Технопром–2017: «Делай в России!»

6 / 2017     RU

Главной целью V Международного форума технологического развития являлась разработка предложений по повышению конкурентоспособности российской экономики в условиях «новой промышленной революции». О стратегиях, задачах, а также итогах уже проделанной в данном сегменте работы расскажут первые лица страны и Новосибирской области.

 Сергей Меняйло,
полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе:

«Я рад, что V Международный форум технологического развития «Технопром» посвящен перспективам развития отечественной промышленности и проходит под девизом «Делай в России». Хочется, чтобы в дальнейшем этот девиз звучал как «Сделано в России». Для обеспечения технологического прорыва у нашей страны есть всё необходимое: передовые технологии, наукоемкие производства, а главное, богатые интеллектуальные ресурсы. Несмотря на то, что задачи, поставленные перед научным сообществом и промышленностью, достаточно сложны, они реальны, о чем свидетельствуют достижения нашего военно-промышленного комплекса. Российская экономика в состоянии сконцентрироваться на поставленных задачах, преодолевать проблемы и в таких нестабильных экономических условиях выигрывать в конкурентной борьбе. Потенциал нашей оборонной промышленности может стать базисом для выпуска высокотехнологичной продукции гражданского назначения – реализации на практике идей изобретателей, конструкторов, ученых и инженеров. К слову, предприятия оборонно-промышленного комплекса, работающие в регионах округа, за последние несколько лет показали значительный рост гражданской продукции. На всех флагманских направлениях, определяющих технологический инновационный потенциал страны, широко представлены сибирские предприятия. Новая промышленная революция должна охватить не только оборонный, но и весь научно-промышленный комплекс страны. В ряде регионов России, в том числе и в Новосибирской области, уже есть интересные наработки в области реиндустриализации. Федеральный центр поддерживает усилия таких регионов-инноваторов – это позволяет постепенно выработать подходы к созданию в стране новой государственной промышленной политики».


 

 Дмитрий Рогозин,
заместитель Председателя Правительства Российской Федерации:

«Промышленно-оборонный комплекс России в значительной степени до сих пор остается неким государством в государстве. Данная система поддерживается целым рядом барьеров, включая систему самообразования, модель финансирования контрактов, контрольными лицензионными процедурами и, конечно, психологией участников этого рынка. Безусловно, определенная специфика военной промышленности, окруженная неким ореолом тайны, была, есть и будет, что абсолютно оправданно. Ведь в военной науке и оборонной промышленности сосредоточены самые передовые разработки, позволяющие нашей стране, не такой большой по количеству населения, обеспечивать свою безопасность на протяженных сухопутных и морских границах. Для этого при ограниченности финансовых ресурсов необходим особый талант, концентрация воли и ресурсов на самых важных, приоритетных направлениях. Подобный подход всегда был визитной карточкой как советского, так и российского оборонного комплекса – делать качественно, недорого и не всегда в благоприятных условиях. Чтобы эффективно действовать таким образом на гражданских, в том числе открытых, рынках, нужно сблизить параметры корпоративной среды в оборонно-промышленном секторе. В коллегии ВПК сегодня огромное количество временного и человеческого ресурса тратится на то, чтобы решить: как сделать так, чтобы это «государство в государстве» стало эффективно с точки зрения поддержки гражданских секторов экономики. Мировые примеры говорят о диверсификации ОПК как о дороге с двухсторонним движением, предполагая не только активность военных поставщиков на гражданском рынке, но и организацию производственной продукции военного назначения на гражданских негосударственных предприятиях. Приход стратегически мыслящих и компетентных инвесторов может открывать перед компаниями и целыми отраслями новые перспективы – в этой части ярким примером может выступить концерн «Калашников». Говоря о проблемах диверсификации, часто ссылаются на то, что работа в системе государственных оборонных заказов и открытых рынков требует принципиально разных организационных и управленческих моделей и компетенций – это действительно так, поэтому в качестве решения данного вопроса возможно создание в рамках уже сложившихся структур особых бизнес-единиц, которые бы отвечали за гражданское направление. Главная задача – преодолеть банальную разобщенность и отсутствие информации друг о друге, потому что отечественные компании вообще редко знают, что происходит у их соседей. Зачастую это мешает технологическому обмену данными, а вследствие – импортозамещению как вопросу, остро стоящему на повестке дня. Преобладание импорта в закупках компаний часто является следствием не объективного превосходства западных технологий, а лишь сложившихся привычек и невнимания к тому, что происходит в нашей стране. Сегодня существует ряд российских разработок, которые значительно дешевле и не уступают по качеству западным, – работа с такими компаниями будет значительно стимулировать развитие рынка РФ. Сегодня комиссией по импортозамещению, возглавленной Д.А. Медведевым, а также иными структурами прилагается много усилий, чтобы развернуть закупочную политику российских крупных компаний и разного профиля ведомств в сторону промышленности нашей страны. Конечно, данная деятельность часто встречает сопротивление внутри государства – по причине укорененных привычек, а также простого нежелания закупать продукцию на российском рынке. Но помощь, как ни странно, пришла к нам извне – в виде введенных против страны санкций. По сути, санкционная политика делает нашу ставку на реиндустриализацию России безальтернативной».


