«Многие думают, что в частной медицине все легко и просто…» Честное мнение о медицине в Новосибирске

5 / 2017     RU
«Многие думают, что в частной медицине все легко и просто…» Честное мнение о медицине в Новосибирске
Людмила Начинова директор сети клиник «Медпрактика»
Более 12 лет работы, 5 крупных медицинских учреждений, команда, в которой больше 100 человек, – это центр современной медицины «Медпрактика», который Людмила Начинова развивает в соответствии со своим пониманием миссии врача.

СТИЛЬ: Людмила, это, наверно, банальный вопрос, но как начинался ваш путь в сфере частной медицины?

ЛЮДМИЛА НАЧИНОВА: Я сама по образованию медик, медицина мне всегда нравилась, так как мой папа – детский хирург, мама и тетя тоже врачи, но меня всегда привлекала «тяжелая» медицина. К хирургам у меня особое, трепетное отношение. Возможно, поэтому по первой специальности я стоматолог-хирург, а по второй – врач-профпатолог. Дальнейшее повышение квалификации я проходила в сфере организации здравоохранения. Если бы не «Медпрактика», которая является нашим семейным делом, то я стала бы практикующим врачом. Но поскольку этот проект создавался для помощи людям, мне пришлось сосредоточиться на организации лечебного процесса. Изначально «Медпрактика» задумывалась как центр гастроэнтерологии, но довольно скоро стало понятно, что причины заболеваний, с которыми к нам обращаются люди, чаще всего имеют системный характер и чтобы вылечить человека, нам нужно понимать, что происходит с его организмом в целом. Мы стали привлекать специалистов по основным областям здоровья человека, со временем сформировалась мощная диагностическая и операционная база, появилась собственная операционная, открылись филиалы «Медпрактики» в Бердске. Так за 12 лет работы сформировались центры современной медицины, где пациенты всегда могут получить медицинскую помощь.

Что значит в вашем представлении квалифицированная медицинская помощь сегодня?

В целом, задача врача заключается в том, чтобы вернуть пациенту качество жизни и помогать поддерживать это качество в дальнейшем. Но проблема в том, что у студентов современных вузов в большинстве случаев не формируется такое глубокое понимание врачебного долга. Молодые врачи привыкают работать по схеме: выслушать жалобу – выписать таблетки – назначить время следующего приема. Я сама поняла это, закончив университет. Нас учили, что человек – это скелет, мышцы, зубы, но не рассказывали о том, как врач должен выглядеть, как разговаривать с пациентом, чтобы завоевать его доверие с практической точки зрения. А ведь это очень важно! Современным вузам не хватает тех дисциплин, где бы практикующие специалисты рассказывали правду медицинских будней. Эпоха потребления закончилась, сегодня у людей на первый план вышли другие ценности: ценность здоровья, ценность семьи – и им важно знать, что врач эти ценности разделяет. Хорошо, если при клинике есть учебный центр, где врачей учат выстраивать комфортные, доверительные отношения с пациентами, и хорошо, если клиника может создать доктору для работы такие условия, при которых он будет сосредоточен не на зарабатывании денег, а на помощи людям. Далеко не у всех клиник есть такие возможности, и с точки зрения бизнеса это понятно: чтобы получать прибыль, ставку нужно делать на привлечение клиентов, а не на работу с персоналом. Но я никогда не рассматривала медицину как бизнес, поэтому в нашем учебном центре с врачами и администраторами постоянно работают тренеры, которые знают процесс изнутри, что немаловажно. Мы активно поддерживаем обратную связь с пациентами и прорабатываем буквально каждый отзыв, потому что благодаря отзывам, в том числе и отрицательным, я понимаю, над чем нам нужно работать. Можно сказать, что постоянное совершенствование качества услуг «Медпрактики» – это моя личная амбиция. И, поверьте, ее очень трудно, почти невозможно удовлетворить.

Почему, в отличие от многих медицинских брендов Новосибирска, вы не расширяете свою сеть медицинских учреждений и ваше имя не на каждом плакате?

Потому что, по правде говоря, содержать качественно даже один медицинский центр – это огромный труд. Только чтобы качественно управлять им, нужна команда из пяти-шести грамотных менеджеров. Я уже не говорю о самих врачах, в работе с которыми есть своя специфика. Хороший врач не терпит непрофессионализма и очень трепетно относится к своей репутации, поэтому предъявляет к команде, с которой работает, самые высокие требования. За 12 лет мы собрали в центрах «Медпрактики» очень хороших врачей и взяли на себя ответственность обеспечивать им достойные условия работы. Я лично стараюсь выстраивать доверительные отношения с каждым врачом, знаю его историю. У каждого сотрудника «Медпрактики» есть возможность за дополнительные скидки лечить в клинике членов своей семьи. Зная, какую серьезную психологическую нагрузку врачи испытывают на работе, мы приглашаем в наш учебный центр специалистов, которые рассказывают докторам, как справляться с эмоциональным выгоранием. Чтобы врачи работали по самым современным технологиям, мы поставили в наших центрах японское оборудование от одного из ведущих мировых производителей – компании Olympus, для работы на котором каждый доктор прошел обучение. Теперь представьте, что я, следуя тренду, открою центры «Медпрактика» по всему городу – чем и кем я буду их наполнять?

