Что делать, чтобы в Новосибирск пришли деньги?

9 / 2017     RU
Что делать, чтобы в Новосибирск пришли деньги?
Александр Новиков ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления
С этим вопросом мы обратились в Новосибирский государственный университет экономики и управления (Нархоз), который недавно отметил 50-летие и имеет возможность направить свой интеллектуальный ресурс на развитие экономики региона.

СТИЛЬ: Александр Владимирович, на какие ресурсы нужно опираться, чтобы привести экономику Новосибирской области в соответствие со статусом «столица Сибири»?

АЛЕКСАНДР НОВИКОВ: Очевидно, что Новосибирская область не богата природными ресурсами, на которые в своем развитии опираются многие сибирские регионы. Новосибирск — столица Сибири, и ее столичный статус определяют, прежде всего, люди — активные, талантливые, понимающие, чего они хотят от жизни, и способные предложить адекватную концепцию развития Новосибирска и Новосибирской области.

На чем могла бы быть основана такая концепция?

На мой взгляд, в настоящее время существует недооценка значимости финансового сектора для развития региона. Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, других отраслей — это, безусловно, очень важно, но требует финансовых ресурсов. А чтобы они привлекались, концентрировались в регионе, нужны соответствующая политика и осмысленная программа. Финансы имеют свои потоки, логистику, инфраструктуру, и в этом смысле они не отличаются от материальных товаров.

С этих позиций Новосибирск может стать финансовым центром Сибири. Для этого у нас есть все предпосылки. В 90‑е годы, когда строительство капитализма только начиналось, на федеральном уровне были выбраны пять городов: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и Владивосток, — где предполагалось создание условий для выполнения функций финансовых центров. В то время программа активно развивалась. Были созданы финансовая инфраструктура (биржи, депозитарии, регистраторы), большое количество самостоятельных банков и небанковских участников финансового рынка, институциональных, в том числе коллективных инвесторов. Параллельно модернизировались аэропорт и вокзал, строились новые дороги, бизнес-центры, гостиницы. Все это создавало комфортную среду для работы как местного бизнеса, так и привлеченных инвесторов, в том числе зарубежных.

Почему эта тенденция не получила развития?

Во‑первых, у нас не было комплексной программы, направленной на развитие и удержание крупных финансовых организаций в регионе. Почему-то считается, что на региональном уровне поддерживать нужно только реальный сектор экономики. Но ведь именно финансовые организации являлись и являются одними из крупнейших налогоплательщиков в региональный бюджет. Поскольку множество крупных местных финансовых организаций или закрылись, или переехали в Москву, мы потеряли не только доходы в бюджет, но и высокопрофессиональные кадры, и технологии, и сопутствующий бизнес. Во‑вторых, никто не ставил задачи сделать Новосибирск местом концентрации финансов, привлечь в регион крупных внешних игроков. Считается, что финансы придут вслед за производством, но это происходит далеко не всегда так. Я не раз озвучивал свое предложение: давайте официально объявим Новосибирск региональным финансовым центром. В конце концов, есть же постановление Правительства Российской Федерации, которое объявило финансовым центром Москву, и деваться было некуда, пришлось создавать соответствующую инфраструктуру. Но объявить мало — нужно проработать реальный план действий и приложить усилия, чтобы здесь появились люди, компании, технологии. Мы стоим на пороге технологической революции, которая существенно изменит финансовый рынок.  А будет ли регион в этом каким-то образом участвовать? Есть целый комплекс вопросов, требующих осмысления и просчитанной дорожной карты. Но сейчас эти вопросы не решаются, и нет даже понимания, что их нужно решать. Впрочем, недавно мэр Новосибирска Анатолий Локоть задумал создать стратегию развития города, и наш вуз входит в рабочую группу по созданию этой стратегии. Мы поддерживаем инициативу Анатолия Евгеньевича.

С чего рекомендуете начать?

