Театр – это уж точно не развлечение

3 / 2017     RU
Театр – это уж точно не развлечение
Филипп Григорьян российский режиссер и художник-постановщик, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска»
Московский театральный гость, участник и победитель ряда престижных общероссийских театральных конкурсов, делится мыслями о том, что такое театр, о положении режиссера-постановщика и о роли Министерства культуры в конфликтах на местах.

Новость:
«В Самаре состоялась премьера спектакля под названием «Приключение футбольного мяча»

Как известно, можно поставить и телефонную книгу. Сейчас ведется множество споров о том, что же такое современный театр, а в частности, как установить рамки и границы между театром и перформансом? По моему мнению, этой границы быть не может, поскольку перформанс — это не отдельный вид искусства, а некая театральная форма. Возможно, художники будут яро протестовать, но мне кажется, это так. Из театра вообще вышло много того, что сегодня для нас является обыденными вещами со своей историей и традициями.

Театр может позволить себе многое, в том числе и ставить спектакли о неодушевленных предметах, как, видимо, в этом случае. И, конечно, театр не может быть подвержен цензуре — на сцене возможно все что угодно, кроме насилия над волей человека. Просто люди, приобретающие билеты, должны понимать, за что они платят: предупреждения об откровенных сценах, нецензурной брани должны стоять на билетах или в программках. Должен быть возрастной ценз, определяющий, для какой возрастной аудитории постановка. Сейчас это все есть, поэтому ни о какой цензуре не должно быть и речи.

Новость:
«При Министерстве культуры создана рабочая группа для решения спорных и конфликтных вопросов в театральной среде»

Бюрократии же нужно «плодиться и размножаться». Эти люди сами изобретают проблемы, чтобы потом их решать. Если говорить о конфликтных вопросах, подобных новосибирскому «Тангейзеру», то я убежден, что Министерство культуры не должно иметь к таким темам никакого отношения, особенно в контексте решения проблемы посредством снятия с должности руководителя театра. Вопрос так не должен решаться, здесь не поможет никакая рабочая группа. Должна быть организована определенная система, где проблемы городской культурной среды решает муниципалитет, а не Министерство культуры.

Новость:
«Автору «50 оттенков серого» предложили превратить свою трилогию в мюзикл»

Почему нет? Это коммерческий проект, который, благодаря своей теме, очень хорошо продается. Но только с театром это не имеет ничего общего — это чистый бизнес. За время постановки подобного мюзикла может смениться несколько режиссеров, потому что такие вещи не являются продуктом одного создателя, задача продюсеров — сделать коммерчески выгодную постановку.

Новость:
«Госдума приняла законопроект об охране авторских прав режиссеров-постановщиков»

На самом деле это все полумеры, вопрос намного глубже и серьезнее, чем может показаться. Приведу пример: гарантированный процент с проката спектакля получают все: художники по костюмам, композиторы, сценографы, хореографы – все, кроме режиссера. Когда сбор с хорошего московского спектакля составляет два миллиона рублей, а таких постановок в месяц выходит три-четыре, хорошо ли зарабатывают те, кто занимался организацией спектакля, если их оклад составляет от полутора до четырех процентов? Думаю, да. В то время как режиссеры получают лишь определенный гонорар, который, не сказал бы, что в разы превышает процентную часть остальных участников процесса. Но ведь именно режиссер сводит все линии в одну, чтобы постановка получилась, чтобы все элементы объединились в целое. Поэтому, конечно, спасибо, что теперь отрывки моих спектаклей не будут играть где бы то ни было без моего ведома, но, понимаете, это ведь сложно доказуемо. В мелодии можно изменить каждую пятую ноту, и она уже не будет являться оригинальным произведением, так же как и элементарно скорректировав пару слов или фраз, мы получим абсолютно новый текст. В полной мере это не защищает режиссеров от плагиата и не решает насущные вопросы, о которых говорилось выше. А вообще, подобными темами должна заниматься Гильдия театральных режиссеров России, но, по-видимому, ее участники не в силах изменить систему или просто в этом не нуждаются.

ТЕАТР – ЭТО…

«Уж точно не развлечение. Это, скорее, переживание реальности. Ведь именно этим театр отличается от всех видов искусства. Мы в реальном времени можем видеть процесс проживания людьми той или иной ситуации, мы можем проживать ее вместе с ними. У человечества существуют три способа познания мира — эмпирический, духовный и эмоциональный, к которому относится искусство. Театр — это ваша жизнь в тот момент, когда вы сидите в зале. Это уникальная возможность исследовать себя через свои собственные эмоции — и это лишь одна из его граней».

ОБ «ИЛЛЮЗИИ»

«13 апреля на сцене театра «Красный факел» состоится премь-ера спектакля «Иллюзия», где я выступаю в качестве режиссера, а также художника-постановщика. Чтобы глубже понять смысл этого произведения, нужно окунуться в историю и посмотреть, в контексте каких событий оно было написано. XVII век — начало перехода из эпохи классицизма в эпоху барокко, но одновременно с этим и время масштабных открытий. Люди внезапно получили много новой информации, но не представление о том, как в ней ориентироваться. Представьте, люди жили на твердой стабильной почве, у каждого было четкое предназначение и представление о мире. И вдруг все это заканчивается: Земля оказывается круглой, а ученые находятся в поиске нулевого меридиана — и выходит, что то, чего не знают люди, становится значительно больше того, что они знают.

Сюжет пьесы заключается в том, что отец по имени Придаман ищет своего сына Клиндора, сбежавшего от него, потому что родитель плохо с ним обращался. Спустя время некий волшебник показывает Придаману жизнь его сына, на которую отец уже не может оказать никакого влияния. Зритель видит на сцене историю, в которой есть напоминание об основополагающем библейском сюжете — об Отце, Святом Духе и Сыне, объединенных отцовской любовью. Но в пьесе Корнеля, несмотря на аллюзии, все идет, разумеется, по своим собственным законам. Можно раскрыть небольшой секрет: отец и сын до конца спектакля так и не встретятся, а что и как их разъединяет, вы сможете узнать уже совсем скоро на сцене театра «Красный факел». Могу лишь отметить, что в этом произведении вы сможете узнать себя».