Национальное традиционное искусство – это индивидуальность, это многообразие, это единство!

10 / 2017   
КТЦ «Евразия» официально открылся только в этом году, но за несколько месяцев работы руководству центра удалось реализовать масштабные творческие проекты, которые поставили новую площадку в один ряд с брендовыми концертными залами России

СТИЛЬ: В начале ноября ведущий коллектив концертно-театрального центра «Евразия» — Сибирский русский народный хор — завершил гастрольный тур по 17 городам России, посвященный 80‑летию Новосибирской области. Расскажите о самых ярких моментах гастролей.

Таких моментов было немало, ведь наш коллектив работал в крупнейших городах России, представляя жителям нашей страны традиционное искусство Новосибирской области, которое самым серьезным образом отличается от других регионов. Это искусство людей, покорявших суровые земли, это история о настоящем сибирском характере, рождавшемся в глубинах сибирской тайги, когда ссыльный аристократ и лихой варнак обменивались волей, интеллектом и своей невероятной харизмой. С годами особая сибирская ментальность обогатилась духом романтиков‑комсомольцев, приезжавших сюда строить светлое будущее, прошла закалку Великой Отечественной войной, когда весь мир увидел мужество наших земляков в битве за свою страну, вобрала в себя достижения национальной культуры во время эвакуации лучших творческих коллективов блокадного Ленинграда в Новосибирск. А десант ученых, строителей Академгородка, создавших мощный научный центр в сердце Сибири, создал тот невероятный интеллектуальный потенциал, которым мы гордимся до сих пор и несем как исключительное качество новосибирцев. «Особенная стать» — эта расхожая, но очень глубокая фраза — это о нас, об уроженцах Новосибирской области. И вот эту «особенную стать», особенное мироощущение — то, что мы чувствуем, проживая на своей земле, – Сибирскому русскому народному хору под руководством заслуженного артиста России Николая Лугина удалось передать каждому зрителю, пришедшему на концерт, посвященный 80‑летию нашей исторической родины.

Кульминацией гастрольного тура, безусловно, были выступления Сибирского хора в Москве и Санкт-Петербурге. Как столичная публика приняла наших исполнителей?

ЕКАТЕРИНА КОВАЛЁВА: В Москве мы работали на сцене Государственного театра фольклора «Русская песня» Надежды Бабкиной. Многие годы Надежда Георгиевна является настоящей царицей русского национального искусства, оказывая поддержку многим творческим коллективам, для каждого находя особенные слова и особенные эмоции. Очень много сделала она и для Сибирского русского народного хора: во времена, когда наш коллектив переживал творческий кризис, она нашла возможность приехать в Новосибирск и отработать вместе с нами юбилейную программу, посвященную 65‑летию Сибирского хора. После этого она начала включать наших артистов в свои проекты, делать вместе с ними совместные программы — самые яркие моменты этих выступлений в свое время облетели всю Россию, и сегодня Надежда Георгиевна продолжает нас поддерживать, потому что мы поем, танцуем и играем подлинную историю, которая сохранилась в песенной культуре в неизменном виде до наших дней.
Ну, а Санкт-Петербург принимал нас в зале Государственной академической капеллы, основанной почти 600 лет назад, — с точки зрения энергетики, исторического и государственного значения это зал самого высокого уровня, о котором может мечтать артист. И Сибирскому хору удалось сделать невероятное: наполнить это уникальное пространство шальной энергетикой молодого города, раскинувшегося на сибирских просторах. Избалованный классическим искусством петербургский зритель был покорен яркой индивидуальностью и силой характера наших артистов. На сцене в национальных костюмах стояли люди сегодняшнего дня, которые пришли в этот зал с миссией показать, что мы — люди молодого региона! И что наше право на восхищение и восторг определено самой Сибирской землей, на которой мы рождены и на которой мы выросли. В момент, когда эмоции достигли пика, сцена и зрительный зал слились в единый живой организм, который пел, слушал, дышал и двигался в одном порыве, в одном понимании значимости происходящего. Невозможно передать то мощное чувство благодарности, которым наградила нас питерская публика за тот высокий уровень, что мы продемонстрировали в подаче традиционного жанра. И мне кажется, что этот концерт пробудил историческую связь, существующую между нашими городами, и заставил ее отозваться в сердце каждого зрителя.
Екатерина Ковалёва , заслуженный работник культуры Российской Федерации, директор концертно-театрального центра «Евразия»

Вы рассказываете уникальную историю Новосибирской области и демонстрируете силу сибирского характера по всей России и за ее пределами. А осознают ли сами новосибирцы, какое им принадлежит историческое и культурное богатство?

