Каждый юрист должен заниматься СВОИМ делом

6 / 2017     RU
Каждый юрист должен заниматься СВОИМ делом
Сергей Сергеев адвокат, член Центральной коллегии адвокатов Новосибирской области, эксперт в области уголовно-экономического права, правовой партнер компании «Легис»
О необходимости адвоката на стадии следствия, разнице между «обыском» и «осмотром», а также о деятельности узконаправленных специалистов для создания синергетического эффекта.

СТИЛЬ: Сергей, исходя из вашего почти 20-летнего опыта юридической практики, изменилось ли с конца 90-х отношение российских граждан к юриспруденции как таковой и к своим правам в частности? Какую тенденцию вы наблюдаете?

СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВ: Одним из больших, если можно так выразиться, недочетов нашей системы является то, что граждане не привыкли сразу обращаться за квалифицированной юридической помощью. Мы запомнили фразу из американских фильмов: «На все вопросы буду отвечать только в присутствии своего адвоката». Применять же ее пока не научились. Первым делом стараемся урегулировать проблему собственными силами, проходит время, и вдруг появляется обвинение, как снежный ком, который уже невозможно остановить, можно лишь попробовать направить его в более мягкое русло. Таким образом, надобность подключения компетентного адвоката еще на стадии следствия объективно необходима, предотвращает массу деталей, о которых непосвященный человек просто не догадывается, но которые способны сыграть ключевую роль в его ситуации. Приведу пример из практики: «следственным осмотром» является процесс именно осмотра помещения, где предположительно могут находиться доказательства, а «обыск» — возможность заняться их поиском. Получаем: осмотр — «смотрю, но не трогаю; если нахожу нечто подозрительное, изымаю», обыск — «трогаю, открываю, залезаю», в общем, занимаюсь непосредственно поиском улик. Какая ситуация произошла по факту: сотрудники правоохранительных органов пришли в компанию с протоколом осмотра, а произвели полноценный обыск, со всеми последствиями. Налицо нарушение порядка сбора доказательств, а клиент, до обращения к адвокату, и помыслить об этом не мог.

С какими запросами к вам чаще обращаются клиенты?

Уклонение от уплаты налогов, мошенничество, легализация доходов, полученных преступным путем, незаконные игорные заведения (казино), получение взятки, дача взятки, а также превышение должностных полномочий. Причем в деле может быть задействован не только бизнес, но и должностные лица органов государственной власти.

Насколько сегодня эта сфера подвержена законодательным изменениям? Как оградить себя от рисков оказаться фигурантом уголовного дела?

Правовые нормы претерпевают массу изменений, это постоянная динамика самых разных сфер законодательного регулирования, присущая всей нашей системе, хотя базовые кодексы принимались еще в конце 90-х – начале 2000-х годов. Поэтому, если компания уповает на «всеохватность» знаний юриста по разным отраслям права — она серьезно рискует. Мало прекрасно разбираться в составлении договоров, когда нужно грамотно среагировать на то или иное процессуальное действие правоохранительного органа, заглянуть вперед, опереться на личную практику. То же самое можно сказать о службах безопасности, ставших в последнее время наиболее популярным решением для крупных организаций, — ни рядовой юрист, ни служба безопасности не имеют статуса адвоката и его компетенций, и, соответственно, кроме совершения звонков и наблюдения за ситуацией, они никоим образом не могут помочь в разрешении серьезного вопроса, грозящего топ-менеджменту и собственникам уголовным преследованием.

На что нужно обращать внимание при выборе адвоката?

Юриспруденция любит классику: ответственность, честность, исполнительность, репутация. Отмечу, что важна не патетика этих терминов, а действительный набор качеств конкретных людей, подкрепленный делом. Очень важна и их специализация, даже узконаправленность. На чаше весов сегодня главенствует профессионализм, ориентирование в деталях. Юридический кругозор обязателен, но невозможно быть специалистом во всем, нужно стать фанатом своего направления, погрузиться в него и отслеживать развитие: от законопроектов и мнений экспертов до судебной практики, как личной, так и практики коллег. Только тогда ты сможешь оказывать людям помощь на высоком уровне, переводить для них язык права на язык жизни. Схожими принципами руководствуется, например, юридическая компания «Легис» и ее создатель Максим Пикалов. Такой подход, знания узконаправленных специалистов компании очевидно важны и полезны не только на правовом рынке в целом, но и в среде его профессионалов, предоставляя возможность обращаться к опыту друг друга в самых сложных и запутанных делах. Каждый должен заниматься своим делом, только тогда, при объединении усилий для решения какого-либо вопроса, создается мощный синергетический эффект.