В каждом кадре – Бог!

4 / 2017    RU
Андрей Андреев российский режиссер-документалист
«Патриарший хор» – полнометражный документальный фильм, благодаря которому голос главного храма России зазвучал на всю Европу. Москва, Рим, Милан, Неаполь, Комо, Лугано – далеко не полный список городов, восхищенных пением русского церковного хора…

СТИЛЬ: Андрей, «Патриарший хор» продолжает серию ваших фильмов, снятых в контексте православной культуры. Ранее были «Дети Божьи» и «Народный доктор». Почему вам так близка эта тема?

АНДРЕЙ АНДРЕЕВ: Все мои фильмы я снимаю о СВЕТЕ. С моей точки зрения, искусство кино и вообще искусство только тогда имеет право на существование, если оно дарит людям надежду и пробуждает желание жить. Поэтому режиссерская сверхзадача, которую я всегда себе ставлю, — делать фильмы о жизни, о свете, а свет там, где Бог. Свет есть и в моем друге и соратнике — священнике Евгении Кетове, о котором я веду рассказ в документальном фильме «Дети Божьи», и в замечательном докторе – герое моего фильма «Народный доктор», и, конечно же, в регенте и певчих полнометражного документального фильма «Патриарший хор».

С чего началась работа над «Патриаршим хором»?

С зародившейся в детстве любви к Родине маленького мальчика, которого когда-то мама за руку привела в Московский Кремль и который с восторгом смотрел на это чудесное произведение искусства русских и итальянских зодчих — олицетворение красоты, величия и культурного богатства России. И вот три года назад, гуляя по Риму и любуясь его архитектурой, я неожиданно и очень явно почувствовал глубокую цивилизационную связь, пронизывающую весь христианский мир и воплощенную в идее о том, что Москва — это третий Рим. В этот момент мне очень сильно захотелось оказаться в Москве, в храме Христа Спасителя. Желание мое было настолько велико, что по прилете, не заезжая домой, прямо из аэропорта поехал в храм. День был воскресный, и в храме Христа Спасителя шла служба…

Там я и услышал Патриарший хор и ощутил присутствие нетварного Божественного света, которым был наполнен каждый звук песнопений. Тогда я понял, что буду снимать фильм о певчих хора и о тех формах, что принимает этот свет в каждом из них.

Патриарший хор поет при храме Христа Спасителя, настоятелем которого является Святейший Патриарх Кирилл, — вам вот так сразу доверили такую серьезную работу?

Знаете, там, где есть Бог, всегда всё начинает потихоньку образовываться. Мне помогали удивительные люди. Регент хора Илья Борисович Толкачёв в первую нашу встречу уделил мне больше двух часов — его искренняя улыбка, его добрый взгляд были первым его мне подарком.

А потом он отвел меня к руководству храма Христа Спасителя. Ключарь храма протоиерей Михаил Рязанцев — внешне суровый и строгий — дал мне свое благословение на работу над фильмом. И я понемногу начал осваивать тему: работать с архивами, изучать сам храм, разговаривать с певчими — постепенно врастать в хор (смеется), приучать людей к тому, что я есть. Затем рассказал команде, с которой я работал над прошлыми фильмами, что есть новая идея, правда, нет денег, совсем. И первое время наши замечательные операторы помогали мне совершенно бесплатно. А звук для нас записал один из лучших звукорежиссеров России Дмитрий Зимин — помимо того, что он работает на высочайшем технологическом уровне, так еще и по образованию что он дирижер, поэтому ему удалось выстроить совершенную музыкальную архитектуру фильма. Сложным и дорогим техническим процессом видеоинжиниринга занималась одна московская студия. Ее владелец — мусульманин — не взял с нас денег. «В этом фильме есть Бог», — сказал он, и его команда все сделала безвозмездно. Главной же моей опорой в работе над фильмом, как обычно на протяжении последних нескольких лет, стал отец Евгений Кетов, настоятель храма Святой Блаженной Ксении Петербургской в поселке Поназырево Костромской области. И особую благодарность за поддержку нашего проекта я хотел бы выразить Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, который, несмотря на всю свою занятость, нашел время и дал для фильма эксклюзивное интервью. И поэтому особенно радостно было подарить фильм Святейшему на его 70-летний юбилей, и вручить его именно в том самом месте, где и снимался фильм, — в храме Христа Спасителя в Москве.

