Машины не станут умнее людей, но это не повод для оптимизма...

6 / 2017     RU
Машины не станут умнее людей, но это не повод для оптимизма...
Владимир Накоряков академик РАН, специалист в области теплофизики и физической гидродинамики
Наш постоянный автор, Владимир Елиферьевич Накоряков, вновь делится с читателями журнала СТИЛЬ своим мнением об отечественном образовании и современном обществе.

На выпускных экзаменах в 11-м классе была предложена тема сочинения «Почему нельзя сделать машину умнее человека?» Ответ на этот вопрос я попросил дать нескольких взрослых и подростков. Значительная часть ответов имела тот смысл, что у машины нет души, а так как определение слова «душа» никому не ясно, это уже не объяснение.

Почему нельзя сделать машину умнее человека? У меня на этот вопрос ответ простой: мозг человека работает по аналоговому принципу. Вектор возмущений, передающих сигнал, непрерывный в зависимости от частоты. Спектр современного компьютера счетный, хотя везде плотный — такая терминология в этой науке. Современные конструкторы вычислительных машин должны снова вернуться к машинам аналоговым, например, таким, как «Эльбрус».

Возникает вопрос, стоит ли детям задавать такие глубокие вопросы? Неужели мало других тем — связанных с литературой России, классической и современной? Имеют ли они представление об экономическом состоянии страны?

Я глубоко отрицательно отношусь к сдаче ЕГЭ в той форме, в какой сейчас он есть. Классическая форма приема по результатам экзаменов в школах, конечно, более предпочтительна. Наверное, следует пойти на сокращение школ-одиннадцатилеток. Восьмилетнего образования достаточно, чтобы поступать в средние учебные заведения. Стоит ли оканчивать экономический факультет знаменитого Новосибирского государственного университета, чтобы работать менеджером в универмаге или гастрономе? Шесть лет напряженной учебы и труд профессоров — всё идет на ветер.
Сейчас ситуация даже с высшим образованием критическая. Там, где были в недавнее время бакалавры, специалисты из хороших вузов, теперь — выпускники, не знающие абсолютно ничего, они даже не могут ответить на вопрос, что такое логарифм. Этот факт подтверждается свидетелями. Наша страна с массовым средним образованием дает иллюзию доучивания на производстве. Про это несколько раз говорили руководители образования. Говорить об общем развитии, знании литературы не стоит вообще. Один из аспирантов поверил, что я участвовал в Первой мировой войне.
Я хорошо отношусь к Соловьеву. У него острые, содержательные программы. Меня удивило, насколько наивно он судит о нашей молодежи. Его следовало бы пригласить в студию, где собраны люди с улицы, и попросить их рассказать о Пугачеве, Екатерине II или пересказать «Анну Каренину». Думаю, что Соловьев будет потрясен.

интернет-блог: www.nakoryakov.blogspot.com