Портал в космос

/ 2017     RU
Портал в космос
Алексей Поляков астроном-любитель с 20-летним стажем, профессиональный фотограф
Астрономия — это желание прикоснуться к чему-то высокому.

СТИЛЬ: Алексей, насколько астрономия — популярное хобби в России?

АЛЕКСЕЙ ПОЛЯКОВ: В Новосибирске на полтора миллиона населения приходится человек двадцать астрономов любителей — из тех, кто серьезно увлекается астрономией. В этом смысле мы, конечно, проигрываем Западу. Я помню, году в 98 м или 99 м мне в руки попал журнал Sky & Telescope и там я увидел отчетный снимок с одной из астропати в Америке: на ней стояли человек двести, и каждый со своим телескопом. Я сначала подумал, что съехались астрономы со всей страны, но оказалось, что все это жители одного города, который меньше Новосибирска раз в пять. В США каждая пятая семья имеет дома телескоп, и это нормально — вынести его на задний двор и посмотреть на звезды. У нас, если ты вынесешь в город телескоп, люди будут оборачиваться, фотографировать тебя на телефон и спрашивать, не видел ли ты маленьких зеленых человечков.

Почему так?

Во многом это зависит от уровня жизни. В лихие годы — а лихие годы у нас постоянно — людям наиболее понятны приземленные хобби: охота, рыбалка. То есть то, что можно применять в быту. А астрономия — это хобби интеллектуальное, желание прикоснуться к чему-то более высокому.

Что это тебе дает?

Это отдушина, в которой я получаю моральное удовольствие. Каждый день бешеный круговорот дел: семья, работа — ритм жизни сумасшедший. И вдруг «дали небо»… Я уезжаю за 50 километров от города, ставлю телескоп, и — вау! — другие галактики! Внезапный скачок от суетной земной жизни до глобальных сфер. Как только начинаешь задумываться о масштабах происходящего там, всё, в чем ты вращаешься здесь, кажется таким мелким. Человек, царь природы, венец творения — по астрономическим меркам всего лишь молекула, которая со всей своей цивилизацией ничего не может противопоставить космическим силам. Соответственно, и собственные проблемы и переживания кажутся менее значимыми.

Этими эмоциями ты хочешь поделиться во время своих акций тротуарной астрономии?

Я хочу, чтобы люди снова начали мечтать о звездах и во время «тротуарок» в Первомайском сквере добрых полторы тысячи человек за один вечер смотрели в объектив моего телескопа.

Какие у них были впечатления?

Ты знаешь, люди разные. Кто-то посмотрел и тут же забыл, кто-то рассказал об этом дома, кто-то пришел и загуглил, что такое кольца Сатурна, кто-то нашел меня в соцсетях и спросил, когда можно будет еще посмотреть, а кто-то купил маленький телескоп, чтобы показать звезды и планеты своим детям. Так или иначе, для каждого человека взгляд в космос — это шаг за пределы того, что он видел раньше. Когда в детстве мы начинаем познавать этот мир, то задаем миллионы вопросов, а взрослея, костенеем, обрастаем черепашьим панцирем — ничем нас уже не удивить. И вот идет такой взрослый человек в своем панцире, а ему вдруг раз — Сатурн, Юпитер, лунные кратеры и горы! Такой портал в космос: планеты и звезды, казавшиеся бесконечно далекими, прямо сейчас здесь — в Первомайском сквере.

Наверное, в планетарии покажут и не такое. Да еще и профессионально все объяснят.

Новосибирский планетарий для нас, любителей астрономии, тема больная. Изначально он задумывался как детский астрофизический центр с мощными телескопами — где можно было бы заниматься если не научной деятельностью, то уж точно очень серьезной любительской. Но из-за неграмотной проектировки здания получилось не совсем то, что хотели. Там есть проблемы с термостабилизацией: теплый воздух, выходящий из башни, портит картину наблюдений – изображение дрожит, как будто телескоп поставили перед мангалом. Сейчас планетарий реализует свой потенциал процентов на десять: работает как кинотеатр и как площадка, где можно провести день рождения, корпоратив и покататься на чертовом колесе. Я не говорю, что это плохо. Даже здорово — ты пришел, полежал, посмотрел фильм. Но совсем не то, что ты видишь своими глазами. Глядя на Луну, Юпитер или Солнце вживую, ты ощущаешь сопричастность с происходящим, понимаешь, что прямо сейчас оттуда, из космоса, фотоны света летят тебе на сетчатку.

Что можешь предложить ты?

Сейчас я развиваю работу со школами: загружаю свое оборудование в машину и в этой обсерватории на колесах приезжаю на школьные занятия. Таким образом, учителям не надо вывозить целый класс на другой конец города, а дети в режиме реального времени смотрят на звезды. Я уже провел несколько занятий — интерес у ребят огромный.

Какое у тебя оборудование?

Это самое крутое за Уралом оборудование, находящееся в любительских руках. Можно сказать, я собрал настоящую солнечную обсерваторию, где мы можем наблюдать солнце в разных волновых диапазонах. Аналогичную картинку можно увидеть в Иркутской солнечной обсерватории, но туда просто так не попасть. В Новосибирском планетарии тоже есть хромосферный телескоп, но по качеству изображения моя техника явно на голову выше.