ЕКАТЕРИНА КОВАЛЁВА: Я думаю, что мы так привыкли в этом богатстве жить, что считаем это абсолютно естественным. Новосибирская область — культурный центр Сибири, где каждый вид искусства представлен великолепными театрами, музеями, галереями и концертными залами. Чем можно удивить новосибирца, который вырос в городе, где буквально в шаге друг от друга находятся театр оперы и балета, филармония, консерватория и музыкальный театр, в то время как большинство городов России не имеют ни одного учреждения культуры подобного уровня? Конечно, расположить к себе новосибирскую публику — очень непросто. Для этого нужно постоянно учитывать ментальность сибиряков, соответствовать их представлению о себе — о своем образе жизни, характере, интеллекте. Но когда это удается, новосибирский зритель открывается артистам, следуя за ними по вехам истории и культуры родного края. Именно это лежит в основе концепции концертно-театрального центра «Евразия». Символично, что его официальное открытие состоялось в год, когда Новосибирская область отмечает свое 80‑летие. Можно сказать, что к своему юбилею наш регион получил прекрасный подарок — единственную за Уралом площадку, представляющую лучшие образцы профессионального национального искусства разных народов, проживающих на нашей территории.

За несколько месяцев после открытия здание концертно-театрального центра заметно преобразилось, однако работы по реконструкции еще не закончены. Что предстоит сделать в ближайшем будущем?

АЛЕКСАНДР САВОЧКИН: Первый этап обновлений коснулся фойе центра, потому что, приходя на концерт, зритель должен с порога чувствовать особую ауру творческого пространства. Когда у нас возникла идея создания концертно-театрального центра, должен сказать, что это вызвало некий скепсис: разве можно создать современное учреждение культуры в этом старом здании? И мы очень благодарны правительству Новосибирской области за то, что оно поверило в нас и помогло получить федеральное финансирование на ремонт фойе. Теперь здесь царит та торжественная атмосфера, в которой зритель чувствует, что здесь его ждут и относятся к нему с уважением, и, испытав этот эмоциональный подъем, он уже готов пройти в зал. Напомню, что большой концертный зал КТЦ «Евразия» рассчитан на 600 человек. В этом году нам удалось оснастить его современным мультимедийным оборудованием, наладить качественный звук и свет. У нас также строится театральный зал, который может принять 100–120 зрителей. Учитывая, что наши концерты всегда собирают полные залы, мы серьезно вложились в систему безопасности, а также постарались обеспечить комфортный подъезд к концертно-театральному центру: «Евразия» – одно из немногих учреждений культуры с такой просторной парковкой.
Что же касается фасада, то сегодня над его дизайном работает почетный архитектор России, член Союза архитекторов Евгений Геннадьевич Тоскин. Мы договорились, что он и его команда представят несколько проектов будущего фасада «Евразии», отражающих все те эмоции и идеи, которые вобрал в себя концертно-театральный центр и которые заключены в самом его названии. «Евразия» — это индивидуальность, многообразие и единство одновременно, потому что под этим брендом мы сохраняем индивидуальность каждой нации, представляем многообразие всех национальностей и объединяем их в контексте профессионального искусства. По сути, «Евразия» — это визитная карточка Новосибирской области как мультикультурного региона, и в этом смысле наш центр полностью соответствует Стратегии национальной безопасности России, согласно которой именно культура является залогом мирной жизни множества разных народов на одной земле.
Александр Савочкин, заместитель директора концертно-театрального  центра «Евразия»

ЕВГЕНИЙ МАЛЫШЕВ: Ну а кроме того, концертно-театральный центр «Евразия» имеет еще одно важнейшее предназначение, являясь постоянной репетиционной и концертной площадкой Сибирского русского народного хора. Наличие собственного концертного зала подчеркивает статус хора, который сегодня входит в число двенадцати ведущих национальных коллективов России. К слову, из всех академических хоров страны, кроме Сибирского хора, свою концертную площадку имеет только Кубанский хор — остальные работают при филармониях и центрах народного творчества. Это очень важно, так как, если у коллектива есть своя сцена, где артисты чувствуют себя как дома, мы получаем гораздо более высокое качество творческого продукта. Да и зритель привыкает к тому, что в городе есть место, где постоянно демонстрируется профессиональное традиционное искусство. Причем выступают у нас не только новосибирские коллективы. С момента открытия концертно-театрального центра «Евразия» здесь уже выступали Оренбургский, Северный, Уральский и Омский хоры, Красноярский государственный ансамбль танца Сибири имени М.  С. Годенко, ведущие солисты Казанской государственной филармонии, лучшие алтайские, бурятские, армянские артисты и так далее. Весной мы ждем в гости Волжский хор — огромный коллектив, который может принять далеко не каждая концертная площадка страны. Наша мечта — привезти в Новосибирск из Санкт-Петербурга хор Государственной академической капеллы. Помимо музыкальных коллективов, мы принимаем театры и участвуем в международных образовательно-культурных проектах. Не так давно нашими гостями стали участники проекта RUSWY Train, объединившего под эгидой ЮНЕСКО молодых делегатов из Австралии, Новой Зеландии, Сингапура, Японии, Чили, ОАЭ и других стран. Мы пригласили гостей на репетицию Сибирского хора, где они увидели, как работают наши солисты, музыканты, артисты балета, и, должен сказать, это произвело на иностранную молодежь невероятное впечатление. В ответ они продемонстрировали свои народные танцы, а мы научили их отплясывать настоящую русскую кадриль — так под брендом русского традиционного искусства состоялся настоящий межкультурный диалог. А в преддверии зимних праздников нам предстоит совместный проект с театром «Глобус»: в рамках XII Рождественского международного фестиваля искусств мы представим новосибирским зрителям музыкальный спектакль «Кафе Идиот» в постановке столичного театра «Балет Москва».

