Для развития позитивного имиджа Новосибирской области нужны инвестиции в человеческий капитал

2 / 2017     RU
Для развития позитивного имиджа Новосибирской области нужны инвестиции в человеческий капитал
Анна Шадринцева кандидат экономических наук, доцент, преподаватель кафедры экономики Сибирского университета потребительской кооперации
Анна Шадринцева, эксперт по имиджу региона, рассказала, как Новосибирская область может выйти в лидеры России по созданию научно-образовательных кластеров и как правильно использовать инструменты информационного маркетинга в региональных войнах.

СТИЛЬ: Анна, из чего складывается имидж региона?

АННА ШАДРИНЦЕВА: Имидж региона — достаточно емкое понятие, потому что речь идет о комплексе характеристик, которые чаще всего невозможно представить визуально: принадлежность к определенному государству, геополитическая роль в рамках этого государства, набор устойчивых стереотипов, закрепившихся за регионом в процессе развития, уровень жизни населения, экономические, социальные и культурные отношения между людьми и так далее. «Какими нас видят?» — в данном случае это не конкретный образ, а состоящая из набора характерных символов «картинка» региона, всплывающая в сознании человека. Так, Новосибирск воспринимается как столица Сибири, самый крупный за Уралом город, расположенный на берегу самой длинной реки России. Исторически за городом закреплена репутация важнейшего крупного транспортного узла, промышленного центра России и одновременно крупнейшего научного и образовательного центра. Широко известен новосибирский Академгородок, где находится Новосибирский государственный университет, научно-исследовательские институты, Президиум Сибирского отделения Российской академии наук.

Это, так сказать, вводные данные, но как они влияют на инвестиционную привлекательность региона, которая является целью формирования его имиджа?

Они обозначают направления, в которых нам нужно работать, чтобы сформировать образ региона с развитой инфраструктурой, мощным образовательным и научно-экономическим потенциалом и «столичным» уровнем жизни. Как мы знаем, Новосибирск в 2016 году поднялся и занял девятую строчку в рейтинге качества жизни среди 38 крупных и средних городов России. С точки зрения науки у нас тоже все хорошо: концентрация научных кадров у нас превышает общероссийский показатель в 2,2 раза. Причем научные достижения находят практическую реализацию: в рейтинге инновационных регионов России мы входим в группу «сильных инноваторов» — здесь сосредоточено 75% российского рынка средств медицинской диагностики, 70% программного рынка обеспечения виртуального хостинга. Прирост бизнес-активности за последние 3–4 года составил около 20%, а наши достижения в развитии инфраструктуры недавно были отмечены на федеральном уровне: по результатам инвестиционного форума «Сочи 2017», наш регион стал лауреатом Национальной премии в сфере инфраструктуры РОСИНФРА — за разработку концепции проекта четвертого моста через Обь. На что нам нужно обратить внимание, так это на образование. Да, НГУ по-прежнему входит в рейтинги лучших вузов мира, но в целом образование в Новосибирске сохраняет такие черты, как отраслевая разрозненность и отрыв от запросов инновационных компаний, становясь при этом все менее привлекательным с точки зрения инвестиционных интересов бизнеса.

Что это значит?

Что ключевым звеном в развитии позитивного имиджа Новосибирской области являются инвестиции в человеческий капитал и проведение активной кадровой политики, включающей создание и модернизацию высокопроизводительных рабочих мест. В настоящий момент более 70% городского населения и около 50% сельского делают свой выбор в пользу высшего профессионального образования и, как правило, гуманитарного профиля. Понятно, что рынок не может принять такое количество «белых воротничков» с гуманитарным образованием. Это порождает проблему трудоустройства после окончания обучения в вузе, влечет за собой необходимость переучиваться. Очевидно, что разрешить сложившиеся противоречия невозможно только силами органов государственной власти. Поэтому не случайно в комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования на 2015–2020 годы одним из трех стратегических направлений является консолидация ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы среднего профессионального образования. В целом комплекс включает в себя мероприятия по созданию к 2020 году условий для подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями. Впрочем, я думаю, что этот тренд коснется не только среднего, но и высшего профессионального образования и наукоемких производств, и сегодня его реализация наиболее эффективна в формате государственно-частного партнерства (ГЧП).

