Есть ли жизнь без айфона и «Старбакса»?

4 / 2017    RU
Петр Дикарев кинорежиссер
Тем, что новосибирские актеры снимаются в большом кино, пожалуй, никого не удивишь. А вот известные российские персоны нечасто отменяют свои проекты ради съемок в Новосибирске.

СТИЛЬ: Петр, чем лично вас впечатлил сюжет фильма «Гайлер»?

ПЕТР ДИКАРЕВ: В нем есть какая-то простота, понятность и глубина, близкие многим из нас. В фильме, как и в жизни, невозможно все события свести в одножильный кабель — там и любовь, и дружба, и месть, и прощение… Я внимательно прислушиваюсь и присматриваюсь к тому, что происходит вокруг, оценивая происходящее с точки зрения сюжетной ценности. Когда мне интересно сочетание «проводов» на том или ином срезе времени, то просто заношу их сплетение в свою записную книжку. Иногда видишь какой-то момент из окружающей жизни, и кажется, как будто это кусок из фильма. Такие реальные истории есть и в фильме «Гайлер» (по-армянски «волки»). Например, я как-то пил кофе в летнем кафе с одним известным одиозным персонажем Новосибирска, который, вспоминая события из своей молодости, сказал, что зубы вставил только после 30 лет: «А зачем вставлять, если их всё равно завтра выбьют? Тратиться на зубы — это планировать свое будущее, а значит, искушать судьбу». В тот момент я понял, что за этими словами стоит целая судьба. Попросил у человека разрешения однажды ими воспользоваться. В результате в моем фильме их произносит герой Захара.

«Гайлер» — это ни в коем случае не криминальный триллер или боевик, как написали в некоторых обзорах. Это драма, которая не превратилась в притчу лишь потому, что я не решился пойти на обобщения, сделать фильм более условным. Мне интересно показать, что происходит с душой человека, а не с его кулаками и челюстями. Там нет безысходности и нет ответа на финальный вопрос фильма. Драма у большинства высокоорганизованных натур кипит в душе каждый день, и мне хочется, чтобы право выбора исхода осталось за зрителем.

Захар Прилепин поставил этот фильм в один ряд с «Калиной красной» и «Бумером». Вам близки такие сравнения?

У меня никогда не вызывало отторжение то, что говорит Захар. Всё, что он пишет в публицистике, — это отражение моего мировоззрения. Оказалось, что и в жизни мы тоже похожи. Но у любой медали есть обратная сторона: теперь на одного человека стало больше, за кого у меня ежедневно болит душа.

Что касается фильмов, то их сравнение можно расценивать только как комплимент. В этих картинах показан не труд профессиональных преступников, а их душевное состояние. Вспомните, например, фильм «Бригада», в котором романтизирована криминальная жизнь. В «Бумере» абсолютно нет такой романтики. Человек, который захотел бы прожить жизнь главного героя, должен быть законченным мазохистом.

Несмотря на схожесть взглядов, пригласить на главную роль фильма писателя, как сказал сам Прилепин, — это риск. Чем он был оправдан?

Да, и мы долго спорили на эту тему с продюсером Артуром Согояном, но после первой части съемок все вопросы были сняты. Общий язык с Захаром нашли моментально. Он потом сказал нам, что когда прочитал три страницы сценария фильма, то уже был мысленно в нем, поскольку увидел совпадения сюжета со своей жизнью.

В нашем фильме вы не увидите Захара, которого могли наблюдать в его телевизионных выступлениях: он преображался так, как этот требовал сюжет. Человек, который написал «Грех», не может мыслить поверхностно. Инструмент Прилепина — это глубокое препарирование мотиваций героя, которые при всей своей красочности очень понятны. Любой писатель или сценарист должен обосновывать поведение своего героя, даже если оно нелогичное и болезненное, — надо понимать, какой вывих души ты имеешь в виду. Иначе это будет невоспринимаемый бред. Мы вместе смотрели монтаж фильма и обсуждали некоторые моменты. В итоге Захар остался доволен результатом.


В вашем предыдущем фильме одну из ролей сыграл музыкант Шнур. Привлечение медийной персоны — это одновременно привлечение внимания к фильму?

