материалы, коронка, анестезия и все сопутствующие работы — а они стоят намного дороже самого имплантата — нужно будет оплатить, на них гарантия не распространяется. То есть имплантация обойдется чуть дешевле — ровно на стоимость имплантата. Но чуть дешевле — это не бесплатно. Совет здесь только один: вникайте в суть того, что вам предлагают, задавайте прямые вопросы: если я не получу тот результат, который вы мне обещали, вы переделаете работу? Бесплатно или за деньги? Если платно, то в чем суть гарантии, на что конкретно она распространяется?
На что еще следует обращать внимание при выборе врача и клиники?
Грамотность и профессионализм врача. Например, если врач говорит «общий наркоз», пациенту следует как минимум насторожиться. Когда 35 лет назад я учился в медицинском институте, нас выгоняли с занятий по хирургии и ставили двойки за словосочетание «общий наркоз». Потому что наркоз не может быть общим или местным. Это анестезия может быть общей или местной. А наркоз — это наркоз.
Если врач говорит, что коронки на имплантатах по ощущениям ничем не отличаются от натуральных зубов, ухаживать за ними так же легко, как и за родными зубами, — при помощи зубной пасты и щетки, а для очищения межзубных промежутков подойдет стоматологическая нить, — это тоже повод серьезно задуматься. Так говорить может только человек, который имплантацией не занимается и конструкцию, которая ставится на имплантаты, никогда не видел, – разумного объяснения такому ответу я просто не могу найти.
Первое, что я объясняю каждому пациенту, особенно с тотальным протезированием на имплантатах, что очень важно знать: в кости нет нервных окончаний. Если зуб у нас сидит в кости, окруженный связкой, и к этой связке подходят нервные окончания, то мы чувствуем давление на зуб, температурные или вкусовые раздражители. Имплантат сидит по принципу остеоинтеграции — кость в него врастает, и он абсолютно неподвижен. Когда человек давит на имплантат, он не чувствует давление. Если он чувствует давление, значит, имплантат не прижился. Поэтому очень важно пациенту объяснить, как пользоваться зубами на имплантатах, какие есть ограничения в пище. И чем больше установлено имплантатов, тем важнее соблюдение этих правил. Если имплантат стоит напротив зуба и давит на зуб, ограничения минимальные — человек чувствует давление. А когда имплантат давит на имплантат, человек не чувствует давления. Поэтому могут происходить поломки. Чтобы этого избежать, пациент должен четко понимать, что ему можно есть, а что нельзя: например, шашлык из твердого мяса, семечки, орешки.
По поводу ухода за искусственными зубами: каждому пациенту после операции имплантации мы рекомендуем для качественной гигиены купить ирригатор и обязательно учим им пользоваться. Имплантаты не следует чистить зубной нитью, потому что можно нанести травму десне. Более того, если имплантаты не одиночные, установлена сплошная конструкция на имплантатах, то вы физически не сможете ниткой почистить зубы, ведь нет межзубных промежутков.
Будут ли имплантаты ощущаться как инородное тело, зависит от того, сколько имплантатов установлено и какие у них антагонисты (зубы, стоящие напротив) – натуральные или искусственные.
Резюмируя ответ на ваш вопрос, как действовать при выборе врача и клиники, скажу: будьте внимательны, задавайте вопросы, вникайте в суть того, что вам предлагают, уважайте себя и берегите свое здоровье!