Игры разума

8 / 2017     RU
Игры разума
Максим Пикалов руководитель агентства по юридическому и бухгалтерскому сопровождению «Легис»
У новосибирского эксперта по налоговому праву Максима Пикалова за 10 лет практики сложился свой стиль работы, который в целом отражает характер деловой среды в нашем регионе.

О правовой культуре в России

Свое первое образование я получал в Новосибирском военном институте имени генерала армии И. К. Яковлева, и с армейским законом мне все было понятно: «Есть такая профессия — Родину защищать». С гражданской специализацией все оказалось интереснее: уже в институте я начал понимать, что юристы делятся на две категории — тех, кто хорошо знает закон, и тех, кто, хорошо зная закон, умеет грамотно выстраивать тактику и стратегию дела, а также человеческие отношения со всеми участниками этого процесса. Такова особенность правовой системы в России и нашего менталитета в целом. Только принимая условия этой игры, ты можешь защитить свои интересы и интересы своих клиентов — становишься сильным игроком. Мне это понравилось.

Об умении выигрывать

После института я не остался в армии, я попал в сферу продаж, два года занимался продвижением консалтинговых услуг — это помогло мне отточить значимую для юриста компетенцию переговоров. В современной правовой сфере работает только принцип компромисса — «выиграл–выиграл». И речь идет не о банальном заработке, а о надежном, долгосрочном сотрудничестве, в котором партнеры учитывают интересы друг друга. Например, стоит ли упрекать районную администрацию за нерасторопность в выделении предпринимателю, по его обращению, соседствующего земельного участка, если свой он содержит, пренебрегая элементарным порядком? Дружище, не торопись искать обходные пути, возможно, достаточно прибраться на территории и показать, что твой бизнес украшает город, что дела ты ведешь социально ответственно.

О манере общения с клиентом

В 2008 году я начал самостоятельно работать на рынке консалтинговых услуг, и я помню, какие снобы трудились в этой сфере: юристы разговаривали с клиентами с позиции бога. Сейчас отрасль трансформируется: налоговый консультант или бухгалтер для бизнесмена — это кто-то вроде семейного доктора, с ним можно поделиться всеми своими проблемами. Найти такого человека не так просто. Доверие предполагает легкость и открытость, отсутствие дистанции в общении. Поэтому я всегда разговариваю с клиентом как с партнером: мы встречаемся там, где нам обоим комфортно, я всегда на связи в течение дня и за уважение и порядочность по отношению к себе всегда плачу той же монетой, выполняя свои обязательства многим больше, чем на сто процентов.

О культуре бизнеса в Сибири

Мой собственный бизнес развивался параллельно с бизнесом многих моих клиентов. Это позволило мне получить хороший опыт в решении нестандартных задач на всех этапах становления организации и понять, как меняется со временем рынок. Раньше коммерсанты, не имеющие штатных юристов, скептически относились и к юристам на аутсорсинге — примерно до тех пор, пока гонка за выживание на рынке и желание максимально извлекать прибыль не загоняли их в ситуацию, когда это обходилось в сумму несравнимо большую, чем выстраивание системы правовой безопасности в компании. Сейчас руководители поняли значимость привлечения узких специалистов и вместе с опытом у них появились повышенные требования к нашей работе. Сегодня клиента интересует не процесс решения задачи — его интересует результат.

О гонораре

Мне неинтересны гонорары за дела, не приносящие никакого практического результата заказчику. В некоторые проекты я захожу без денег на старте, но участвую в той прибыли, которую клиент получит в результате моей работы. В этом случае я заинтересован в результате так же, как и он, — мы работаем как партнеры. Я получаю удовольствие от того, что становлюсь участником большой интеллектуальной игры. Эта не та шаблонная деятельность, в которой вязнут многие и многие юридические агентства, – масштаб задач моих клиентов и география их присутствия весомы: мы работаем и в межрегиональном формате, конечно же, с Москвой и с Санкт-Петербургом. Это тот уровень, на котором мне по-настоящему интересно и который определяет ценность моих услуг.