Через призму большого экрана

5 / 2017    RU
В какой момент театр сделал глоток свежего воздуха и стал близок не только элитарному обществу, но простым жителям мегаполиса? А главное, зачем ему это нужно?

НАЧАЛО НОВОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЭРЫ

Несмотря на то, что для новосибирцев театральные «киноспектакли» до сих пор являют собой необычное и чрезвычайно интересное зрелище, началось все в далеком 2006 году, когда киноэкраны Америки захватила постановка нью-йоркской Метрополитен-оперы. Ставшая хитом опера заложила начало новому направлению в развитии театра. Через несколько лет уже британская публика смогла наслаждаться постановками Королевского национального театра в режиме большого экрана. Там на суд зрителей была представлена «Федра» Жана Расина, в главных ролях выступили Хелен Миррен и Доминик Купер, — драматический спектакль в одно мгновенье приобрел множество поклонников среди людей, абсолютно далеких от подобного рода искусства. А критик газеты The Guardian даже отметил, что на экране кинотеатра постановка смотрелась лучше, чем в оригинале. Все это стало настоящим прорывом — театр, некогда считавшийся угасающей областью искусства, вышел на совершенно новый, современный уровень восприятия. К слову, сегодня Метрополитен-опера демонстрирует свои творения в 71 стране на шести континентах планеты.

КАК ЭТО СОЗДАЕТСЯ?

По некоторым данным, Королевский национальный театр тратит на создание и дистрибуцию одной постановки порядка 250 тысяч фунтов, а Метрополитен-опера вкладывает в спектакль около миллиона долларов. Основной задачей режиссера в данном случае является вовлечение зрителя в постановку, сделать так, чтобы публика почувствовала себя частью некой истории. Именно поэтому создание такого рода спектаклей становится довольно дорогостоящим и технически сложным процессом. Для формирования экранной постановки актеры отдельно отыгрывают произведение на камеру, в этом случае эмоции должны быть экспрессивнее, костюмы ярче, а речь четче, ведь здесь не будет мощной энергетики живого выступления, которая так или иначе создает особенную атмосферу, но постановка должна, несмотря ни на что, тронуть вас до самого сердца. Это не статичная съемка, а постоянное движение, смена планов и ракурсов, настоящее живое кино. И когда появляется возможность увидеть все это в родном городе, не тратя огромные деньги на билеты и тем более не уезжая в другую страну, то каждый поход в кинотеатр становится особенно трепетным и долгожданным. То, что было принято считать искусством для высшего общества, оказалось понятным и близким практически каждому человеку и тем самым приковало к большим экранам широкую аудиторию.

ПЯТЬ ЛЕТ В РОССИИ

Первым спектаклем, показанным в кинотеатрах России, стал «Франкенштейн» Дэнни Бойла с Бенедиктом Камбербэтчем и Джонни Ли Миллером, вышедший в 2012 году. Благодаря популярным именам постановка быстро захватила зрительское внимание, заложив прочный фундамент для показов следующих театральных картин, и сама полюбилась настолько, что теперь регулярно возвращается в репертуар кинотеатров. Когда спектакли в таком исполнении прочно встали на ноги на российском рынке, был создан проект TheatreHD, предлагающий возможность не только увидеть записанные и смонтированные постановки, но и лицезреть произведения в режиме «онлайн», что создает особую атмосферу присутствия. Сегодня в рамках этого проекта можно увидеть спектакли Метрополитен-оперы, Большого театра, Королевского национального театра, Королевской Шекспировской компании, «Комеди Франсез», театра «Глобус», Театральной компании Кеннета Браны, постановки Мэттью Борна, а в последние три года еще и отечественные постановки — номинантов и лауреатов премии «Золотая маска». Со временем этой темой заинтересовались и российские театральные деятели, что повлекло за собой создание проекта «Театральная Россия», объединившего в себе отечественные площадки.

АННА КИСЕЛЕВА, менеджер проектов арт-объединения CoolConnections:

Арт-объединение CoolConnections организует показы лучших современных театральных постановок в 35 городах России, Украины и Казахстана. Мы особенно рады сотрудничеству с новосибирским кинотеатром «Победа», ведь здесь существуют богатые театральные традиции. Спектакли лучших трупп мира привлекают внимание знатоков, способных сравнить нюансы разных постановок, и новичков, предпочитающих начать знакомство с оперой или драмой с эталонных образцов.

ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА «ПОБЕДА»:

Наша июньская программа получилась действительно удачной. Обратите внимание на блистательную комическую оперу Рихарда Вагнера «Кавалер розы» с Рене Флеминг и Элиной Гаранча в главных партиях, которую в России ставили от силы пару раз. Еще один несомненный хит — «Одержимость» с Джудом Лоу по мотивам одноименного культового фильма Висконти. Поклонники психологического театра наверняка по достоинству оценят постановку «Кто боится Вирджинии Вулф?», а для семейного просмотра рекомендуем искрометного «Питера Пэна», заслужившего звание лучшего семейного развлекательного шоу.