АЛЕКСАНДР САВОЧКИН: Стоит упомянуть, что на базе КТЦ «Евразия» не только постоянно выступает Сибирский хор, но и ставит свои спектакли Первый театр под руководством Павла Южакова. Кроме того, у нас работает детская студия при Государственном Сибирском русском народном хоре, где преподаются вокал, хореография и актерское мастерство. А недавно мы приняли под свою крышу уникальный в масштабах Сибири ансамбль — Хор молодежи и студентов города Новосибирска, созданный руководителем Сводного детского хора Новосибирской области, доцентом консерватории Еленой Рудзей. Таким образом, на территории от Урала до Владивостока КТЦ «Евразия» стал сердцем хорового движения, которое является носителем культурно-исторического наследия России.

Чем вы планируете удивить и порадовать зрителей КТЦ «Евразия» в ближайшее время? Все-таки впереди новогодние праздники.

ЕВГЕНИЙ МАЛЫШЕВ: Из наших актуальных программ мне хотелось бы упомянуть концерт, который мы сделали совместно с Сибирским хором на основе произведений Сергея Есенина. Мы убеждены, что Сергей Есенин — истинный сибиряк. Деревенский парень из глубинки, который прошел трудный творческий путь, покорил литературную Москву и стал великим певцом России, — Есенин по своей ментальности очень близок нам. Ведь наши предки так же когда-то пришли на территорию, непригодную для комфортной жизни, но всего за сотню лет создали здесь огромный конгломерат культуры, науки и инновационных технологий. Программа «Напоённый сердцем взгляд» присутствует в репертуаре КТЦ «Евразия», имеет огромную популярность у жителей города, и каждый раз мы получаем огромную благодарность за то, что дали зрителям возможность увидеть отражение сибирской души в творчестве великого поэта.
Ну, а в Новый год наших зрителей, как всегда, ждет праздничная программа – Русское новогоднее шоу для взрослых и Детское новогоднее шоу.
Евгений Малышев, руководитель творческих проектов концертно-театрального  центра «Евразия»

ЕКАТЕРИНА КОВАЛЁВА: Несмотря на то, что наши праздничные программы называются «шоу», мы закладываем в них исконно русские традиции, органично вписывая в сюжет и героев русских сказок, и современных персонажей, существующих в сказочном мире, который мы создаем, используя современные мультимедийные технологии, в том числе световые и лазерные эффекты. Артисты Сибирского хора перевоплощаются в жителей этого сказочного мира, среди которых есть и Баба-яга, и царевич Елисей, и молодой витязь Сварожич, и хозяин заснеженной тайги королевич Шаня, и весельчак Опти-Опти в костюме, расшитом конфетами. Если оторвать одну конфетку и загадать желание, оно обязательно сбудется. Родители малышей, уже побывавших на Детском новогоднем шоу, рассказывают, что дети хранят эти конфетки по полгода — чтобы сбылись все мечты. Но самое главное, что дети, которых мы знакомим с традиционной русской культурой, запоминают звон колокольчика русской тройки, знают, чем отличаются баранки от сушек, понимают, что такое кокошник, венец и боярка. Дети, которые с первых лет жизни путешествуют с родителями по всему миру, которые побывали на самых невероятных аттракционах и которым через интернет доступны любые игры и развлечения, приходя с нашего шоу, еще долго восклицают с характерной ямщицкой удалью: «Эй, пошли, залётные!» Как будто национальный культурный код, заложенный в каждом из нас, открывает двери в души и сердца наших маленьких зрителей

ЕВГЕНИЙ МАЛЫШЕВ: Нечто похожее происходит и со взрослыми во время Русского новогоднего шоу. Артисты Сибирского хора представляют интерактивную программу из двух отделений, погружая зрителей в атмосферу самого сказочного, самого любимого с детства праздника. В каждом взрослом живет маленький ребенок, поэтому, когда Дед Мороз и Снегурочка угощают зрителей мандаринами и волшебным мороженым, осыпают их конфетти из хлопушек и водят хороводы вокруг елки, даже серьезные бизнесмены, сдержанные политики и блистательные светские дамы превращаются в мальчишек и девчонок, которые с блестящими глазами смотрят, как по центру сцены вырастает сибирская красавица ель. Наверное, все хотят хотя бы на несколько мгновений вернуться в детство, и мы исполняем их желание — это ли не настоящая новогодняя сказка?

ЕКАТЕРИНА КОВАЛЁВА: А самое главное, что эта сказка уходит корнями в русские народные хоровые и танцевальные традиции, напоминая и взрослым, и детям, что им принадлежит невероятное богатство вековой национальной культуры.