Наша эффективность равна: потенциал минус внутренние ограничения

4 / 2017     RU
Наша эффективность равна: потенциал минус внутренние ограничения
Наталия Долина ведущий российский коуч, генеральный директор Европейского центра бизнес-коучинга
Читая данный материал, «перепрошиваем» свою парадигму восприятия мира, учимся видеть и осознавать реальность, узнаем об актуальных компетенциях руководителей, а также находим свою силу.

СТИЛЬ: Вы занимаетесь коучингом уже более 10 лет, в России его популярность сейчас все больше набирает обороты. Как вы почувствовали потребность в этом знании у наших людей?

НАТАЛИЯ ДОЛИНА: Я всегда стараюсь доверять себе и идти за своим интересом. С коучингом было так же. Несмотря на предположения о возможном росте данного направления, мое движение началось не от разума, а от эмоций, захвативших меня уже с первых дней погружения в эту тему. Во время развития в направлении коучинга начала меняться и моя жизнь. Увидев положительные изменения в своей жизни, я поняла, насколько важно «перепрошить» парадигму восприятия мира. Позже появилось ясное ощущение, что именно за этим и стоит успех в будущем.

Как это — «перепрошить» парадигму восприятия?

Существует два основных жизненных посыла. Первый — нахождение человека в состоянии жертвы. Им управляет ситуация, события, другие люди — он беспомощен и принимает все как есть, а еще постоянно недоволен, так как не имеет желаемых результатов. А второй — понимание человеком того, что та реальность в которой он существует, полностью сформирована с помощью его мышления и действий. Я — это продолжение моей мысли. Когда человек начинает смотреть на жизнь под таким ракурсом, все начинает преображаться. Он становится более наблюдательным, потому что понимает: не только его действия, но и чувства, а также эмоции формируют его окружающий мир. А чем больше он это замечает, тем быстрее это начинает работать. Так у него появляется возможность влиять на реальность — создавать свою жизнь именно такой, какой он хочет ее видеть. Но помимо этого понимания необходимо иметь инструменты, с помощью которых человек выстраивает взаимоотношения с внешним миром, бизнесом, людьми. Именно такие инструменты и дает коучинг. Достигая этого уровня осознанности, мы выходим на следующий, где есть два варианта — либо мы живем от страха, где есть тревоги, зависимости, жертвенность, либо от любви. Любовь — это принятие происходящего не от состояния жертвы, а от импульса и желания изменять собственную жизнь. Тогда нет поражений, падений, минусов и плюсов — это совершенно другой взгляд на жизнь, это возможности и опыт.

В чем основная суть коучингового подхода?

Она заключается не в том, чтобы научить чему-либо своего клиента, а в том, чтобы способствовать его обучению и развитию. Коуч не говорит, как нужно поступать или мыслить в данной ситуации, его функция — содействовать осознанию. То есть помочь человеку осознать реальность, в которой он сегодня живет, а также увидеть ее без осуждения — принять ее. Люди способны видеть, принимать и не вычеркивать события из жизни только без наложения призмы осуждения. Таким образом, с помощью специальных инструментов и техник (отзеркаливание, рефреминг, суммирование, синтезирование, визуализирование и др.) коуч помогает человеку увидеть мир в разы шире и без всяких рамок. Уже после создания всецелого безусловного принятия внешнего мира, отделив личность от результатов и событий, человек создает пространство психологической безопасности, а скорее даже благополучия. В этом пространстве он становится более способным объективно увидеть эту реальность, смотреть на нее иначе и научиться принимать решения по-новому. Так эффективность человека повышается не за счет приобретения нового знания, а за счет раскрытия личного потенциала, веры в себя и расширения рамок видения мира, как внешнего, так и внутреннего. Коуч создает пространство расширения сознания человека и помогает осознать состояние «здесь и сейчас».

С людьми понятно. А как коуч может помочь компании?

