Хулиганы в законе

9 / 2017     RU
Хулиганы в законе
Владимир Кузнецов и Алексей Столяров, основатели жанра пранк-журналистики
Какие последствия пранк может иметь для публичных людей и можно ли от него защититься – два самых знаменитых хулигана России рассказали в своей первой книге «По ком звонит телефон».

СТИЛЬ: По ком все-таки звонит телефон? Кому в первую очередь будет интересна ваша книга?
Во первых, тем, кто так или иначе интересуется политикой, ведь именно люди из этого мира чаще всего становятся субъектами наших нападок. Из книги можно узнать, как работают механизмы внутри данной области, различные секреты и тонкости. Это касается и геополитики, и политики региональной. Люди в возрасте 35+ — это как раз-таки наша аудитория.
Она будет полезна именно журналистам, пиарщикам и непосредственно представителям политической элиты. В информационном плане и, возможно, в плане того, чтобы самим быть готовым к пранку и вовремя суметь от него защититься. Хотя это спорный вопрос. Практически все уже знают о таком явлении, как пранк, но до сих пор ведутся и умудряются попадать в абсолютно нелепые ситуации при разговоре с нами.
По сути, любому может пригодиться то, чем мы занимаемся и о чем пишем. Мы показываем, как можно достучаться до человека, найти его номер телефона, когда сделать это очень тяжело; как заводить связи; как подать себя для того, чтобы выбить нужную тебе информацию, — это необходимо для людей многих профессий и сфер.
В своих розыгрышах вы всеми силами пытаетесь выбить из своих жертв какие-то секреты, покопаться в нижнем белье собеседника. Что делать вашей аудитории с этой информацией?
Все-таки политики и люди шоу-бизнеса публичны и должны всегда быть готовы к проверке на вшивость. У каждого создан некий образ, в котором он существует, и разоблачать этот образ вполне нормально. Людям всегда интересно посмотреть на истинное лицо звезд.
Благодаря нашему ремеслу люди могут делать правдивые выводы о депутатах, высших руководителях, и у них есть шанс сформировать свой настоящий облик, а не тот красивый, который показывают по телевизору. В конце концов понять, что не стоит создавать себе кумира, если это касается, например, звезд шоу-бизнеса. Мы пытаемся показать, что они тоже вполне обычные люди и не всегда бывают чем-то лучше других.
В этом плане периодически шокируют как раз-таки звезды эстрады и их поведение. Поразительным бывает различие их глянцевой жизни и реальной, иногда это вгоняет в полный ужас.
Но бывают же ситуации, когда человека застают врасплох, и он невольно показывает себя не с лучшей стороны.
Ну, понимаете, мы никогда не пытаемся изначально показать, что некий человек плохой. Мы не даем никаких оценок, и просто рассказываем, какой он есть или каким может быть, а уже ваша задача для себя решить, как к нему относиться.
Даже если опять вернуться к нашей книге, то стоит сказать, что это не призыв к действию. Мы не говорим: «Пранк — это хорошо, давайте всех разыгрывать». Тем более что конкуренты нам не особо нужны — нас двоих вполне хватает. Нельзя даже сказать, что это какая-то автобиография или история успеха, ведь мы лишь в самом начале своего пути. Это просто история наших пранков, и пусть каждый сам думает, как к ним относиться.
Ваш жанр эволюционировал от просто телефонных розыгрышей до пранк-журналистики. В чем отличие?
В информации. Мы не вторгаемся в личное пространство, пранк — просто способ эту информацию получить. Мы не общаемся с человеком на темы его личной жизни, наоборот — поднимаем общественно важные политические вопросы. Если касаться вопроса этики, то к официальным журналистам нас вряд ли можно причислить, потому что нам зачастую приходится отходить от каких-то принятых в мире журналистики норм и следовать своим правилам. Наше сходство в том, что мы тоже проводим расследование, и герои наших пранков должны быть готовы к различным провокациям и выводу на чистую воду.
Можно сказать, что из простой шутки это вылилось во что-то серьезное?
Да, наверное, так и есть. Люди жаждут прозрачности, и мы пытаемся ее добиться. Чаще всего наши разоблачения происходят после каких-то скандалов на региональном и мировом уровне. В нашей «коллекции» есть несколько уже бывших губернаторов и мэров различных городов, и наши пранки заметно ускорили процесс их смещения с постов.
Например, та же история с Коломойским — бывшим губернатором Днепропетровской области.
Записи наших с ним разговоров послужили отправной точкой его отставки. А материалы о подрыве ЛЭП в Херсонской области легли в основу уголовного дела, что также является нашей заслугой. Все данные об организаторах и исполнителях теракта мы напрямую передали Наталье Поклонской, когда та была еще прокурором Крыма. Так что нынешнюю нашу деятельность вряд ли можно назвать забавной.
Кстати, нам часто поступают заказы на какое-либо расследование, а также просьбы различных чиновников о проведении различных региональных подковерных игр, но мы в такие дела даже не лезем и всегда действуем сами по себе.
Нас трудно обвинить в ангажированности, мы не выполняем ничьих указаний и действуем независимо даже на международной арене, тем самым, возможно, создаем положительный имидж для всех отечественных СМИ в целом. Такой вывод можно сделать, исходя хотя бы из одного из наших самых громких пранков со спецпредставителем США по вопросам Украины Куртом Волкером. Узнав о том, что был разыгран, он отнесся к этому с позитивом и даже был восхищен нашим профессионализмом, заявив, что это свидетельствует об открытости российских СМИ.
Не секрет, что раньше за информацию о каком-нибудь политике могли и «убрать». Не боитесь действовать так смело?
Время изменилось. Мы привыкли заниматься своим делом и стараемся о таком даже не думать. Тем более что нас можно отнести к фигурам публичным. Да, раньше, когда мы еще не были известны, нам часто поступали различные обвинения и угрозы. Но сейчас тому, кто решит нам как-то откровенно мешать, лучше этого не делать, так как есть шанс навредить своему же имиджу, это будет просто глупо и есть возможность, что лишний раз в прессе или интернете ты будешь выглядеть из-за этого полным идиотом. Поэтому в данном плане мы чувствуем себя вполне безопасно. Да и в последнее время мы начали замечать, что стали популярны даже среди людей из мира политики. Наверное, они тоже понимают, что с нами лучше дружить, чем нет.
Занимаетесь ли вы сейчас еще чем-нибудь, кроме пранков?
Недавно запустили шоу в интернете под названием REAL TALK. Первым нашим гостем был известный политический деятель Виталий Милонов, который оказался довольно интересным и веселым человеком. В жизни он немного отличается от того эпатажного образа, который сам себе создал. Несмотря на то что многие считают его сумасшедшим и человеком, который непонятно, как попал в политику, он на самом деле выполняет намного больше полезных вещей, чем его внешне более спокойные коллеги по цеху.
Например, как многие губернаторы, которые творят абсолютно безумные вещи. Причем у них есть интересная общая тенденция — во всем видеть попытку какой-то провокации.
Был один такой персонаж — губернатор Иркутской области Левченко. При проверке какой-то обветшалой больницы один местный чиновник провалился ногой в дырку в деревянном полу. И при разговоре с нами наш губернатор не переставал указывать на то, что это все было подстроено журналистами или даже работниками самой больницы. Нас не покидало ощущение, что он реально в это верит. При этом губернатор так и не захотел взять вину за эту дырку на себя.
Есть что-то гоголевское в этой истории. Можно ли сказать, что губернатор — это некий, вполне конкретный типаж человека?
Они действительно очень похожи — все, с кем мы общались. Может, должность на них так влияет. Даже внешний вид и манера вести разговор идентичны. Касается это именно губернаторов, будто вышли они все из какого-то одного заведения.

