В современном мире нужно постараться, чтобы ненадолго остаться в тишине

2 / 2017     RU
В современном мире нужно постараться, чтобы ненадолго остаться в тишине
Павел Малетин гроссмейстер, президент Федерации шахмат Новосибирской области
Что способствует популяризации шахмат в России, как данный спорт меняет жизнь и сознание людей, почему сегодня шахматы – это престижно и модно, а также в чем отличие женской интуиции от мужской, рассказал Павел Малетин.

СТИЛЬ: Павел, в одном из интервью вы говорите: «Шахматные таланты нужно оберегать и стараться, чтобы система их не сломала» — что вы подразумеваете под системой и как она их может сломать?

ПАВЕЛ МАЛЕТИН: Здесь скорее говорится не о том, что начинающих шахматистов может что-то «сломать», а о том, что они могут недополучить необходимой поддержки со стороны общества. Когда родители замечают у ребенка тягу к этому виду спорта, они видят заинтересованность малыша, возможно, его талант, то встает вопрос об организации некоего сервиса, который поможет вывести ребенка «в люди». Сервис включает в себя несколько аспектов: профессиональный тренер, подходящее помещение, необходимое оборудование, регулярное присутствие в соревновательной среде — в общем-то, и всё. Этого будет достаточно, чтобы детский талант развивался в комфортных условиях. Но в реальности свести все эти факторы в единую систему в рамках даже одного региона — в данном случае Новосибирской области, не всегда получается.

Владимир Путин на пресс-конференции 2016 года сделал акцент на том, что шахматный спорт необходимо развивать. Наша местная власть поддерживает ваши инициативы и наставления президента?

Существует как государственная, так и коммерческая область развития шахмат. Под последней подразумевается открытие и обеспечение всем необходимым платных шахматных школ, проведение индивидуальных занятий, организация подобного досуга в детских садах. Но все-таки большая часть шахматного спорта поддерживается благодаря государственному бюджету — в этом сегменте выступают общеобразовательные школы, где дети бесплатно имеют возможность заниматься шахматами. В Новосибирске этой возможностью пользуются около 70 школ. Также в ДЮСШ технического, экстремального, интеллектуального спорта функционирует отделение шахмат. Поддерживается этот вид спорта не только на детском уровне, но и на высшем — в прошлом году местное правительство оказало финансовую помощь команде мастеров Сибири. В итоге мы имеем хорошую основу для движения вперед, как со стороны частного сектора, так и со стороны государства, но всегда есть к чему стремиться. Например, я сторонник того, чтобы в каждом регионе была хотя бы одна специализированная шахматная школа, с хорошим составом тренеров, своими площадками, бюджетом для поездок на соревнования, — таковой школы в НСО нет. Мы активно сотрудничаем с департаментом спорта и министерством образования — есть понимание проблемы, и мы совместно ищем пути их решения.

Шахматы поддерживаются во многих престижных школах и вузах. Почему сегодня этот спорт становится модным и престижным, тогда как несколько лет назад считалось, что этот спорт для «ботаников»?

Сегодня действительно происходят изменения в сознании людей, в том числе и по отношению к шахматам, чему способствуют несколько факторов. Во первых, о шахматах действительно стали много говорить и писать СМИ — раньше такого не было. В настоящее время каждое масштабное событие шахматного мира освещается на телевидении, в газетах, журналах, на радио. Известные шахматисты в качестве уважаемых людей в обществе были всегда — просто о них никто не знал. Сейчас население России стало узнавать, что в шахматы, например, играют: Аркадий Дворкович — заместитель председателя Правительства Российской Федерации, Владислав Кошкин — генеральный директор ОАО «Сибмост», Эдуард Таран, который является нашим генеральным партнером, — основатель и президент РАТМ Холдинга. Это успешные и уважаемые люди, к мнению которых прислушиваются. Во вторых, если говорить о региональном развитии, деятельность нашей шахматной федерации помогает населению ближе познакомиться с данным видом спорта с помощью различных мероприятий. И в третьих, российская шахматная школа всегда являлась одной из ведущих школ в мире — это наследие советского времени, где наши шахматисты занимали первые места чуть ли не на всех мировых соревнованиях. Поэтому с каждой стороны — спортивной, организационной, творческой, информационной – процесс развития шахмат поддерживается, благодаря чему эта сфера становится более популярной.

Может ли такой повальный интерес изменить общее состояние социума?

Безусловно. Это является некой сверхзадачей шахмат как спорта — попробовать изменить не только состояние социума, но и сознание каждого отдельного человека, конечно, в позитивном ключе. Если дети продолжать выбирать шахматы в противовес бесконечному «шатанию» по дворам, вы же понимаете, многое может измениться.

А вам не кажется, что современные дети (во многом благодаря родителям) отдают предпочтение шахматам, устав от постоянного информационного пресса? Сегодня слишком много «шума» вокруг.
Вполне возможно, ведь шахматы сильно затягивают, когда начинаешь вникать в их суть. А когда тебя что-то увлекает, ты развиваешь в себе способность сосредотачиваться на объекте, отсекая лишние посторонние шумы, — этот навык необходим не только в шахматах, но и в жизни. В современном мире нужно постараться, чтобы ненадолго остаться в тишине.

От чего зависит успешность шахматиста?

От пяти основных факторов: врожденный талант, колоссальная работоспособность, моральная поддержка внутри семьи, выстроенная система продвижения начинающих шахматистов в стране и финансовые ресурсы. И конечно, время и силы, потому что порой ко мне приходят обучаться дети, которые настолько завалены заданиями в школе, что шахматы могут выступать в их жизни исключительно в формате отдыха, но никак не на профессиональном уровне. В то время как в той же Норвегии, откуда родом нынешний чемпион мира по шахматам Магнус Карлсен, детям до старших классов даже не ставят оценки.

На каком месте сейчас находится Россия в шахматном мировом сообществе?

Сразу хочется ответить, что на первом (смеется). Но если говорить объективно, то время советских шахматистов, безоговорочно покоряющих мир, уже прошло, что для нас, конечно, не привычно. Уже много лет подряд мы не занимаем первые места на международных олимпиадах, вторые постоянно, а первые пока принадлежат представителям других стран. Но стоит помнить, что многие советские тренеры в свое время разъехались по миру, и сейчас там воспитывают чемпионов.

Вы в одном из интервью говорите, что шахматы — это больше интуиция, чем логика. Следуя стереотипам, тогда это должен быть женский спорт…

По моему мнению, то, что интуиция — удел женщины, а логика — мужчины, действительно, не больше чем стереотип. Возьмем тех же художников или музыкантов — мужского пола на порядок больше в данных сферах, чем женского, а это все-таки искусство — чисто интуитивная среда. Я видел много работоспособных ребят, которые, играя в шахматы, действовали исключительно логически — по книжкам, и больших успехов они не добивались. Мне кажется, что женская и мужская интуиция в этом деле отличаются — у мужчины она более сконцентрирована, более направленная на конкретное действие, а точнее, на результат. Мужчина формирует всю свою творческую энергию на достижение определенной вершины, а у женщин немного другие жизненные приоритеты, они проще относятся к проигрышам, как во время шахматных чемпионатов, так и в жизни. По этому вопросу даже проводились исследования, где выяснилось, что порой у сильной половины человечества желание показать наилучший результат граничит с безумием и принимает болезненные формы. Нужно учиться справляться с таким состоянием.