Сейчас расскажу. После работы с коучем клиент видит реальность по-другому, следующий этап — взятие ответственности за эту реальность как возможность влиять на происходящие события. Далее же необходимо сформировать с клиентом модель желаемого будущего. Если человек в полной мере ощущает собственную возможность влияния на реальность, то он чувствует в себе силу созидания и проектирования желаемого будущего. Поэтому такой процесс как визуализация будущего — очень сильный инструмент коучинга, помогающий «телепортироваться» в желаемые события. Затем наступает следующий этап — разработка плана действий. Безусловно, для компаний такой подход является довольно сильной трансформацией. В новом плане действий априори заложена иная культура взаимоотношений в коллективе, отличающаяся от той, к которой все привыкли. Мы видим отношения между работодателем и работником в таком формате — докажи, что тебе можно доверять, докажи, что ты не делаешь ошибок, докажи, что тебе можно доверить. Человека «измеряют» по его результату. Коучинг же дает прямо противоположный подход: он отделяет личность от результата, предлагает безусловное принятие и право на ошибку. Он снимает страх и раскрывает горизонты возможностей. Считается, что при подобном подходе возможности человека повышаются в разы. Страх убивает потенциал людей. Есть такая формула — наша эффективность равна: потенциал минус внутренние ограничения (страхи). Обычно компании получают высокую эффективность за счет давления на «кнопку» страха. Открытые способы такого воздействия остались далеко в прошлом, а вот скрытые и сегодня остаются популярными, к примеру: обесценивание сотрудников, сталкивание лбами, наращивание конкуренции, создание пространства дедлайнов (когда сдача проекта затягивается до последнего) и еще множество изощренных способов. То есть люди живут по принципу реабилитации — ты сначала докажи, а потом получишь доверие, уважение, признание значимости и т. п. Это компании, живущие по принципу «кнута и пряника», где пряником является нерасчехленный кнут. Коучинг предлагает совершенно иную парадигму, специалист начинает общаться с руководителем бизнеса по другому принципу. Лидер компании получает возможность через коуча не только решить насущные задачи, но и повысить личную эффективность. Во время сессий создается пространство, в котором работается с удовольствием, хочется доверять и раскрываться ещё больше. Руководитель чаще всего осознает, что подобный положительный климат в рабочем процессе будет эффективным и в его компании, стиле управления. Тогда коуч передает ему свои навыки — он учит его быть безоценочным, принимающим, доверять авансом, но не быть доверчивым; учит развивать своих людей, быть для них наставником, а не контролирующим тираном; он учит быть в фокусе на результат, при этом уделяя должное внимание процессу; уважать личность, отделяя личность от результата. Все эти подходы становятся важными и начинают формировать новую корпоративную культуру. И получается, что коучинг — это не только метод решения текущих задач, раскрытия потенциала и повышения эффективности человека, а еще и эффективный способ объединения людей в команду.

Но ведь компаниям, основы которых были заложены еще в 90 х, в большинстве случаев чужды подобные подходы.

Вы правы, им действительно сложно понять такой кардинально другой подход к бизнесу и своей жизни. Но к ним на помощь приходит прекрасное время под названием «кризис». Кризис так сильно прижимает к стенке тех, кто не хочет меняться, что либо эти компании просто гибнут на рынке, либо все-таки начинают меняться. Чаще всего не выдерживают «напора» организации, считающие, что переживать кризисное время нужно, работая в привычном направлении, только «копая» еще интенсивнее, чем обычно. То, что когда-то работало и приносило жизненные дивиденды, начинает эксплуатироваться человеком чрезмерно усиленно. Но, любая сила при перегибе становится слабостью, как и любая мышца при чрезмерных тренировках становится некрасивой. Тогда и наступает кризис. А кризис, в первую очередь это приглашение пересмотреть свой подход к развитию бизнеса. Не залатывать сформировавшиеся дыры, а перекроить все заново, создав новую прочную конструкцию. Компаниям, родившимся в 90 е и жившим по принципу «отжать», сегодня труднее всего выжить, потому что они не дают важных ключевых факторов для людей — признания значимости, уважения и доверия. Но я верю в то, что все испытания даются нам по силам. Если человек готов меняться, то в его жизнь обязательно приходят человек или ситуация, несущие за собой определенные испытания, преодолев которые человек выходит на новый уровень личностного развития, которого несет за собой ясность жизненного пути, осознание собственных возможностей и желание действовать.

Какими компетенциями важно сегодня обладать руководителю бизнеса?

Руководитель должен уметь слушать и слышать, видеть не только то, что говорит человек, но и то, что есть за его словами. Это не про подозрительность и полиграф, это про контекст происходящих событий — умение видеть ситуацию шире и глубже. Таким образом, подход лидера начинает развиваться от знаний к мудрости, где он свою экспертность реализовывает через эмоциональный интеллект — умение понимать себя и другого. Считается, что для успешного руководства на 85% должен быть задействован именно эмоциональный интеллект. Руководитель, находящийся в конфликте с собой и внешним миром, сегодня не способен быть эффективным лидером своей команды. Спасись сам, и спасутся тысячи.

В одном интервью вы говорите, что человеку для достижения цели нужно знать и чувствовать свою силу. Как определить, что именно является твоей силой?

Твоя сила — это то, что тебе дается легче всего; то, что другие считают сложным, а для тебя это так же естественно, как дышать; то, что тебя сопровождало с самого детства; то, что всегда притягивало к тебе людей и давало какие-то жизненные достижения, либо наоборот — помогало решить трудную ситуацию; то, что делает тебя особенным.

И, получается, то, что сложнее всего обнаружить?

Да, потому что рыба в воде воду не замечает. Мы постоянно находимся в фокусе на свои минусы. Но если задуматься, то минусов как таковых вообще не существует, есть лишь перегнутый, передавленный плюс.