Помимо премьеры «Патриаршего хора» в Москве, была и европейская премьера в Риме. Фильм также переведен на английский, французский и немецкий языки. Как вы объясняете такой успех православной картины на Западе?

Запад обнищал благодатью. Сразу оговорюсь, что Европу я очень люблю, много по ней путешествую, часто гощу у своего крестного во Франции и восхищаюсь тем, как на Западе выстроена социальная служба: там умереть обездоленным может только тот, кто действительно этого хочет (смеется). Нам, конечно, нужно перенимать этот опыт. Но, по моим наблюдениям, Европа все больше напоминает хлебосольную Марфу из новозаветной притчи, которая готовила Иисусу Христу ужин, вместо того чтобы внимать его наставлениям в Божьей воле. Всё есть в Европе для комфортной жизни: и прекрасные дома, и хорошие машины, и качественная еда, но сколько людей подвержены депрессии: душа их жаждет иного! Россия же напоминает Марию из той же притчи: пока Марфа собирала на стол, Мария в разговоре с Христом черпала Божью мудрость. Таким же сосудом, наполненным духовностью, мне видится и Россия, которая на своем тернистом пути стяжала Божью благодать. Благодать никогда не дается просто так — ее нужно прожить, выстрадать, как это сделала Россия, пострадавшая за правду как ни одна другая страна в мире. Посмотрите на людей, прошедших Великую Отечественную войну. Казалось бы, пройдя через все кровавые ужасы войны, они должны были выйти из нее озлобленными зверьми, но сколько же света, доброты, тепла и человечности мы видим в их глазах! Вспомните фильмы «Сережа», «Летят журавли», «Судьба человека» — там в каждом кадре любовь, в каждом кадре Бог.

И сегодня, несмотря на все трудности, которые переживает наша страна, ей удается сохранить божественную благодать. И Запад постепенно вновь поворачивается к нам, не только за нефтью, газом и другими природными и человеческими ресурсами, но в том числе и за духовной помощью.

Почему?

Я думаю, это происходит потому, что западные ценности, в основе которых лежит материальное благополучие, напоминают кока-колу — вкусно, сладко, но, напившись ее, хочется простой чистой воды. Я был просто поражен тем, как после просмотра «Патриаршего хора» европейцы говорили: «Андрей, да ведь это именно то, чего нам не хватает!» Они с таким восторгом приняли фильм не потому, что в нем красиво показан храм Христа Спасителя, и не потому, что там красиво поют, а потому, что простыми средствами нам удалось раскрыть внутреннюю красоту христианства, православия, ничего не декларируя. «Патриарший хор» свободен от религиозных догматов. Он как Дух, который «дышит, где хочет», над ангажированной социальной и политической системой. На показы фильма приходят православные и католические священники, старые русские и итальянские аристократы, чиновники и простые люди. Они видят в нем свет, к которому рано или поздно тянутся все без исключения, потому что единственный источник наполнения жизни — это благодать.

Немецкая звукозаписывающая компания Christophorus Records готовит тираж DVD-дисков с вашим фильмом. Вы решили наконец-то монетизировать успех?

Диски с нашими фильмами выходили и раньше, но мы не продали ни одного из них. И ни одного показа не сделали платным. Это кажется безумием, но, как сказано в Библии, что для иных безумие, для нас, спасаемых, сила Божия. [«… а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие, для самих же призванных, иудеев, эллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость». (1 Кор. 1:22–24)] Как только информация становится платной, кто-то не может ее получить, а я хочу, чтобы она была доступна всем. Все наши мероприятия — благотворительные, мы лишь просим людей помочь нам и дальше делать наше дело. И вы знаете, это работает! Пять лет назад у отца Евгения сгорел его храм в селе Поназырево. Сами мы никогда бы не смогли восстановить храм в этой глухомани, в 850 километрах от Москвы, но, видя наши фильмы, вокруг появлялись люди, которые хотели принять участие в добром деле. По бревнышку, по кирпичику мы с нуля построили новый красавец-храм. Это была большая общая победа — торжество объединения во Христе! И я думаю, что сегодня ради этой победы мы все должны объединиться, вместе делать большие светлые дела, ибо душа согревается только благодатью.

В статье использованы кадры из документального кинофильма «Патриарший хор», режиссер Андрей Андреев