Что нас ожидает в ближайшие 5–10 лет?

5 / 2017    RU
Сегодня «Карта трендов» – это актуальный инструмент для регуляции деятельности любой компании, с помощью которой можно не только подготовить бизнес к грядущим изменениям, но и стать первооткрывателем какого-либо трендового направления.

Анастасия Вараксина, бизнес-тренер, топ-коуч, создатель проекта «Академия вовлекающего лидерства» и четырех уникальных «Карт трендов» в РоссииАНАСТАСИЯ ВАРАКСИНА: То, как мы оцениваем будущие перспективы, дает толчок к развитию компании в настоящем времени. И чем четче и дальше мы имеем возможность просмотреть линию развития той или иной отрасли, тем вероятнее наиболее комфортное и интенсивное движение вперед. На данный момент эксперты мировых институтов будущего выделили шесть основных драйверов, за последние 10 лет не теряющих свою актуальность, которые являются основой для многих трендов.

  1. Технологизация (мобилизация, роботизация, автоматизация).
  2. Глобализация.
  3. Жизнь под риском.
  4. Ускорение.
  5. Большой выбор.
  6. Новое поколение.

Стоит отметить, что по прошествии 10 лет области развития трендовых направлений действительно практически не изменились, но все-таки потребности и реакция общества на данные тенденции, а также контекст, в котором существует данный тренд, диктуют определенные модернизации. Если 10-11 лет назад социальная сеть Facebook в России была не более чем площадкой для коммуникаций, то сегодня это один из способов реального заработка в интернете. Что, безусловно, переопределяет стратегии развития бизнеса и дает возможность для становления стартап-проектов. И если ранее новые реки из океана трендов образовывались раз в пять–десять лет, то сегодняшний ритм жизни предполагает подобные изменения уже раз в два–три года.

Итак, 12 основных бизнес-трендов 2017 года:

  1. Роботы и дроны. Тренд, повлекший за собой целый бум разноплановых бизнес-проектов, а также усовершенствование производств существующих производственных корпораций. К примеру, уже сегодня на фабрике бренда Adidas в одну смену работает 2,5 человека, остальными «работниками» выступают роботизированные машины. А вы можете себе представить масштабы производства подобной продукции?
  2. Искусственный интеллект. Чтобы объяснить возможности применения данного тренда, можно привести пример программ, которые сегодня существуют в открытом доступе и способны отслеживать состояние, уровень занятости, настроение и продуктивность сотрудников офиса по видеоматериалам, поступающим в базу. Или, например, программы для смартфонов, знакомые многим, которые охраняют данные телефона от вирусных атак, а также ведут статистику пользования гаджетом – время и частота скачивания программ и т.п. Компания Google создала машину с искусственным интеллектом, обрабатывающую звучание более тысячи музыкальных инструментов и создающую звуки, которых до настоящего момента не существовало в природе.
  3. Big Data (хранение и обработка данных). На данный момент в России уже разрабатывается проект о внедрении чипов в кассовые аппараты, для того чтобы информация о продажах фиксировалась в единой базе. Таким образом маркетинговые компании смогут контролировать стоимость одной и той же продукции в разных регионах, отслеживать размер среднего чека, а также контролировать спрос на ту или иную продукцию, не проводя при этом дополнительных исследований.
  4. Виртуальная и дополненная реальность. Этот тренд уже сейчас прочно обосновался в нашей жизни. Но настоящая революция в ретейле произойдет, конечно, тогда, когда мы сможем, находясь в одном месте, пощупать товар, находящийся в другом.
  5. Мобилизация. На данный момент более 40% интернет-трафика проходят через мобильные устройства, всего 12% – через планшеты, остальное – через ноутбуки и стационарные компьютеры. По сравнению со статистикой пятилетней давности, это впечатляющие результаты, которые, соответственно, диктуют способы взаимодействия компаний и клиентов. Бизнесы, не имеющие сегодня качественного сайта/группы/аккаунта, где можно найти всю нужную информацию, теряют значительную часть потенциальных клиентов.
  6. Рост экономики совместного потребления. Желание иметь всё в единственном экземпляре и только в личном пользовании уходит на второй план. Множество людей сегодня предпочитают разделить свои затраты на жилье, автомобиль или даже туристические поездки с другими. Речь идет о совместном проживании в одной квартире или аренде автомобиля в большом городе, где иметь личную машину с каждым годом становится все труднее и затратнее. К примеру, помимо компаний с почасовой арендой автомобиля, которые уже прочно основались на рынке крупных городов, бренд «Яндекс» запустил проект, где можно арендовать машину поминутно. Существует мнение, что автомобильные концерны вскоре и вовсе утратят свою рентабельность.
  7. Краудфандинговая площадка (совместное инвестирование). Данный тренд зашел на наш рынок несколько лет назад, но мало того, что он не утратил своей актуальности, он еще больше набрал позиции.Музыкальные концерты, выставки, благотворительные проекты и многое другое инвестируются сегодня с помощью обычных людей, готовых разделить затраты начинающего бизнесмена. 
  8. Deep personalization*. Один из основных и ведущих трендов 2017 года. Основные силы компаний сегодня направлены на отслеживание потребностей клиента, чтобы иметь возможность удовлетворить их раньше и качественнее других. Это время, когда бизнес должен быть абсолютно везде: онлайн, офлайн, в мобильных приложениях. Поскольку сегодня клиент готов потреблять какую-либо, в том числе рекламную, информацию только в нужный для него момент, все больше растет потребность компаний иметь о своих клиентах целый набор данных. В частности, и местоположение человека, чтобы суметь именно в тот самый нужный момент предоставить ему данные, которые ему необходимы. Отсюда растет потребность в персонализированном подходе – индивидуальных скидках и предложениях. Некоторые европейские компании в разы увеличили свой поток клиентов за счет того, что сумели высчитать и предоставить персональные уникальные скидки.
  9. Большие интернет-компании сегодня занимают достаточно объемный сегмент рынка. Мало того, что они оккупировали интернет-торговлю, они еще и выходят в офлайн с уникальными предложениями. К примеру, компания Amazon в своем родном городе открыла супермаркет, где покупателям не нужно стоять в долгих очередях на кассе, – они просто набирают тележку продуктов и выходят из магазина, а специальная система автоматически считывает сумму покупки с пластиковой карты.
  10. Нативная реклама. Сейчас российские компании столкнулись с ситуацией, что требования к рекламному контенту давно изменились, а мы никак не можем перестроить свое мышление. Нужно учиться общаться со своими клиентами естественно, а у нас нет специалистов, способных этому научить.
  11. Видео против фотоконтента. Нужно понимать, что в современном мире клиент фотографирует и снимает на видео буквально всё – с того момента, как он зашел в вашу компанию, до того, как завершилось обслуживание. И зачастую именно клиенты могут стать для бизнеса отличной рекламой, ведь на фото или видео в Сети может быть виден логотип компании, стоять хештег, помогающий найти вас в Сети, и многое другое. А когда подобную рекламу разместят 10, 20 клиентов, имеющих в своих подписчиках более 500 человек, представьте, какой выход на аудиторию вы сразу получаете.
  12. Hygge**. Это датское слово входит в наш обиход семимильными шагами; не имея дословного перевода на русский язык, оно обозначает простое счастье. Клиент сегодня хочет получать радость и наслаждение от всего – этот тренд подразумевает под собой создание уюта, комфорта вокруг, возможность уделять семье времени больше, чем работе, испытывать простые радости, о которых мы порой в этой суете забываем. Подобной концепцией отлично пользуется бренд ZARA Home – вы можете почувствовать это, попав в один из магазинов сети.

