Можно сидеть и ждать активного тренда, а можно формировать его самому

4 / 2017     RU
Можно сидеть и ждать активного тренда, а можно формировать его самому
Александр Фридман консультант и бизнес-тренер, управляющий партнер консалтинговой компании Amadeus Group
Каковы базовые и тюнинговые компетенции руководителя? Что важнее – процесс или результат? Чем отличается профессиональный предприниматель от любителя? Подробности в этом интервью.

СТИЛЬ: Александр, вы проводите большое количество мастер-классов по России и миру. Каким образом вы формируете программы мероприятий: на какие факторы опираетесь, дабы узнать актуальность предполагаемой темы для данной аудитории?

АЛЕКСАНДР ФРИДМАН: Существует два подхода к данному вопросу. Первый — действие по запросам аудитории. А второй — формирование спроса с учетом того, что может быть необходимо руководителям в конкретный период времени. Я при составлении программы мастер-класса придерживаюсь второго подхода — можно сидеть и ждать активного тренда, а можно формировать его самому. У меня как у бизнес-тренера существует собственная модель управления, где есть стандарт управленческих компетенций, исходя из которых, я имею возможность предполагать, какой набор компетенций нужен руководителю сегодня. Подведя итог, я не иду от спроса, а даю людям то, что считаю правильным для квалифицированного управления, исходя из своего опыта.

Какой набор компетенций необходим руководителю?

По моему мнению, руководитель — это профессия, овладеть которой может практически каждый. Но стоит учитывать, что к любому направлению деятельности могут быть как способности, так и противопоказания. Например, если я дальтоник, то художником или дизайнером мне стать сложновато. Можно, конечно, но придется приложить бОльшие усилия, чем человеку, имеющему к этому предрасположенность. Или нужно будет чем-то компенсировать свой дальтонизм — быть настолько гениальным, что люди будут покупать мои исключительно черно-белые полотна. Может ли любой человек стать руководителем? Нет, необходимо определенное количество базовых качеств и отсутствие противопоказаний. Прежде чем назначать какого-либо человека на руководящую позицию, желательно проверить эти данные — сделать это помогут диагностические методы оценки личности. Далее уже идет вопрос обучения будущего руководителя — можно сделать это заранее, а можно приобретать необходимые навыки уже по ходу событий, как и бывает зачастую. Здесь на помощь как раз и приходит определенный набор компетенций, потому что компетенции — это инструменты руководителя. В моей системе они разделены на базовые и тюнинговые: базовые — которыми должен профессионально обладать абсолютно каждый управленец, а тюнинговые — которыми он овладевает по мере служебного роста. Они могут быть обусловлены либо должностью, либо сложностью выполняемой работы. К базовым можно отнести такие компетенции, как планирование, делегирование и контроль. Некоторые говорят: «Да все руководители это умеют». Возможно, но вопрос лишь: как? Когда мы говорим о профессиональном управлении, нужно отметить, что многие умеют делегировать только на любительском уровне — интуитивно. Что достаточно легко проверить. Если это профессиональный управленец, для него не составит труда описать свою методику — он с легкостью объяснит, как, для чего и почему нужно делать именно так. И, безусловно, это должно приносить результат.

А от разности понятий — любитель и профессионал – зависит успешность бизнеса?

С моей точки зрения, да. Все зависит от того, где вы играете. Если во дворе, то вам хватит и врожденной спортивности, азарта, мотивации, но если вы выйдете на район или город, то проиграете за неимением необходимых навыков. В данном случае энтузиазм разобьется о профессионализм. Но здесь нужно понимать, что частью профессиональных качеств является и сила воли, и мотивация, и готовность к действиям. И если великолепный эксперт валяется на диване и не может оторвать от него задницу — это непрофессионал.

В вашей системе есть два подхода — к управлению компанией и к управлению подчиненными. Можете ли вы выделить несколько аспектов, что нужно и чего нельзя делать в данных подходах?

Не могу. Это не потому, что я жадный, а просто потому, что я достаточно категорично отношусь к упрощенной модели мира. Поэтому всегда говорю, что работаю только с теми, кто не боится думать, — для любителей комиксов полно других предложений. На мой взгляд, это шарлатанство, так как ни одну профессию невозможно освоить через «15 лайфхаков» или «145 советов». И не важно, ты будущий токарь, слесарь или руководитель. В любом случае сначала есть математическая часть, а затем уже тонкости. Поэтому если ты знаешь механизмы управления компанией и умеешь ими пользоваться — будет тебе благо, если не знаешь — горе.