 

 Григорий Трубников,
заместитель министра образования и науки Российской Федерации:


«На данный момент научное сообщество сформировало план реализации Стратегии научно-технологического развития, содержащий порядка 40–45 мероприятий, и базовые аспекты, вокруг которых формулировался данный план, таковы: 1) управление наукой и научной политикой; 2) подготовка кадров; 3) развитие научно-исследовательской инфраструктуры; 4) взаимодействие науки и экономики; 5) научно-техническое сотрудничество. Хочется использовать площадку Технопрома для создания некого мозгового штурма, в ходе которого можно если не решить, то наметить план решения таких задач, как гражданская наука и ВПК – мне кажется, именно сейчас наступил момент, когда гражданская наука в перспективе могла бы загрузить заказами военно-промышленный комплекс; взаимодействие академической и вузовской науки – каким образом найти баланс между двумя этими важными для страны направлениями, чтобы ни на одной чаше весов не возникало существенного перекоса, как это происходит сейчас; роль РАН в реализации Стратегии научно-технологического развития. Ведь В.В. Путин на индивидуальной встрече с членами Академии наук сказал: РАН должна быть штабом исследований по распознаванию вызовов и определению перспектив развития науки».


 

 Владимир Иванов,
заместитель президента Российской академии наук:


«Целью научно-технологического развития России является обеспечение независимости и конкурентоспособности нашей страны за счет создания эффективной системы наращивания и использования интеллектуального потенциала нации. Принципиальным моментом, отраженным в утвержденной президентом Стратегии научно-технологического развития, является роль фундаментальной науки, которая долгое время воспринималась как второстепенная. Сегодня она является стратегическим ресурсом и системообразующим институтом государства. Но стоит понимать, что фундаментальная наука находит свое практическое применение лишь спустя 10, 20, 30 лет после проведенных исследований: через этот срок бизнес-среда страны получает новый виток в своем развитии. Из чего следует, что от состояния науки зависит то, в каком положении находится бизнес, а, следовательно, чтобы предприниматели имели возможность всегда иметь самые передовые технологии, они должны вкладывать ресурсы в развитие фундаментальных знаний. Также важными направлениями в стратегии развития России является обеспечение качества жизни, что в современных условиях напрямую зависит от уровня развития науки и технологии, и развитие территорий. Исходя из вышесказанного, основными задачами можно считать: в краткосрочной перспективе – импортозамещение, в долгосрочной перспективе – реиндустриализацию и переход на постиндустриальный технологический уклад».


 

 Владимир Городецкий,
губернатор Новосибирской области:

«По прошествии года с момента утверждения программы реиндустриализации, Новосибирскую область можно рассматривать в качестве пилотного региона, который сегодня осуществляет свою собственную модель экономического развития, основанную на реализации основных конкурентных преимуществ нашего региона, эффективных управленческих решениях, уникальных технологиях, и воплощении в жизнь принципа опоры на собственные силы. Такой путь развития стал возможен благодаря не только сохраненному научно-образовательному и промышленному потенциалу НСО, но и точкам роста инновационно-технологического бизнеса. В нашем регионе сегодня достаточно диверсифицирована экономика, что отражается в валовом продукте, объем которого составляет 1 триллион рублей. Также регион обладает развитым научно-технологическим сегментом, доля которого составляет 23%, что на 5-6% выше средних российских показателей. Научно-образовательный комплекс Новосибирска является одним из крупнейших в стране и включает в себя 45 научно-исследовательских институтов РАН и 40 научных организаций других ведомостей. В государственном научном центре вирусологии и биотехнологии «Вектор» наукограда Кольцово численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, превышает 21 000 человек, а индустриальный комплекс области сегодня представлен более чем 200 крупными и средними предприятиями, 1700 высокотехнологичными компаниями и 95 000 частных предпринимателей. Хочется отметить, что НСО занимает сегодня пятое место в рейтинге инновационных регионов России. В настоящее время перед нами стоит задача поступательной реализации накопленного потенциала, поиск и развитие новых точек роста экономики области. В начале 2016 года была принята Программа реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года, ориентированная на использование и организацию производства конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг, которая уже приносит первые практические результаты. На данный момент прошло уже три заседания рабочей группы по программе реиндустриализации региона, на которых было рассмотрено восемь проектов, касающихся автоматизации систем управления технологическими процессами, промышленного производства углеродных нанотрубок и модификаторов, развития новосибирского кластера высокотехнологичной медицины в области кардиологии и ортопедии, организации производства современных биотехнологических препаратов и ферментов для кормопроизводства».


 

 Анатолий Локоть,
мэр Новосибирска:

«Мы стоим на пороге новой технологической революции, по¬этому именно сейчас необходимо обсудить этапы, цели и задачи, которые предстоит решать нам в самое ближайшее время. В рамках темы «Город в новой технологической революции» нужно понять, каким образом модернизировать Новосибирск, чтобы он соответствовал комфорту граждан и тому времени, в котором мы живем. Это новые системы управления движением, энергетикой, освещением, утилизации отходов, а также многие другие технологии, возможность применить которые для решения нужд нашего мегаполиса существует. Также на повестке дня стоит тема поиска инвесторов для внедрения данных технологий, поэтому одной из основных целей является создание такого климата в данной области, чтобы он был привлекателен для новосибирских предпринимателей. Безусловно, часть средств будет выделена из бюджета города, но полностью преобразовать Новосибирск за счет городских средств, к сожалению, не удастся».