Поскольку создание финансового центра предполагает привлечение в регион финансов, первое, что необходимо, — понять, кому и в связи с чем интересна Новосибирская область, определить инвестиционные предпочтения потенциальных инвесторов (как реальных, так и портфельных). Сейчас много говорят об инвестиционной привлекательности региона. Но что за этим стоит? Для кого мы ее повышаем? Какие задачи инвесторов решаются? В чем наши особенности по сравнению с нашими соседями — Томском, Красноярском, Омском, другими городами, которые тоже имеют такие же программы, проекты, меры поддержки? Для оценки предпочтений инвесторов давно разработаны специальные методики, учитывающие его требования. Нужно провести такой анализ и четко сформулировать, что мы можем предложить потенциальным партнерам в России и за рубежом. Кроме того, есть региональные компании, которые могут привлечь инвестиции с внешнего рынка капитала через инструменты финансового рынка, но сейчас внешний рынок капитала воспринимают только в виде кредитов. А ведь это не только кредиты, но и акции, облигации, то есть финансовые инструменты, у которых есть свои технологии применения и для работы с которыми требуются конкретные специалисты. Это дает принципиально другие возможности для позиционирования и развития местного бизнеса.

Производство в качестве точки роста вы вообще не рассматриваете?

Производство развивать важно, но недостаточно. Чтобы система была устойчивой, нужно несколько точек опоры. И точек роста должно быть несколько, в том числе одна — финансовый рынок. В Новосибирской области есть программа реиндустриализации, но она не отвечает на вопросы, как это будет финансироваться, будут ли для реализации проектов привлечены крупные российские или зарубежные инвесторы, финансовые организации, какие будут использоваться технологии привлечения ресурсов. Предполагается, что каждое предприятие, участвующее в программе, должно самостоятельно решать эти вопросы.

Что нужно для изменений? Политическая воля?

Да, и в первую очередь — региональная. Напрасно думать, что в Москве кто-то примет решение о том, что Новосибирск ни с того ни с сего будет финансовым центром. Если сейчас Правительство выделит Новосибирск, то Казань или Екатеринбург скажут: «Почему не мы?» Поэтому нам надо самим поставить перед собой такую амбициозную задачу — стать региональным финансовым центром, где сосредоточены все необходимые финансовые инструменты.

Получается, сейчас политической воли нет? Иначе почему мы тормозим в развитии?

У нас в областном правительстве и в мэрии есть понимающие руководители — наш вуз, например, давно и достаточно продуктивно сотрудничает с министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области. Но задачи, о которых я говорю, требуют гораздо более широкого подхода, при котором будет понятно, что будет делать правительство области, чтобы в Новосибирск пришли деньги. Я сейчас с интересом смотрю на первые шаги нашего нового губернатора — какого уровня людей он привлечет в свою команду? Думаю, что Андрею Травникову нужно постараться выйти за периметр официального окружения, в котором находился прежний губернатор, и поговорить с другими людьми, которые имеют какие-то альтернативные суждения, независимые мнения. Если он захочет это сделать, встречу можно организовать на нашей площадке. Наш вуз также может выступать в качестве эксперта или разработчика программ экономического развития региона и муниципалитетов. Мы готовы еще в большей степени вовлекаться в реальную повестку развития Новосибирской области, ведь у нас очень интересная программа развития вуза, нацеленная на потребности Сибири и Новосибирской области.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Павел Новгородов, проректор НГУЭУ по стратегическому развитию и внешним связямСтратегия Новосибирского государственного университета экономики и управления до 2025 года разработана с учетом федеральных и региональных программ развития и связана с пониманием новой роли университета в экономике и обществе.

Многие вузы в нашей стране до сих пор работают по стандартам, заложенным в еще советское время. Это формат, когда университет является системой в себе, в то время как сегодня во всем мире вузы становятся более открытыми системами, они активно взаимодействуют друг с другом, с бизнесом, сами становятся источником предпринимательской активности, возрастает их роль в развитии отраслей и целых регионов (пример, Стэнфорд в США и создание Кремниевой долины). Это так называемая модель Университета 3.0. Весь мир, в том числе и Россия, смотрит на эту модель и старается ее реализовать. В частности, вице-премьер Ольга Голодец год назад заявила о приоритетном национальном проекте «Вузы как центры пространства создания инноваций». Но просто скопировать американскую модель, к которой они эволюционным путем шли столетиями, нельзя. У нас совсем другая культура, менталитет и отношение к образовательной деятельности – российские профессора в основной массе не готовы открывать инновационные частные компании.

Но изменения необходимы, и в своей стратегии мы постарались предложить соответствующие решения. Вуз активно интегрируется в реальную повестку (прежде всего, региональную), осуществляется переход к проблемно ориентированному образованию (вместо «чему учим» — «для чего учим»), а в ближайшее время будет открыт проектный офис по внедрению модели «предпринимательского университета» в НГУЭУ, который, в частности, предполагает формирование у студентов предпринимательского мышления и вовлечение людей с предпринимательским опытом в деятельность вуза.