Но ведь сегодня очень популярно получать какие-либо знания через упрощенные курсы. То есть учиться не пять лет в вузе, а два месяца на тематических тренингах. К чему это может привести?

Честно говоря, мне кажется, что дело даже не в огромной разнице курсов и высшего образования, а в том, что именно преподают. Потому что есть как прекрасные краткосрочные тренинги, дающие реальные знания, так и достаточно бесполезное высшее образование. Давайте порассуждаем. На своих мастер-классах я часто спрашиваю слушателей, есть ли у них первое высшее образование, и если есть, то задаю вопрос: каков главный секрет вашей профессии? И его нет. Потому что даже самый успешный в мире кондитер, создающий великолепные торты, на такой вопрос скажет: главное – любить свое дело. Но ведь это не секрет, ты не можешь пойти и применить его сразу же к любому бизнесу. Это может быть неким мотивирующим фактором, но никак не секретом — вам все равно придется учиться. Значит, никакой тайны нет — есть принципы, технологии и инструменты. К примеру, в профессии токаря есть принцип: металл можно резать более твердым металлом, есть технология: поднести резец к изделию, есть инструменты: циркуль, микрометр, резец. В чем проблема: когда вы изучаете, что делать и как делать, но не изучаете, почему это нужно делать, вы становитесь не хозяином, а рабом инструмента. Когда вы берете решебник по математике, то единственное, что вы можете сделать, — сдать экзамены недалекому преподавателю, но вы не будете знать принципы математики. В менеджменте слишком много переменных, чтобы натаскиваться на решении задач. Поэтому, когда мы идем на упрощенную форму знаний, то начинаем делать всё по определенному шаблону, не объясняющему, почему же мы все-таки делаем именно так.

Почему нельзя к этому же результату прийти опытным путем?

Опыт, не сопровождаемый теорией, позволяет накопить факты, но не позволяет сделать выводы. Профессионализм и опыт — вещи разные, профессионализм возможен без опыта, тогда как опыт невозможен без профессионализма. Допустим, я буду каждый день играть в баскетбол — стану я профессионалом? Нет. У меня, безусловно, улучшится общее состояние организма, я буду чаще попадать в кольцо. Но если после этого меня передать в руки тренера, ему придется заново меня переучивать. Так же и в работе: я обладаю опытом, но не факт, что это оптимальные знания для данной деятельности.

А что важнее — результат или способ, с помощью которого ты пришел к этому результату?

Если мы говорим о профессионализме, то результат должен быть получен правильным способом.

Предположим, что два человека стоят перед стартом собственного бизнеса. У одного мотивация — поделиться с миром тем, что он умеет, например, он круто готовит торты, а у другого — заработать деньги. Кто добьется большего успеха?

При прочих равных вкуснее торты будут у первого, потому что это заложено в его мотивации. Но зачастую бывает, что суперкондитер влачит нищенское существование, потому что он очень хочет, чтобы его торты кушали, а как продать их, он не знает. Он не умеет убеждать покупателя в уникальности его продукта, не умеет рассчитывать цену и не знает, как организовать грамотные поставки ингредиентов. Нельзя утверждать, что человек, желающий накормить всех тортами, добьется безусловного успеха. Я не вижу тут антагонизма, потому что бизнес с душой — это прекрасно, но это лишь желательно, а не необходимо. Поэтому в основу я все-таки вкладываю тот самый профессионализм, который, кстати, не исключает стремление накормить народ вкусными кондитерскими изделиями. Потому что часто данные понятия противопоставляются: дескать, профессионализм – это нечто «холодное», а стремление — «горячее» и оно всегда выигрывает. Нет, это не так.

А человек, имеющий продукт, компетенции и навыки, стоящий на пороге создания бизнеса, какой вопрос должен сам себе задать?

В чем и в какой последовательности мне нужно становиться профессионалом. Вот я стою на пороге создания бизнеса, нужно решить, кем я буду — ремесленником или предпринимателем? Если ремесленником, мне достаточно уметь делать торты, но если я собираюсь их продавать, то мне нужен персонал, которым я буду управлять. Значит, необходимо обучиться предпринимательским навыкам. Нужно понять, с какими квалификациями тебе предстоит столкнуться и в какой последовательности тебе нужно будет применять их в жизни.

Благодарим центр бизнес-мастерства «Харизма» за возможность и организацию данного интервью.