Что нужно знать родителям о здоровье детских зубов?

4 / 2017    RU
Зачем лечить молочные зубы, к какому стоматологу – детскому или взрослому – вести подростка и как вовремя поймать кариес, рассказывают специалисты отделения детской и подростковой стоматологии клиники UMG Юлия Коган и Надежда Николаенко.

Особенности молочного прикуса

В отличие от врачей для взрослых, которые работают с полностью сформированными зубами, детские стоматологи имеют дело с организмом, находящимся в процессе динамического развития. Эмаль молочных зубов очень тонкая и не всегда может надежно защитить внутренние ткани от внешнего воздействия, при этом пульпарная камера, которая заключает в себе выступающую над десной часть пульпы зуба, довольно широкая и достаточно близко подходит к поверхности зуба, поэтому кариес молниеносно переходит в пульпит. Махнуть рукой на проблему в надежде, что временные зубы все равно сменятся постоянными, нельзя: инфекция может перекинуться на зачатки постоянных зубов и те прорежутся уже с кариесом или не прорежутся вовсе. Чтобы поймать кариес на ранней стадии, желательно приводить ребенка на профилактический осмотр не реже, чем раз в 4 месяца: во-первых, малыш постепенно привыкнет к своему доктору, а во-вторых, небольшой кариес лечится безболезненно, а это значит, что не нужно будет ставить укол, которого так боится каждый ребенок. Перед лечением рекомендуется сделать компьютерную томограмму, которая позволяет выявить скрытые очаги инфекции на молочных зубах и зачатках постоянных, количество зачатков и их положение, примерное время их прорезывания. Кроме того, 3D-томограф в клинике UMG позволяет оценить состояние лор-органов и провести анализ вертикальных и горизонтальных пропорций лица для диагностики в ортодонтии. «Хорошо, что в команде UMG работают смежные специалисты – я всегда могу пригласить детского лора, хирурга или ортодонта, чтобы вовремя предотвратить любые проблемы в развитии прикуса, разработать оптимальную тактику лечения на каждом этапе взросления», – комментирует детский стоматолог Юлия Коган.

Юлия КоганВаш первый доктор

«Ваш», потому что детский стоматолог во время приема всегда ведет двойной диалог – с маленьким пациентом и с его родителями. Задача – завоевать доверие, которое необходимо для качественной работы, ведь, в отличие от взрослого, ребенка так легко напугать. Поэтому к каждому малышу врач должен найти свой подход. «Если честно, то я всегда представляю, что у меня в кресле сидит мой ребенок, и думаю, как бы я вела себя с ним», – улыбается Юлия Коган. Она отмечает, что знание детской психологии в ее профессии имеет значение не меньшее, чем знание анатомии и физиологии. Врач должен заинтересовать ребенка так, чтобы малыш, увлеченный тем, как ему «мажут десну вареньем» и «капают волшебными капельками», даже не заметил, как ему поставили укол. Потом ему говорят, что теперь зубки надо посчитать и помыть водичкой из душа, и пока ребенок считает или смотрит любимый мультик по телевизору над головой, врач и ассистент, понимая друг друга с полуслова, проводят все необходимые процедуры. За терпение и храбрость малыш получает подарок, и теперь, найдя контакт с ребенком, врач может постепенно усложнять лечебные задачи.

В одной команде

А что же папа или мама, которые, как мы помним, тоже находятся в кабинете стоматолога? Если родители решили, что они доверяют врачу, то главная их задача – не вмешиваться в процесс лечения и не усиливать напряжение ребенка фразами «Тебе не будет больно, тебе не будет страшно». Идеально, если папа и мама работают с доктором в команде: помогают ему своим авторитетом у ребенка, а также фиксируют полезную информацию, которую сообщает им врач.

