Прибыль бизнеса – это отражение ценности продукта

3 / 2017     RU
Прибыль бизнеса – это отражение ценности продукта
Владимир Маринович профессиональный стартап-менеджер, председатель совета директоров бизнес-школы «ВВЕРХ», экс-генеральный директор и акционер компании «GetTaxi»
По каким критериям можно распознать настоящего бизнесмена, как мыслить, чтобы стать миллиардером, и какие три вопроса нужно задать человеку, пришедшему на собеседование в вашу компанию.

СТИЛЬ: Сегодня практически вся молодежь занимается бизнесом — это хорошо?

ВЛАДИМИР МАРИНОВИЧ: Они не занимаются бизнесом, большинство из них лишь говорит о том, что они занимаются бизнесом. Потому что ходить на семинары «Бизнес-молодости» и создавать собственный проект — это разные вещи. Хочу отметить, что ко всем продуктам «Бизнес-молодости» у меня абсолютно нормальное отношение, потому что они действительно дают методологию. Но главный продукт этого ресурса, прежде всего, та энергия, которую молодежь получает на тренингах: мы вместе, мы сможем, мы сделаем это. Но когда заканчиваются деньги, которые дали родители для прохождения курса, запал угасает. И дальше мы можем видеть, что из ста человек, которые начали свой путь к созданию бизнеса, получается у двух-трех. Это абсолютно нормально — наш рынок никогда не будет «перенаселен» бизнесменами, так как в любом случае держат свои позиции лишь те, кто заряжен на успех, у кого есть цель и он идет к ней — а не тот, кто думает, что с помощью своего магазина/кафе/автомастерской сможет легко заработать «бабла». Даже чисто физиологически предпринимателями становятся три человека из ста — ни пять, ни десять, а всего три. Потому что бизнес — это серьезная физическая и эмоциональная нагрузка, это стресс. А люди не хотят находиться в стрессовых ситуациях.

По каким критериям можно понять, что человек действительно занимается бизнесом, а не думает, что занимается им?

Он создает продукт, который отвечает двум главным качествам: первое — он делает то, что ему нравится, второе — люди оценивают это и приносят ему доход. Истинный критерий, позволяющий определить успешность бизнесмена, — размер его чистой прибыли. А прибыль — это отражение ценности. Если ты даешь много ценности — получаешь высокую прибыль, даешь маленькому количеству людей много ценности — выходит высокий средний чек, но сама прибыль мала. Формула проста. Ценность — это возможность человека решить свою проблему с помощью твоего продукта. К примеру, когда ты покупаешь дрель, то твоя ценность — это дырка в стене, когда ты приобретаешь Ferrari, твоя ценность — быстрая езда. Сам по себе предмет — ничто, значение имеет лишь та польза, которую ты можешь из него извлечь.

То есть, если бы другой автомобиль мог бы развивать ту же скорость, что Ferrari, люди отдавали бы предпочтение ему?

Да, особенно если бы он стоил хотя бы в полтора раза дешевле. Например, Tesla — какова ценность автомобилей этого бренда? Их две: первая — «я инноватор», вторая — «я экологист». Поэтому люди, покупающие автомобили Tesla, ни на одну секунду не приобретают средство передвижения.

Люди, стоящие у истоков создания бизнеса, какие вопросы должны себе задать, чтобы этот проект был успешен?

Для какого сегмента покупателей я собираюсь работать, и какую ценность я хочу продавать. Но, поймите правильно, если ты будешь рассуждать — как сделать конкурента для компании Apple, ты никогда не создашь хороший продукт. Нужно думать так, как Стив Джобс, — в то время как весь мир нажимал на кнопки, он сделал touch screen. Хотите стать миллиардером? Посмотрите в окно — на улице стоят сотни грязных машин, найдите себе в партнеры какого-нибудь химика, изобретите состав, который при покрытии автомобиля навсегда защитит его от воздействия воды, грязи и пыли. Всё, вы — миллиардер.

Какие области для создания бизнеса сегодня наиболее успешны?

Это, безусловно, онлайн-сфера. Более того, через несколько лет много людей могут остаться без работы только потому, что они не захотят работать онлайн — офлайн они будут просто никому не нужны. И уже сейчас нужно развивать необходимые для этой отрасли компетенции, в частности анализ данных, так как основное слово для развития бизнеса в интернете — это конверсия.

Тема вашего тренинга в Новосибирске — «Команда мечты». Расскажите, как сформировать хороший коллектив.

Сегодня работодателей не интересует опыт работы соискателя, для всех важно — что он может принести в этот бизнес. Но дело в том, что у большинства людей нет понимания того, что они должны давать какой-то результат, они лишь знают, чего хотят — приходить на работу утром, уходить вечером, получать оклад вкупе с премиальной частью. Именно поэтому они не могут найти работу. Для начала нужно создать список вещей, в которых вы результативны, — не думать о том, чего хочешь, а думать о том, какую пользу можешь принести. Если вы устраиваетесь в компанию, занимающуюся продажей стирального порошка, придя на собеседование, скажите: я смогу продать ваш продукт в таком-то количестве в такие-то сроки. Продавайте результат. При этом не стоит уповать на те черты личности, которые даны вам от природы, — необходимо постоянно обучаться, именно это даст вам возможность быть все более и более результативным.

Какие три вопроса должен задать предприниматель соискателю при проведении собеседования?

Первый вопрос — почему он хочет работать именно в вашей компании. Второй вопрос — каким достижением он может похвастаться в любом виде деятельности. Это должно быть то, что он, по его мнению, делает наилучшим образом, — это даст вам возможность понять приоритеты человека. И третий — готов ли он реально много работать. Потому что я, как предприниматель, не хочу, чтобы мой сотрудник в 18:00 закрыл ноутбук и пошел домой, когда в нем есть необходимость.

Но ведь не каждый наемный сотрудник готов интенсивно работать за чужое дело.

В этом и состоит талант бизнесмена. «Фишка» руководителя не в том, чтобы лучше всех продавать свой продукт, а в том, чтобы собрать команду людей, способных лучше всех продавать этот продукт. Ведь в первом случае — вы продаете на миллион, а во втором случае — на миллиард. Поэтому основной задачей предпринимателя является именно формирование успешной команды.