Конечно, я отдаю отчет в том, что знаковая персона привлечет внимание, но приглашать просто персону ради персоны мне не интересно. Это скорее гипотеза, которую мне хочется проверить, — угадал ли я с образом? Помимо известных персонажей, совершенно чумовой в фильме актер «Красного факела» Константин Телегин. Открытием для меня стала Ксения Шагаевская — у нее есть всё, чтобы стать звездой. Несмотря на свои юные годы, это личность настолько глубокая, что, заглянув в ее душу, я не увидел там дна.

А как Артур Согоян, будучи бизнесменом, стал продюсером вашего фильма?

Многим состоявшимся бизнесменам становится скучно одно, скучно другое. Артур решил попробовать совершенно новое для себя амплуа. Это довольно мучительный процесс, я заранее извинился за то, что мы в процессе съемок девятьсот раз поссоримся, будут даже периоды, когда мы друг друга видеть не сможем. Так и было.

Процесс съемок всегда настолько тяжелый?

Да, кино — это маленькое производство, заводик, управлять которым — это ежедневный кризис. Не могу сказать, что я бескомпромиссный и прямой, как палка. Но принудительно поменять мою точку зрения сложно, можно лишь переубедить аргументами.

Петр, вы соотносите себя с сибирским кинематографом?

Я вообще не понимаю такой локальности. Если часть съемок «Гайлер» проходила в Армении, значит, это фильм каких кровей? Сейчас я пишу сценарий совместно с московским автором — это будет полуновосибирский или полумосковский проект?

После того как съемки заканчиваются, что происходит с фильмом дальше?

Это во многом зависит от продюсера. «Гайлер» будет показан в этом году на одном из российских телеканалов, а также в Армении. Я бы хотел, чтобы показ прошел и в Донбассе, где сейчас служит Захар. Пока же фильм уехал на международные кинофестивали, хотя подозреваю, что «Гайлер» овациями мало где встретят: Захар за рубежом очень одиозная фигура. Недавно в польской прессе о нем написали, что это такой «усиленный», метафизический Путин. Я по своему мировоззрению тоже «ватник», то есть государственник, и абсолютно этого не стесняюсь. А что нужно, чтобы фильм отметили на целом ряде фестивалей? Проще всего погуще плюнуть в Родину, плюнуть в веру или совершить еще какой-нибудь глумливый акт. В моем же фильме нет ни одного гомосека, айфона или хипстера как пласта жизни. Речь там о пласте русского бытия, который обособлен от иллюзорной «старбаксово фейсбучной» действительности десяти процентов нашего населения. Жизнь гораздо шире Садового кольца или центральной части Новосибирска.

Недавно в одном новосибирском паблике я прокомментировал новость про вручение «Оскара», и коммент вдруг стал крылатым, получив десяток тысяч репостов и лайков, — его даже в Болгарии цитировали на местном форуме. Я лишь обрисовал горькую и ироничную действительность в киноиндустрии — сказал, что не удивлен американскому фильму «Лунный свет» как выбору фестивальной комиссии, но, чтобы взять «Оскар» через пару лет, нужен будет уже сюжет позабористей: один из пингвинов зоопарка осознает себя геем, и стая его из-за этого отвергает. За пингвином наблюдает ученый — это черная женщина, жертва семейного насилия, сменившая пол. Ученый влюбляется в пингвина и при помощи хитроумного генного эксперимента пытается сделать из него человека. Все идет по плану, но вмешиваются коварные русские хакеры. В результате пингвин становится получеловеком, а ученый — полупингвином. Но толерантное общество принимает их и такими. В итоге бывший пингвин становится модным дизайнером, чьи наряды носит Хилари Клинтон, а бывший ученый — послом мира в ООН. Хакеры, узнав об этом, от отчаяния делают: один харакири, а другой — каминг-аут.

Взяли и раскрыли сюжет, за который могли бы получить «Оскар».

Это моя гуманитарная помощь молодым европейским сценаристам. Такой фигни для рукопожатного фестивального фильма я могу накидать сколько угодно, только это не мое. С 90 х годов нам активно пропагандировались западные ценности, но сегодня Европа уже глубоко зашла в тупик. Ситуацию радикально усугубляют волны мигрантов. Так стоит ли ориентироваться на стандарты уходящей европейской цивилизации?