Почему обсерватория солнечная? Солнце вдохновляет тебя больше всего?

Пожалуй, да. Хотя в обычном телескопе Солнце выглядит довольно скучно: обычный светящийся диск, пятна, гранулы. Но когда ты смотришь в хромосферный телескоп, то видишь огромные протуберанцы, вспышки, спикулы — гигантское количество деталей, и всё в постоянном движении! Причем в разных диапазонах Солнце разное: в линии водорода мы видим одну картину, а в линии кальция мы, как на рентгене, проникаем через нижние слои хромосферы и наблюдаем уже совершенно другую структуру. Я снимал анимации, показывающие космические скорости изменения солнечной погоды: любая, самая ничтожная вспышка на Солнце в миллионы раз мощнее всего ядерного потенциала Земли. Когда я смотрю на этот океан живого водорода, вижу, как беснуется плазма, — это непередаваемое чувство.

Ты действительно можешь все это показать?

Я сравнивал изображение со своего телескопа с картинкой космической обсерватории SDO — это проект NASA, который стоит миллиард долларов. SDO выигрывает по разрешению, ведь в космосе нет атмосферы, но все основные детали ты увидишь и в мой телескоп. Я накладывал анимационные изображения одно на другое — можешь сравнить. По-моему, это очень круто, когда ты в своем дворе видишь почти то же самое, что видит спутник NASA, — чувствуешь свою сопричастность к чему-то очень масштабному и высокотехнологичному.

Как ты относишься к экспериментам правительства с астрономией в школьной программе?

Я рад, что астрономия возвращается. Наверное, сверху пришло понимание, что только торговать газом и покупать айфоны — это не комильфо и надо ставить перед собой более высокие цели. Но многое зависит от подачи материала. Сегодня все можно посмотреть на YouTube: моему старшему сыну уже даже учитель по литературе говорит, что книжку можно не читать, достаточно посмотреть фильм. А уж снимков и видеороликов с телескопа Hubble в сети миллионы. Но по-моему, это не образование, а «веселые картинки». Астрономия — естественная наука, и мне бы очень хотелось, чтобы уроки астрономии были живыми, чтобы у преподавателей горели глаза. Но ведь не каждый учитель может привезти на урок хромосферный телескоп. А я могу привезти и с удовольствием все рассказать и показать. Давайте смотреть на звезды вживую, давайте снимать таймлапсы, давайте изучать теорию и практику о жизни в космосе в режиме онлайн — сейчас для этого есть потрясающие возможности!
А ведь еще 20 лет назад их не было. Почему ты сам тогда увлекся астрономией?
К звездам я пришел не сразу, но меня всегда интересовало, что находится за пределами нашего мира. В первом классе я попросил маму купить мне микроскоп и разглядывал в него каплю воды из аквариума — для меня это была целая новая вселенная. Потом я впервые вооруженным глазом посмотрел на Луну, и даже не в телескоп, а с помощью геодезического инструмента теодолита. Он увеличивал Луну всего в двадцать раз, но уже этого хватило, чтобы увидеть горные цепочки и кратеры, я совсем по-другому взглянул на спутник Земли, который всю мою жизнь просто висел на небе то тут, то там. В старших классах я заработал денег и купил с рук маленький подержанный телескоп. В него я уже наблюдал, как меняются детали рельефа Луны в каждой новой фазе, увидел облачные пояса Юпитера, Галилеевы спутники — Ио, Европу, Каллисто и Ганимеда. И я чувствовал себя Галилеем, который впервые навел на Юпитер свой телескоп в 1610 году и зарисовывал то, что видел. Я тоже рисовал, для меня все это было путешествием в параллельный мир, в котором 24 часа в сутки, 365 дней в году происходит потрясающее представление: летят кометы, крутятся астероиды, взрываются сверхновые! И чтобы все увидеть, достаточно купить маленький телескоп за 15 тысяч или для начала хороший бинокль. Оптика — потрясающая вещь. Она позволяет своими глазами увидеть то, что мы не видим просто так: и вселенную в луже воды, и туманность за миллионы километров отсюда. Достаточно лишь иметь готовность не просто поглощать то, что придумали другие, а стремиться самому познать, что находится за горизонтом.

Ты загадываешь желания на падающие звезды?

Это уже что-то из области астрологии, а астрономия и астрология не очень дружны. Астрологи спекулируют на том, что человек не знает, как там все устроено, не знает своего места в архитектуре жизни. Они говорят «Звезды так встали» или «Сегодня Венера в таком-то созвездии», потому что людям удобно списывать ответственность за свою жизнь на высший разум и высшие сферы. А ты подумай, что если представить наше Солнце в виде яблока, то Земля будет песчинкой меньше миллиметра в 15 метрах от этого яблока, а ближайшее «яблоко» (звезда, такая же, как Солнце) будет находиться в 2000 метрах отсюда. При таких расстояниях абсолютно все равно, в каком созвездии Венера, — с этих звезд нас никто не услышит. Поэтому астрологию я считаю бизнесом, построенным на незнании, и это очень ограничивает людей. Давайте лучше стремиться узнавать достоверную информацию, просвещаться, открывать для себя новые миры и ставить высшие цели. Вот тогда человек действительно сможет с гордостью сказать, что он — венец творения.