Иногда очень занятые родители просят доктора вылечить ребенку все больные зубы за один раз. Делать это не рекомендуется. Во-первых, ребенок устанет, а во-вторых, в большом объеме работы могут встретиться сложные моменты, требующие детального подхода. А в-третьих, не стоит забывать об анестезии. Для большинства процедур вполне достаточно маски с закисью азота (стоматологи еще называют его «веселящий газ») и укола с обезболивающим, чтобы ребенок ничего не почувствовал. При больших же объемах работы, особенно для самых маленьких детей, врач может рекомендовать лечение во сне. Несмотря на то, что многие родители сами просят провести лечение под общим наркозом, врачи твердо стоят на своей позиции: применение общего наркоза должно быть обоснованно и требует самого ответственного подхода. Процедуры под общим наркозом проводятся в операционной. Перед этим необходимо предоставить справку о состоянии здоровья от педиатра, результаты ЭКГ и общего анализа крови. Основываясь на этих данных, анестезиолог подберет для ребенка дозировку, исходя из его возраста, веса, длительности процедуры и других показателей.

Надежда НиколаенкоУже не дети, еще не взрослые

Понятие «трудный возраст» есть и в стоматологии:  в 12–14 лет временный прикус уже полностью меняется на постоянный, но лечить зубы у врача для взрослых еще нельзя. Дело в том, что подростковые зубы еще не полностью сформированы: стенки зубов еще не окрепшие, пульповая камера незрелая, корневые каналы развиты не до конца. Кариес на таких зубах проявляет себя все еще агрессивно, и угроза быстрого развития пульпита сохраняется. А лечение пульпита в этом возрасте – очень ответственная процедура. Поскольку верхушечные отверстия корневых каналов у подростков открыты, то существует риск травмировать зону роста канала, вследствие чего он так и не сформируется окончательно. Кроме того, при неправильном лечении инфекция может попасть на кость и зуб никогда уже не разовьется до конца – в перспективе это грозит его ранним удалением. По тем же причинам в подростковой стоматологии существуют специальные антисептики для корневых каналов. Поэтому лечение корневых каналов у подростков рекомендуется проводить только под микроскопом! Впрочем, эта рекомендация касается и лечения кариеса: при лечении под микроскопом можно максимально сохранить здоровые ткани зуба, а значит, и его жизнеспособность, даже если он сильно разрушен. Это очень важно, так как до 18 лет подросткам нельзя ставить ни имплантаты, ни коронки. В таких случаях помогает 3D-томография, позволяющая оценить перспективы зуба, а также сформировать место под будущий имплантат, если это необходимо. Все время, пока зубочелюстная система находится в стадии формирования, врачи используют только композитные вкладки и полукоронки. И даже пломбы подросткам ставят специальные – адаптирующиеся к изменениям формы зуба в процессе его роста.

Так какой же врач может работать с подростками, учитывая особенности растущего организма? Отвечает подростковый стоматолог Надежда Николаенко: «Лечение подростков может проводить доктор, имеющий сертификаты взрослого и детского специалиста и прошедший дополнительное повышение квалификации». Дополнительное обучение врачу требуется в том числе и для изучения психологии подростков. С врачом, которому подросток доверяет, он охотнее делится своими страхами и переживаниями, например, по поводу внешности. К счастью, в клинике UMG работают лоры, ортодонты, ортопеды и стоматологи-хирурги, которые помогут решить любую проблему – от гнусавого голоса до неровных или «лишних» зубов – и избавить юного пациента от комплексов. Разумеется, проведение любой процедуры согласовывается с родителями подростка.
Приводить подростка на профилактические осмотры рекомендуется не реже, чем раз в 6 месяцев. Регулярные визиты формируют полезную привычку следить за своим здоровьем и беречь результат, достигнутый вместе со стоматологом. Надежда Николаенко отмечает, что в этих случаях ее пациенты сами проявляют интерес к своим зубам и с удовольствием посещают врача-гигиениста, который для каждого подбирает средства для ухода за полостью рта.

И напоследок откроем вам еще один секрет счастливой улыбки вашего ребенка: врач должен любить свою работу. Стоматологи клиники UMG искренне любят свое дело и своих пациентов – и самых маленьких, и тех, кто постарше. Поэтому, уходя от нас веселыми и довольными, ребятишки с удовольствием возвращаются снова, чтобы помочь зубам расти крепкими и здоровыми.

Лицензия ЛО- 54-01-002453 от 23 декабря 2013 г.