Какие у нас перспективы с этой точки зрения?

В 2015 году Новосибирская область уже становилась лауреатом этой премии в номинации «Региональный ГЧП-прорыв» — опыт развития государственно-частного партнерства в нашем регионе был признан лучшим в стране. А в рейтинге развития государственно-частного партнерства наша область занимает четвертое место после Москвы, Санкт-Петербурга и Самарской области. Это очень хорошие показатели с точки зрения работы, проводимой в регионе по взаимодействию власти и бизнеса. Так, опыт Новосибирской области по созданию кластеров, в которых увязаны наука, образование и производство, является показательным для других регионов России. Примерами такого кластерного развития являются научно-производственный образовательный кластер приборостроения Новосибирской области, кластер информационных и биофармацевтических технологий, объединяющий НГУ, Академпарк, биотехнопарк в Кольцово, научный центр «Вектор» и НИИ физиологии и фундаментальной медицины СО РАМН, проект биомедицинского парка «Зеленая долина» на базе ННИИПК имени Мешалкина и другие.

Что представляют собой подобные кластеры и что они дают на практике?

В мировой практике известны два типа создания кластеров. Первый подход предусматривает, что на государственном уровне выбираются отраслевые и региональные приоритеты и те кластеры, которые планируется развивать. Этот подход характерен для стран с сильным государственным регулированием экономики: Франция, Корея, Сингапур, Швеция, Финляндия, Словения и так далее. В них органы государственной власти целенаправленно создают инфраструктуру для приоритетных кластеров, а также определяют объем финансирования. При этом финансирование соответствующей деятельности может также поддерживаться из средств федерального бюджета, в том числе — в рамках реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. При втором подходе, который используется в странах, проводящих либеральную экономическую политику (США, Великобритания, Австралия, Канада), инициатива создания кластеров исходит от самих хозяйствующих субъектов. Органы государственной власти крайне редко участвуют в создании инфраструктуры и финансировании создания кластеров, однако создают систему стимулов для заинтересованности региональных властей, на которых возлагается ответственность за эффективность функционирования создаваемого кластера. Я думаю, что мы должны взять лучшее от обоих подходов: проявить собственную инициативу по развитию научно-образовательных кластеров и вписать ее в общенациональный тренд инновационного развития. Это привлечет в Новосибирскую область средства федеральной поддержки, а также позволит укрепить позиции крупнейшего образовательного центра Сибири, действительно соответствующего мировым тенденциям.

Звучит неплохо.

Главное, чтобы это действительно звучало, и это уже ваша задача (улыбается). Я, конечно, имею в виду СМИ, ведь огромное влияние на формирование имиджа региона оказывают частота и содержание упоминаний о регионе в национальных средствах массовой информации. Многие исследователи видят причину затруднений в повышении привлекательности региона в том, что далеко не всегда регионы понимают значимость и необходимость системного продвижения положительной информации о регионе — того, что специалисты называют «информационным маркетингом». Распространение информации о регионе предусматривается через посетителей региона, через представителей власти, через посещающие регион официальные делегации, через выставки, ярмарки, конференции, другие информационные миссии, в которых регион принимает участие, через торговые представительства региона, представительства зарубежных стран в регионе, туристические фирмы и так далее. Очень важно не только содержание информационных сообщений, но и интенсивность появления этих сообщений. Упоминания о регионе в центральной прессе призваны если не обеспечить его идеальный образ, то хотя бы проинформировать общественность о регионе. Словом, какой бы подход к формированию своего образа ни был выбран регионом, он не оставит без внимания необходимость в информации. СМИ всегда будут «четвертой властью» в стране, в том числе и на поле региональных войн. И Новосибирск должен одержать в этой борьбе абсолютную победу — во всяком случае на территории Сибири. Все возможности у нас для этого есть.