В любой непонятной ситуации – ДУМАЙ

8 / 2017     RU
В любой непонятной ситуации – ДУМАЙ
Максим Дорофеев корпоративный прокрастинолог, автор книги «Джедайские техники»
В современном мире слово «прокрастинация» стало верным товарищем каждому, кто завален кучей обязательств, дел, обещаний. «Начну с понедельника», «Подождет до завтра» — девизы нашего времени. А если мы скажем, что это можно изменить?

 Опираясь на оригинальное видение основателя сайта WBW (Wait But Why) Тима Урбана, представленное на международной конференции TED, то, что происходит в голове у человека «Завтра» или «Попозже», можно объяснить через персонажей, обитающих там:
Обезьянка сиюминутного удовольствия — существо, способное выполнять исключительно простые, не требующие затрат мыслетоплива задачи. Например: совершить звонок, купить хлеб, найти данные. То, что люди могут делать машинально, особо не концентрируясь. А еще обезьянка очень любит смотреть видео с котиками и листать ленту в соцсетях.
Рациональный тип — существо, являющееся отражением своего названия. Именно он берет под свой контроль выполнение так называемых проектов, таких, которые будут не по силам обезьянке. Сюда можно отнести подготовку отчета, проведение совещания, написание диссертации.
 Панический монстр — бодрящее, дающее «пенделя», а порой и вдохновляющее существо. Оно приходит, когда вы, вместо того чтобы работать над проектом с рациональным типом, уже час листаете ленту на Facebook со своей обезьянкой.
Тараканы (дополнение Максима Дорофеева) — существа, появившиеся в нашей жизни в тот момент, когда психике требовалась защита. Опасность миновала, а тараканы остались. Эти ребята появляются в голове посредством некоторых мыслей, например: «Если мне никто не звонит, значит, я никому не нужен», «Для них это применимо, но я-то особенный», «Это не срочно», «Я ж не дебил! Это просто не работает» и т. д.
 Перед тем как объяснить, какие же роли выполняют данные персонажи в голове прокрастинатора, хочется немного углубиться в их мотивацию.
Обезьянка сиюминутного удовольствия не знает прошлого и не думает о будущем, она не строит планов, не ставит целей, она живет только в настоящем моменте. А значит, всё, чего она хочет, — чтобы было легко и весело. Именно сейчас. Ей абсолютно неважно, ожидает ли завтра ваш партнер по бизнесу новое коммерческое предложение, ей важно не напрягать ваш мозг: поел, попил, расслабился, посмеялся — вот, что ей нужно.
Рациональный тип, в свою очередь, существо, рожденное посредством эволюции, в тот момент, когда у людей появились обязанности, планы, ответственность, определенная социальная иерархия. Он знает, что вам действительно нужно сделать, чтобы, например, подняться по карьерной лестнице, осуществить важный и масштабный проект. Рациональному типу хочется делать то, что реально имеет смысл. Бывают моменты, когда обезьянка и тип действуют заодно, к примеру, когда вы несколько часов посвятили себя работе, а вечером решили прогуляться и поужинать в ресторане, — такому раскладу рады все, но, к сожалению, добиться гармонии и баланса в мозгу прокрастинатора очень и очень трудно. Тогда возникает конфликт.
 Знакомая ситуация? А теперь давайте поговорим о том, что же с этим делать.
Во первых, осознать, что каждое «входящее сообщение», под которым подразумевается всё — от просьбы коллеги до эсэмэски, письма, звонка, требует осмысления, а в дальнейшем применения на практике. То есть, если Валерий Константинович попросил вас подготовить контент-план по продвижению бренда, последовательность действий такова: принять информацию, понять, что с ней делать, и претворить это в жизнь. Для более простого и удобного восприятия предлагается расформировать «входящие» на четыре основные категории:
 — Задачи (то, что может выполнить даже Обезьянка);
— Проекты (подвластные лишь Рациональному типу либо Обезьянке при поддержке Типа);
— Встречи (не требующие дополнительной обработки — есть дата, время, место, вам просто нужно там быть в определенный момент жизни);
— Информация (то, что мы получаем из внешнего мира, это не всегда нужно «здесь и сейчас», но может пригодиться в будущем).
Итак, мы получили письмо от Валерия Константиновича со следующим содержанием: «Андрей, подготовь мне к 25 октября 2017 года 11:00 часам утра контент-план по продвижению бренда. Уточни у Игоря, какие уже существуют наработки». Что мы имеем: встречу (25 октября 2017 года в 11:00), проект (подготовка контент-плана) и задачу (звонок Игорю). Проект мы также можем разложить на последовательные задачи: 1) позвонить Игорю, узнать о его наработках; 2) прочитать предыдущий контент-план; 3) выписать его плюсы и минусы; 4) разработать новую концепцию на основе предыдущего пункта; 5) представить всё это в виде презентации. Разбивая проект на задачи, мы облегчаем жизнь Обезьянке, которая, видя простоту и легкость каждого пункта, не будет воспринимать написание контент-плана как нечто масштабное, трудное и требующее большое количество мыслетоплива. Да, возможно такое расформировывание простой, казалось бы, просьбы Валерия Константиновича, займет больше времени, чем обычно. Да, это так. Но помните ли вы ситуации, когда, открывая рабочую почту и видя десять подобных писем, вы думали: «Ну, 25 октября только через неделю, значит, пару дней ждет» или «Сейчас сделаю что-то полегче (имеются в виду задачи, не связанные с составлением контент-плана), а потом вернусь к этой, более сложной». А затем вам звонит жена и просит забрать ребенка из школы, у вашего подчиненного ломается компьютер, и вы вынуждены ехать в сервис, автомобиль уво-зит эвакуатор и до конца дня вам приходится путешествовать по городу. Эти всегда появляющиеся и неожиданные задачи, требующие немедленного решения, зачастую выводят человека из равновесия. Хотя стоит отметить, что в большинстве случаев мы переоцениваем их значимость, ссылаясь на экстренность их появления.

ИТАК, ЧТО ДЕЛАТЬ:
«В ЛЮБОЙ НЕПОНЯТНОЙ СИТУАЦИИ — ДУМАЙ»

Максим Дорофеев, тренинг «Джедайская техника пустого инбокса и доведения дел до ума»

1. Учимся составлять план действий, понятный Обезьянке.
2. Экономим мыслетопливо для важных вещей, не растрачиваемся на мелкие экстренные дела, учимся жить в осознанности — действительно понимать, что мы делаем в данный момент времени.
3. Осознаем свои реальные цели. Приступая к выполнению задачи, задаем себе вопрос: «Чтобы что?» Например, вам нужно сегодня забрать ребенка из школы, чтобы что? Чтобы провести с ним больше времени. Чтобы что? Чтобы показать ему свою заботу. Чтобы что? Чтобы семья жила в атмосфере любви и гармонии. И так далее.
4. Периодически проводим параллель между реальными целями и в действительности выполнимыми (на основе третьего пункта).
5. Составляя список задач на день, пробуем хотя бы изредка выполнять в первую очередь те, которые хочется, а не которые нужно. Ваша эффективность будет повышаться.
6. Подводим итоги своей деятельности ежедневно (за один день), еженедельно (за неделю) и ежемесячно (соответственно, за весь месяц).