Будьте честными и открытыми, и тогда у нас просто
не будет повода вам звонить

Если касаться тех же провокаций: дорог в городе нет — провокация, разговор записали — провокация. Плюс вечное перекладывание ответственности на других. А когда начинаешь на них по телефону давить, они обещают, что все починят, все исправят, дороги отремонтируют, да и деньги на все это резко находятся. В этом лавировании они реально очень схожи, и зачастую все это выглядит довольно глупо.
Как вести себя людям, которые занимают определенное положение в обществе, чтобы не попасться на вашу удочку и не быть разыгранным?
Просто всегда говорить правду, как бы банально это ни звучало. Политику — вести себя честно с избирателями, чиновнику — не воровать, людям из шоу-бизнеса — быть более открытыми. Тогда у нас просто не будет повода им звонить, эта тема не будет интересна людям. А если ты уже вляпался в какую-то скандальную историю, то жди нашего звонка (хотя никто никогда не думает, что позвонят именно ему). В данном контексте наша работа выполняет вполне поучительную функцию. Мы не взламываем почтовые ящики, не присылаем лживые письма, мы просто разговариваем по телефону и даже не нарушаем никаких законов, поэтому у наших «жертв» даже нет повода обратиться в суд — мы чисты. Мы просто пытаемся добиться правды.