Разве появление новых современных медицинских центров не означает повышение уровня медицины в целом и не укрепляет бренд?

Если частных клиник становится слишком много, уровень медицины резко падает. Представьте: открывается новая шикарная клиника, а все хорошие врачи уже где-то работают. В такой ситуации руководство клиники готово принять на работу любого, кто согласится. Я уж не говорю о том, что само руководство уже, как правило, не имеет медицинского образования. В итоге пациенты не получают качественной медицинской помощи, и этот негативный опыт бросает тень на другие частные центры, которые давно на рынке. Я сама наблюдаю, как все чаще пациенты, уставшие от своих проблем и от некачественного сервиса, приходят к нам, уже настроенные на то, что и здесь их обманут, с негативом. А я считаю, что в клинике должна быть доверительная, домашняя атмосфера, что врачи должны заниматься лечением, а не зарабатыванием денег на пациентах, – и мы будем продолжать над этим работать. Несмотря на то, что наши центры заполнены пациентами, которые благодарят нас за помощь и рекомендуют родным и друзьям, мы еще многое можем улучшить.

Вы перфекционист. Это не мешает в работе?

«Медпрактика» – это детище, которое было создано моей семьей с нуля и в жизни которого я до сих пор принимаю непосредственное участие каждый день. Медицинский центр – это живой организм, который требует полной самоотдачи. Люди к нам приезжают со всей области, врачи принимают десятки человек в день, ежедневно идут операции, летом круглосуточно работают, принимая пациентов с укусами клещей. Мы почти не занимаемся рекламой и пиаром, не обращаем внимания на конкурентов: для нас гораздо важнее, чтобы пациенту помогли или оказали помощь и он ушел без негатива. Может быть, такое честное описание нашей работы не слишком соответствует образу «успешного бизнеса», но медицина – это не бизнес и не красивая картинка. Это тяжелый труд, с очень большой ответственностью, и самая большая награда за него – это не деньги, а благодарность людей.

Именно благодарность мотивирует вас заниматься благотворительностью, которой вы уделяете немало сил и времени. Зачем вам это нужно, ведь это прерогатива государства?

Наверное, да. В каком-то смысле благодарность – это и есть мой личный успех, потому что люди говорят «спасибо», когда ты даешь им то, в чем они нуждались. Собственно, и все лучшие идеи рождаются из потребностей людей. Так появился наш детский оздоровительный центр в Бердске. С точки зрения бизнеса он нам был не нужен. Но, наблюдая за работой нашего педиатрического центра, мы поняли, что в Бердске детям многого не хватает для полноценного выздоровления. Например, если на приеме у невролога выяснилось, что у ребенка высокий тонус в ножках или он плохо спит, ему рекомендована лечебная физкультура в воде, элементарный метод профилактики. Что делать родителям, если ближайший детский бассейн находится в Академгородке? Попробуйте поездить туда с грудничком. А тут в нескольких минутах ходьбы от педиатрического центра появляется гимнастика в воде, и тренер буквально по телефону может получать рекомендации от лечащего врача. Очень многое в этом центре предусмотрено для помощи детям с ограниченными возможностями – с  аутизмом и ДЦП. Это не свойственно частной медицине, но это мой взгляд на комплексное лечение и помощь особенным детям. Очень часто сталкиваюсь с людьми, которые от каких-то своих жизненных проблем не хотят входить в положение других людей и вместо помощи наносят вред. Но я всегда говорю: «Скажите жизни спасибо, что вашу семью эта проблема не коснулась». Например, при нашем педиатрическом центре в Бердске мы проводим дни бесплатного приема у педиатра или лора. А третьего июня при поддержке мэра города Бердска здесь прошел грандиозный праздник, посвященный Дню защиты детей, и мне не жалко на это денег, потому что детские улыбки и разноцветные шары в небе – это то, что наполняет энергией, чтобы еще больше помогать людям.

А вам не кажется, что все это должно делать государство?

Когда мы привозим грудничкам памперсы в дом малютки или приобретаем лекарства для одиноких стариков, меня не интересует, кто это должен делать. Меня интересует, что могу сделать лично я и моя команда. По этому же принципу мы обеспечиваем противоклещевым иммуноглобулином районы Новосибирской области, в которых наиболее высок риск заражения клещевым энцефалитом, проводим выездную вакцинацию. Если у государства в данный момент нет возможности сделать это, то кто, если не мы, окажет необходимую медицинскую помощь этим людям?

Государство как-то поддерживает частную медицину?