Эдуард Вараксин, бизнес-тренер, топ-коуч, создатель проекта «Академия вовлекающего лидерства» и четырех уникальных «Карт трендов» в РоссииЭДУАРД ВАРАКСИН: Пять лет назад основной движущей силой карты трендов была «эра бесплатного», то есть если ваш бизнес не давал клиенту что-то просто так, то было в разы сложнее привлечь его внимание. Отличные примеры такого веяния – Viber и WhatsApp, которыми сегодня мы все активно пользуемся. Сегодня же ожидания клиентов высоки, а зачастую и вовсе безграничны. Но все-таки главные критерии, по которым клиент выбирает для себя компанию-партнера,– это:

  • экономия времени;
  • экономия денег;
  • доступность и простота;
  • развлечение;
  • усовершенствование (как клиент может стать умнее, выше, сильнее с данным продуктом).

Безусловно, в каждом направлении бизнеса существуют еще свои, локальные тренды. И все-таки вышеперечисленные направления развития общества так или иначе наложат свой отпечаток на каждую область бизнеса. Но, помимо мировых трендов, существует то, на что стоит обратить особое внимание российским предпринимателям. Эти фокусы развития помогут вам почувствовать, спланировать и подстроиться под грядущие изменения:

  1. Налаживание прямого контакта с клиентом. Взаимодействие должно быть доступным и легким, с минимальной затратой времени.
  2. Аналитика для принятия решений.
  3. Создание технологичного сервиса.
  4. Автоматизация процессов внутри компании.
  5. «Обезжиривание» – максимальное сокращение издержек производства.
  6. Точный и грамотный подбор персонала именно под вашу концепцию.
  7. Своевременное обновление бизнес-модели (в том числе исходя из карты трендов).
  8. Борьба за эффективность и производственность.
  9. Создание «ядра движущей силы» внутри коллектива компании. Персонал должен быть заинтересован в работе.
  10. Управление контентом бренда и отзывами.

* Глубокая персонализация (англ.)
** Хюгге