Белый фестиваль

7 / 2017     RU
Белый фестиваль
Юлия Рубина заслуженная артистка России, концертмейстер Филармонического камерного оркестра
В рамках «Белого фестиваля» мы узнали о том, как наша публика относится к дресс-коду, зачем люди ходят на концерты классической музыки и почему музыканты Филармонического камерного оркестра дважды надевают свадебное платье.

СТИЛЬ: Юлия, расскажите немного о создании «Белого фестиваля». Откуда появилась такая идея?

ЮЛИЯ РУБИНА: Идея была трансформирована и предложена директором нашего Филармонического камерного оркестра — Аленой Болквадзе. Частично она была подсмотрена во Франции. С 2002 года в Париже в первые выходные октября проходят знаменитые «Nuitblanche» – «Белые ночи». Похожие акции проводятся и в других мировых столицах.

В Новосибирске мы пока не можем «вырасти» до подобного роскошного ночного фестиваля с насыщенной культурной программой и проводить ночные концерты (что, кстати, с оглушительным с успехом делает сейчас Теодор Курентзис). Но мы решили, что вполне в наших силах объединить визуальную красоту белого цвета, символизирующего духовность, свет и высшие божественные силы, с эстетикой классических музыкальных произведений. Мы представили, как наши юноши и девушки — музыканты, а также наша замечательная публика будут роскошно выглядеть в элегантных белых нарядах и насколько это органично соотнесется с музыкальным искусством, и несколько лет назад решили организовать чудесный летний «Концерт в белом», объявили белый дресс-код. На следующий год проект переродился в целый фестиваль. Сегодня мы проводим его уже третий раз. И я надеюсь, традиция встречаться в последние летние дни останется с нами на долгие годы. Тем более что культурная среда Новосибирска не так насыщена в августовский период. Поэтому встретиться – музыкантам и зрителям, да еще и в такой возвышенной обстановке — просто прекрасно.

Насколько для зрителей приемлем формат дресс-кода?

На самом деле публика с удовольствием поддерживает подобный концептуальный формат. С одной стороны, в нашем ритме большого города не всегда есть возможность, так скажем, «выгулять» светлые наряды, а ведь именно летом они смотрятся особенно изысканно, с другой стороны, это прекрасный повод проявить фантазию — и поиграть с сочетанием белых аксессуаров. Одним словом, «Белый фестиваль» дает возможность показать себя во всей красе. Кстати, наши девочки (музыканты — прим. ред.) иногда даже выступают в своих прекрасных свадебных платьях! Это бесконечная радость — еще раз примерить на себя то, что, по идее, надеваешь всего один раз в жизни. И смотрятся они на сцене, конечно, просто волшебно.

Фестиваль проводится уже в третий раз — не стало ли это для вас, музыкантов, обыденностью?

Для артистов период этого фестиваля — особое, очень радостное время, радость от встречи с коллегами, ведь это первая серия концертов после летнего отпуска. Конечно, это и радость смены имиджа. Представьте наш стандартный дресс-код: черные платья, белые рубашки и фраки, настраивающие на серьезный академический лад. А здесь можно «вздохнуть», почувствовать себя иначе, более легко, свободно (ведь белый цвет символизирует также свободу), но не менее возвышенно. И конечно, это долгожданная радость от встречи с публикой! Обыденность? Нет, это невозможно!

Что дают зрителям подобные концерты? Для чего они приходят?

Не секрет, что во все времена люди хотят «хлеба и зрелищ». И даже подобные мероприятия — это отголосок этого желания. Прийти, посмотреть, насладиться, показать себя, пообщаться… Но это одна сторона.

Когда встречаешь талантливого творческого человека и начинаешь чувствовать его мир, познавать его искусство, дышать его идеями, это невероятно вдохновляет и именно это наполняет созидательной энергией!

Каждый раз, находясь на сцене, мы, музыканты, создаем другой вдохновенный мир, иную Вселенную — за время концерта мы проживаем целую удивительную жизнь. Конечно, нам просто необходимо взаимодействовать с публикой, делиться этим вдохновением, этими глубочайшими эмоциями, погружать слушателя в наш мир – и этот взаимообмен энергиями и есть то, ради чего приходит публика на концерты, и то, ради чего живут артисты. Безусловно, у каждого человека есть свои каналы вдохновения, ведь чтобы отдать, нужно сначала наполниться. Для меня таким источником является природа. Можно бесконечно наблюдать за облаками, гулять по лесу, слушать пение птиц, созерцать, дышать, чувствовать… И конечно, вдохновляют интересные люди. Когда встречаешь талантливого творческого человека и начинаешь чувствовать его мир, познавать его искусство, дышать его идеями, это невероятно вдохновляет и именно это наполняет созидательной энергией!

Отличается ли восприятие музыки в рамках какой-либо визуальной концепции от случая, когда каждый приходит в своей одежде, а музыканты в своих повседневных нарядах?

Мне кажется, что восприятие музыки в какой-то мере все-таки зависит от общей концепции и эстетики мероприятия. Но забавно: когда я была студенткой, училась в Москве, то регулярно посещала Большой театр. В джинсах. На фоне роскошных интерьеров, в толпе чопорной и изысканной публики преклонного возраста именно джинсы тогда и выглядели не очень уместно… Но свойство юности — нигилизм, и, в конце концов, погружаться в волшебство с первыми аккордами увертюры и наслаждаться восхитительными, роскошными голосами Нестеренко, Архиповой, Образцовой, Пьявко и Атлантова можно в любой одежде. Ведь настрой на восприятие высшего искусства, прежде всего, внутри нас. Хотя дресс-код — вещь, безусловно, необходимая и организующая. Согласитесь, любая женщина на каблуках и в прекрасном платье чувствует себя несколько иначе. Но ведь и на собственную свадьбу можно пойти в джинсах, вопрос лишь в том — насколько вам комфортно, празднично и как вы хотите себя ощущать.