Влюбленные в авиацию

4 / 2017     RU
Влюбленные в авиацию
Валерий Поташов заместитель начальника летно-испытательной станции Новосибирского авиационного завода имени В.П. Чкалова по летной службе, летчик-испытатель 1-го класса
Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации Валерий Поташов до сих пор проводит испытательные полеты на заводе имени В. П. Чкалова – одном из передовых предприятий страны, которым Новосибирск может по праву гордиться.

СТИЛЬ: Валерий Серпионович, расскажите о той роли, которую Новосибирский завод имени В. П. Чкалова сыграл в обороноспособности страны в годы Великой Отечественной войны.

ВАЛЕРИЙ ПОТАШОВ: История завода началась с 1931 года: изначально он был ориентирован на производство горного оборудования. Но в 1936 году в связи с напряженной международной обстановкой был определен новый профиль предприятия – авиастроительный. Первым выпущенным здесь самолетом стал И-16, в производстве которого использовалась фанера. Он удачно сочетал скорость и маневренность, участвовал в боевых действиях в Испании и на Халхин-Голе. К 1939 году Новосибирский авиационный завод выпустил более 500 таких машин. В том же году, по просьбе заводчан, предприятию было присвоено имя Валерия Павловича Чкалова.
В преддверии Великой Отечественной войны завод начал производить истребитель ЛаГГ-3 – скоростную и надежную машину, которая хорошо зарекомендовала себя в боях с немецкими «мессершмитами» в начале войны. А в 1941 году началась эвакуация заводов из Москвы, Ленинграда и Киева – промышленная площадка нашего предприятия была увеличена в пять раз, объем оборудования – в семь. Работа по строительству новых корпусов и монтажу оборудования велась круглосуточно, но даже в этих тяжелейших условиях завод смог переориентироваться на выпуск самолетов новой модификации – Як-7 – и к концу 1942 года выпускал более 25 истребителей в сутки, то есть целый полк. Более 4500 сотрудников завода ушли на фронт, самолеты собирали женщины и подростки, которые за одну смену выполняли четырехдневный объем работы. Огромной была заслуга инженеров, под чьим контролем выпускалась одна из лучших машин в своем классе, сыгравшая большую роль в разгроме немецкой авиации. Всего за годы войны на Новосибирском авиационном заводе было выпущено 16 тысяч самолетов типа «Як», то есть практически каждый второй самолет. Предприятие стало одним из мощнейших в стране, дало фронту огромное количество продукции, заслужившей благодарность советских летчиков.

Сегодня он по-прежнему сохраняет свой мощный оборонный потенциал?

В мирное время не было необходимости производить полк самолетов в день и завод перешел на производство товаров народного потребления: шифоньеры, велосипеды, кровати. Но в 1946 году в связи с развитием в мире реактивного самолетостроения было принято решение о запуске реактивной машины МиГ-15, а в 1954 году на ее модификации, МиГ-19, впервые в мире была превышена скорость звука. В 1956 году произошел массовый переход на сверхзвуковые машины: Су-9, Су-11, Су-15, тогда завод начал работать с ОКБ Сухого, с которым сотрудничает и в настоящее время. Сейчас наша флагманская модель – Су-34, на который мы с 2003 года имеем стабильный заказ от Министерства обороны до 2020 года. В августе 2016 года завершили строительство сотого по счету самолета. Су-34 отвечает всем требованиям настоящего времени по летно-техническим характеристикам и боевым возможностям – он сыграл важную роль в вооруженном конфликте в Южной Осетии в 2008 году, а сейчас составляет основу ударной мощи российской фронтовой авиации. В настоящее время инженеры работают над оснащением самолета высокоточным оружием.

«Если завтра война» – насколько убедительно наш боевой потенциал выглядит на фоне военных разработок сверхдержав?

На период войны производство переводится на рельсы военного времени – такие ситуации заранее предусмотрены. В последнее время, благодаря контролю президента, обороноспособности страны уделяется много внимания. Модернизированы самолеты Су-27 и Су-30. Су-35, который раньше шел на экспорт, теперь идет в основном на внутренний рынок. Отличные показатели у многофункционального истребителя Т-50 – он не уступает передовым разработкам США и Китая. Конечно, 90-е годы не могли не сказаться на нашем производстве: долгое время мы были зависимы от поставок из-за границы, но сейчас перед нами стоит задача перевести всю боевую технику на отечественное производство.

А люди – сохранили ли они трудовые традиции, заложенные в героическом прошлом завода?

Случайных людей на нашем заводе нет, сюда приходят по призванию. В 90-е годы, когда предприятие переживало серьезнейшее сокращение кадров, а оставшимся сотрудникам не было возможности платить зарплату, Министерство обороны практически не финансировало новые военные разработки. В то время ходила шутка, что люди сами готовы платить за вход – лишь бы работать. И завод работал. Генеральный конструктор ОКБ Сухого Михаил Петрович Симонов и директор завода Николай Иванович Бобрицкий приложили все усилия, чтобы выпустить опытную партию из восьми машин – прототипов Су-34. Огромный вклад в славную историю завода внесли наши самолетостроители-ветераны, такие как Владимир Григорьевич Толчев, Лев Захарович Камбург, отработавшие на заводе по 50 лет. Они и их коллеги влюблены в свою профессию и заслуженно гордятся плодами своих трудов, которые видят в небе. Приятно видеть молодежь, которая приходит в коллектив с большим желанием работать в авиации.

Вы ведь тоже в этом году отмечаете юбилей профессиональной деятельности. Почему выбрали авиацию?

Потому что для меня чем сложнее задача, тем лучше. Летчик-испытатель – неординарная профессия, которая требует определенных качеств: хладнокровия, мужества, собранности, способности не паниковать при возникновении нештатных ситуаций.

А в каждом полете мы стараемся инициировать как можно больше таких ситуаций, чтобы при эксплуатации машины в боевых действиях летчики в них уже не попадали. Так что мы, наоборот, бываем не удовлетворены, если полет прошел идеально (смеется).

За что вам дали «Золотую Звезду» Героя Российской Федерации?

В указе президента сказано: «За мужество и проявленный героизм». Мне очень приятно, что таким образом на самом высоком уровне была отмечена работа летчиков-испытателей, посвятивших свою жизнь авиации. Бывают случаи, когда нужно покидать самолет, но летчики-испытатели всегда борются до конца, чтобы спасти дорогостоящую машину, в которую был вложен огромный труд всех сотрудников предприятия. И коллектив завода, и летчики-испытатели достойно и успешно решают задачи, которые ставит перед ними государство. Новосибирск может гордиться тем, что на его территории работает одно из передовых предприятий страны!