От интернет-прав к интернет-обязанностям

5 / 2017     RU
От интернет-прав к интернет-обязанностям
Франческо Сансоне, президент консалтинговой компании VALORE, и Карло Альберто Карневале-Маффе
Карло Альберто Карневале-Маффе, старший лектор Школы менеджмента при Университете Боккони (Милан), делится с читателями журнала СТИЛЬ своими мыслями о том, каковы социальные, политические и экономические тренды развития Всемирной сети.

Юзерам закон не писан

Сегодня Интернет представляет собой уникальный способ организации социальных и экономических отношений, который заставляет пересмотреть понятие «физическая территория» как периметра юрисдикции и в некоторых случаях уже полностью заменяет «право места совершения сделки» на «право Сети». Это новый язык коллективных наднациональных правил, действующих в сообществе связанных между собой единомышленников, которые образуют критическую массу согласия с онлайн-стандартами де-факто. Поэтому Интернет должен стать новым институтом, социальной операционной системой, гибридом государственного и частного права. Только тогда его можно использовать как инструмент глобальной политики по защите покупательских прав.
Не стоит думать об Интернете как о месте, на которое распространяются традиционные права, сформулированные в статьях законов, как – достаточно спорно – предлагают поступить в своих «биллях о правах» многочисленные авторы. Недостаточно говорить и об «Интернете прав», под которым подразумевается размытая защита без учета того факта, что часто не существует юридического контрагента, способного обеспечить ее. Пришло время поговорить об «Интернете обязанностей», который призван преодолеть субъективную и приспособленческую политику, которая до сих пор используется в Сети. Это единственный способ превратить технологическую структуру в  настоящий социальный и рыночный институт.

Мировой бизнес в WhatsApp

Обязанности являются результатом договоренностей, достигнутых по свободной воле человека. Тем не менее в «Интернете обязанностей» на глазах государства свою значимость теряет традиционная монополия на законодательство, мониторинг исполнения договоров, а также монополия на санкции в случае их нарушения. Новые игроки мира технологий, законодательно и даже физически находящиеся вне национальной территории, оспаривают у государства примат права на законное принуждение. При этом ни один из них не способен управлять этой системой правил целиком. Таким образом, Интернет остается открытой системой связанных между собой договоренностей – связью «умных контрактов» (smart contracts). Меняется даже язык, на котором пишутся правила, – он больше не является буквенным текстом письменного закона, а представляет собой код алгоритма, основанного на стандартных протоколах, которые названы таковыми не по указанию централизованных властных структур, а на основании всеобщего согласия критической массы – посредством платформ, основанных на блокчейне. Сегодня подписать контракт так же легко, как скачать приложение, – более того, согласие, выраженное через приложение, сейчас является самой распространенной формой контрактного соглашения (каждый из нас ежедневно решает деловые вопросы по почте или в WhatsApp). Проверка его выполнения и применение возможных санкций вследствие его несоблюдения иногда требуют «инфорсмента» (обеспечения исполнения обязательств) со стороны законно установленных властей, исходя из трендов «критической массы» (hash power), то есть деятельности по статистике на глобальном уровне. Таким образом, «Интернет обязанностей» – это не путь к новой командно-административной надстройке, находящейся, по большей части, под управлением частных компаний, а возможность внедрить либеральную систему поощрений, которая, исходя из относительных цен (не только в денежном эквиваленте) на различные опции, облегчила бы выбор по направлению и построению «критической массы». Что могло бы гарантировать необходимую экономию для конкретных производств.

Неумолимая логика Сети

Попытки регламентировать Интернет как «территорию, находящуюся в юрисдикции закона» довольно систематичны и во многих случаях заслуживают доверия. Но часто они бывают неэффективны или – хуже всего – не имеют существенного значения. Реальность такова, что Интернет представляет собой социальную организацию, являющуюся альтернативой традиционным правилам, установленным политикой. Поэтому он все чаще идет против политики. Подумайте о ценности официального рейтинга гостиниц во времена TripAdvisor или о беспилотном автомобиле Tesla или Google, который передвигается без водителя в транспортной системе, основанной на традиционной юридической системе. Которая, к слову, существует в контексте полного информационного перекоса по сравнению с реальной ситуацией. Так, мы не можем ехать на красный, даже если за нами длинная очередь из машин, а в других направлениях нет никого. Или, например, дороги и парковки используются изолированно, на личное усмотрение каждого – вместо того чтобы создать общедоступную и понятную карту при поддержке динамичной системы ценового регулирования, которая обеспечила бы рациональное распределение. Все это приводит к снижению эффективности городского транспортного сообщения, а также продуктивности работы.
Вместе с тем Интернет является простым способом ухода из зоны государственной власти вследствие ее неприменимости. Даже не принимая в расчет дебаты о налогообложении крупных игроков Интернета, подумайте о праве на контроль и запись сообщений со стороны судебных властей. От этого можно легко уклониться благодаря использованию систем обмена сообщениями P2P (Человек–Человек), которые нельзя отследить.

Молчаливый враг Интернета

Само время бросает вызов государственной политике – с тем чтобы установить систему отношений свободного и массового характера, которые могли бы способствовать созданию «общественных благ», кои иначе не могут быть созданы. Политики, хоть и не в одиночку, могут воспользоваться выпавшим им уникальным шансом, чтобы инициировать подписание добровольных взаимосвязанных договоров. К сожалению, вызывает сомнение заинтересованность в подобном самих политиков, поскольку это ускорило бы потерю традиционной монополии законодательного принуждения. Следовательно, абсолютно очевидно, что политика, понимаемая в ключе «теории общественного выбора» является молчаливым и лютым врагом Интернета. Но как бы не задевало политиков это положение дел, установленное санкюлотами Сети, государственные мужи могут еще многое сделать для граждан благодаря именно Интернету. Так или иначе, на основании имеющихся у них полномочий они должны вмешаться в процесс рыночного обмена в Сети, который может обеспечить успех или спровоцировать крах радикальных социально-экономических инноваций. Сегодня на политиках лежит обязанность поддержать новую модель благосостояния мирового сообщества, которое в противном случае обречено на глобальные потрясения вследствие налогового кризиса государств.