Честно говоря, я не слежу за тенденциями в здравоохранении, потому что занята внутренней работой. Но именно эту внутреннюю работу серьезно усложняют постоянные проверки надзорных органов. Одна проверка по больничным листам – и главный врач клиники несколько дней вынужден тратить на отчет, хотя он должен контролировать лечебный процесс, а не заниматься бумажной работой. Многие проверки инициируют пациенты, даже если они сами не всегда правы. И я думаю, руководители всех медицинских учреждений были бы благодарны, если бы представители надзорных органов, разбирая жалобы, хотя бы предварительно уточняли, что произошло, а не приходили сразу с карательными намерениями. Ведь, по сути, мы выполняем те же самые обязанности, что и муниципальные клиники, но, в отличие от них, не получаем финансовой поддержки от государства, и для нас имидж очень важен. И мы не просим. Нам просто нужно иметь возможность спокойно работать.

Есть ли доверие к врачам?

Сегодня буквально в каждом доме есть частная клиника – не стоит удивляться, что у пациентов уже нет ни доверия, ни уважения к белому халату, а количество жалоб на клиники города растет с каждым днем не только от пациентов, еще и конкуренты от бессилия не знают, что еще придумать.

Людмила, а как на этом рынке ориентироваться пациенту? Получается, даже если ты платишь деньги, нет гарантии, что тебя вылечат?

Гарантии нет и универсальных рекомендаций тоже – не будем говорить, что есть идеальные клиники, и оставим это на суд пациентов. Я обычно советую прислушиваться к отзывам друзей и знакомых, не читать сайты, где очень часто сидят «боты», и среди рекомендованных врачей искать своего. Ваш врач – это врач, которому вы будете доверять уже с первого приема. Если не будет доверия, то даже самый лучший специалист не сможет вам помочь. Например, среди специалистов «Медпрактики» я могу особенно рекомендовать гастроэнтерологов, гинекологов, педиатров, очень хорошая у нас хирургия. Абсолютно точно мы являемся лидерами области в борьбе с клещевыми инфекциями, так как более 10 лет работаем в этом направлении совместно с центром вирусологии и бактериологии «Вектор» и в теплый сезон во всех пяти центрах ежемесячно принимаем более 10 000 пациентов с укусами клещей. Это огромная нагрузка, требующая много знаний, и жалоб и проблем в работе тут не избежать, так как повышен эмоциональный фон.

А у вас как у руководителя медицинского центра, который много лет работает в этой отрасли, есть рецепт, как сохранить здоровье – свое и своих близких?

Вести здоровый образ жизни – сейчас это модно произносить, но, как правило, у каждого свой рецепт здоровья. Чтобы глобальных проблем со здоровьем не возникало в принципе, нужно относиться к своему организму осознанно. Многие люди доводят ситуацию до абсурда, занимаются самолечением, а потом смотрят на врача как на человека, который волшебной палочкой решит их проблему, или, напротив, обвиняют медицину в том, что она бессильна. Я удивляюсь тому, как часто люди живут в счастливой уверенности, что существует волшебная таблетка, которая помогает от всего, и совершенно не заботятся о себе сами. Думаю, это связано с ритмом жизни: много работы, времени нет, забежали на полчаса к врачу, получили рецепт, сняли симптомы заболевания и побежали дальше; честно говоря, я сама не пример (улыбается), но стараюсь. Правда, к здоровью детей мамы и папы стали относиться более осознанно, с удовольствием занимаются профилактикой и лечением у лучших специалистов. Но, дорогие родители, не забывайте уделять внимание себе и своей семье – помните, что вы нужны своим детям здоровыми.

Все же как вы обеспечиваете процесс лечения на должном уровне?

Скорость работы – вот мой личный рецепт. Мне помогает сделать это моя команда. У меня очень высокий темп работы – 90% людей не выдерживают такого темпа, но те люди, которые окружают меня сегодня, держат заданный ритм: с полуслова меня понимают, быстро решают задачи. Для меня это важно. За долгий срок работы, как показала практика, очень многие не могут работать в условиях многозадачности. Каждые два года мы воплощаем в жизнь какой-то новый проект – это правило, которое помогает развиваться и компании, и мне лично, но многие не готовы и боятся перемен. Им кажется, что повышается нагрузка, – да, но на первом этапе, а потом это становится интересно и развивает каждого, только такие люди могут работать в моей команде.

Вы так много говорите о работе, миссии, а сами вы как отдыхаете?

Я люблю работать (смеется) и работаю много, мой телефон не замолкает, потому что считаю, что нет предела совершенству, не могу быстро отключиться от работы. А отдыхать люблю с семьей, лучший отдых – это когда телефон молчит 24 часа, а я провожу время с родными на природе. Раз в год обязательно выехать на море, сменить обстановку, что и рекомендую каждому.

О ВОЗМОЖНЫХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯХ ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ СО СПЕЦИАЛИСТОМ

лицензия 54-01-003601 от 12.11.2015